Цели:
- учить детей чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать сказку с другими произведениями;
- учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (фантастические превращения, противопоставление, афористичность языка).
- воспитывать интерес к сказкам, доброжелательное отношение к персонажам сказки.
Ход занятия
Беседа педагога с детьми:
Ребята, я знаю, что вам очень нравятся сказки. Вы сами их с удовольствием сочиняете.
-Назовите русские народные сказки?
- Кто их написал? Почему их так называют?
- Недавно мы с вами читали другие сказки, назовите их?
“Волшебник изумрудного города”, “Золотой ключик”, “Незнайка в солнечном городе”.
- Кто написал эти сказки? (А. Толстой, А. Волков, Н. Носов)
- Как их называют? (Авторские)
Приём превращения педагог с помощью атрибутов превращается в Незнайку.
- Кто я? Вы узнали меня друзья?
- Хотя меня зовут Незнайкой, как вы думаете, умею ли я читать и писать?
- Я умею не только читать и писать, но и фантазировать, мечтать, но всегда немного ленюсь.
- Знаете ли, вы кто, забравшись в укромное место, мечтает вместе со мной о разных чудесах?
- Правильно Кнопочка!
Рассказ воспитателя.
Мы с Кнопочкой не только мечтаем, но и спорим: что лучше шапка-неведимка или ковёр-самолёт, гусли-самоигры или сапоги-скороходы.
- А вы как думаете?
Проблемная ситуация:
- Вот если бы у нас с Кнопочкой была бы волшебная палочка, тогда можно только желать чего-нибудь и ничего не учить. “Хочу…”
- Можно без труда чего-нибудь добиться?
Работа с пословицами.
- Вспомните пословицы о труде, о друзьях.
“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”
Незнайка: - Эта пословица ко мне подходит, т.к. у меня очень много друзей.
- Назовите их скорей?
Инсценировка (ребёнок Пёстренький).
Незнайка: Я хочу вас познакомить с другом Пёстреньким.
- Почему его так зовут?
Пёстренький:
“Никогда не мойте тело
Шею, руки и лицо
Это грязное занятье не приводит ни к чему”.
- Вспомните главное правило Пёстренького.
- Давайте попробуем дать ему полезные советы.
Игра со шляпой:
- Из чего сделана шляпа?
- Кто её выкраивал?
- Кто её шил?
- Какими инструментами они пользовались при работе?
- Как вы думаете, удобна ли она, для постоянного ношения?
- А тогда почему я её ношу?
Вот видите моя шляпа непростая, а с секретом. Про неё можно не только вопросы составлять и задавать, но и в небылицы играть. – А вы их быстро исправлять.
- Иголка шила ниткой.
- Ножницы резали ткань.
- Нитки наматывались на катушку.
- Шляпа на голове.
Игровой момент.
Скучновато что-то стало. Не пора ли нам отправиться друзья в путешествие. Но у нас нет ковра самолёта? На чём же мы поедим?
- А не построить ли нам братцы, сказочный автомобиль. Жаль только, что с нами нет Шпунтика и Винтика. Но у нас есть чертёж.
Работа с чертежом.
Дети рассматривают чертёж и строят автомобиль из пазлов.
- Усаживайтесь все по удобнее, нажимаю на педаль газа по ехали…
“Ехали, ехали, к перекрёстку приехали” - определяем направление стрелок.
Направо – Солнечный город.
Налево – Земляной город.
Прямо – Каменный город.
- Мы с вами отправляемся в путешествие в Солнечный город, а пока едим. Будем с вами внимательно рассматривать встречный транспорт.
Рассматривание рисунков детей. (Дети рассказывают про свои машины).
- Это что за машина? Сенокосилка?
- Нет, это универсальный круговой комбайн. Он срезает траву, вспахивает землю, сажает зёрна и боронит. Трава срезается, измельчается и снова попадает в землю, получается удобрение. А сама машина ходит по кругу и называется циркулярка.
- А вот слева что-то виднеется. Это машина – радиолярия. Она разрыхляет землю и уничтожает сорняки и личинки насекомых.
- Почему же в ней нет шофёра?
- Она управляется радиоволнами. На машине наверху кабины есть зеркальный шар – это радиопередатчик.
- Ой, смотрите коротышки на турболёте.
- А это, что за машина?
- Она представляет собой трубу на роликах. Пассажиры сидят на верху, а изнутри трубы сгорают газы. На такой машине лучше всего ездить зимой, сидишь как на печке.
- Кто из героев сказки тоже ездил на печи?
Незнайка: “Ехали мы, ехали и в город мы приехали”.
- Давайте прогуляемся пешком по улицам, да рассмотрим архитектуру Солнечного города. Она здесь очень необычная.
Рассматривание моделей домов. (Дети комментируют свои модели для Незнайки)
Вот дом построен ступеньками, а вместо лифта – эскалатор. А спускаются коротышки по желобу, как с горки на ковриках.
- Страшновато наверно?
- Сейчас мы с вами пойдём в музыкальный переулок, где дома построены в виде музыкальных инструментов, в них живут коротышки-музыканты, или те которые любят петь и танцевать.
- А это что за заповедник? Здесь построены дома на высоких колоннах, они бывают прямые и кривые. Дома немного наклонены набок.
- Как вы думаете, в таких домах удобно жить?
- Конечно, нет! В таких домах жили мрачные, злые коротышки. А сейчас они пустуют.
- Как вы думаете, а для чего нужно, чтобы дом вертелся? Разве плохо когда дом стоит спокойно?
Опыт.
Сейчас мы с вами проверим. Дом, который находится перед нами, совершает полный оборот за час. Поэтому в каждое окно заходит солнце, с какой бы стороны оно не находилось. Значит все квартиры светлые и весёлые. В этих квартирах живут счастливые малышки коротышки.
Творческое задание детям.
Ну, а сейчас мне, ребята, пора, хочу слетать на луну.
А вам я предлагаю сделать или нарисовать мне такую ракету, чтобы я покорил Марс.
Желаю вам удачи! Досвидания! Я полетел!