Тема урока: "Оксиды". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель: закрепление знаний по теме, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи:

Образовательные — закрепление первоначальных знаний о строении, свойствах, получении и применении оксидов.

Воспитательные — формирование умения работать коллективно,оценивать свои возможности и знания товарищей.

Развивающие — развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, синтеза; развитие познавательной активности и творческой деятельности.

Тип урока — закрепление знаний.

Оборудование: колбы с оксидами водорода, углерода, кремния, кальция; плакаты-рисунки с изображением сказочных избушек; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Мотивация

Учитель зачитывает эпиграф:
“Куда не глянь –
Кругом оксиды.
Оксидам слава и хвала”

Обсуждается эпиграф и определяются цели урока.

II. Закрепление знаний, отработка навыков и умений

На демонстрационном столе находятся колбы с оксидами: Н2О, СО2, СаО, SiО2.

Формулы оксидов водорода, углерода (IV) и кремния написаны крупным шрифтом на фигурках из картона, изображающих каплю воды, облако, кристалл горного хрусталя. Фигурки прикреплены к колбам.

Формула оксида кальция нарисована на колбе с соответствующим оксидом. Формулы этих же оксидов написаны на доске.

Учитель, демонстрируя формулы, ведёт беседу с классом.

Вопросы:

1. Формулы каких соединений вы видите перед собой?

2. По каким признакам можно определить, что перед вами формулы оксидов?

3. Что такое оксиды? Дайте определение.

4. Что такое бинарные соединения? Приведите примеры.

5. Как читаются формулы оксидов? Прочитайте формулы оксидов, написанных на доске.

6. Как называются оксиды? Дайте название оксидам, формулы которых вы видите.

7.Как правильно составить формулу оксида? Составьте формулу оксида натрия и оксида серы (VI ).

Учащиеся отвечают на вопросы с места.

Для закрепления умения составлять формулы оксидов, учитель демонстрирует правило “Креста” используя игровой момент. (Составляет формулу оксида алюминия и одновременно строит дом для оксида.)

Учитель: “Я строю дом. Фундамент в нем — замес двух элементов”.

(Учитель рисует фундамент и записывает на нём формулы химических элементов, образующих оксид, напоминая, что кислород пишется на втором месте.)

Я строю дом.

А стен в нём — две (так как кислород двухвалентен)

(Учитель рисует две стены.)

Я строю дом.

А окон в нём — три (так как алюминий трёхвалентен.)

(Учитель рисует три окна и проставляет валентности химических элементов над их знаками.)

Я строю дом.

А крыша в нём —

Крест на крест составляется,

И всё,что лишнее здесь есть —

Сейчас же сокращается.”

(Учитель рисует крышу и выводит формулу оксида алюминия по правилу “Креста”, на фундаменте дома.)

На доске появляется избушка, в которой уютно устроился оксид алюминия.

Учащимся предлагается построить дом для оксида бария.

Работа выполняется у доски и в тетрадях.

Затем учитель демонстрирует рисунки, на которых изображены избушки с разным количеством окон (количество окон показывает валентность элемента, образующего оксид) и просит предложить формулы оксидов, которые могли бы поселиться здесь.

Учащиеся обсуждают и записывают формулы соответствующих оксидов.

Для закрепления знаний о свойствах, получении и применении оксидов учитель возвращает учащихся к демонстрационному столу, где находятся колбы с оксидами. Учитель, демонстрируя колбы, ведёт беседу с классом.

Вопросы:

1. Почему формулы веществ, находящихся в колбах, изображены на таких фигурках (капля воды, облако, кристалл горного хрусталя)?

2. Охарактеризуйте физические свойства веществ, находящихся в колбах.

3. К какому типу оксидов относятся эти вещества?

4. Дайте определение кислотным и основным оксидам.

5. Охарактеризуйте химические свойства кислотных и основных оксидов.

6. В результате, каких химических процессов образуются оксиды в природе?

7. Составьте уравнения реакций, соответствующие следующим превращениям веществ:

Какое практическое применение имеют последние превращения в обоих случаях?

8. Расскажите о применении оксидов кальция, углерода, водорода, кремния в промышленности и быту.

9. С какими ещё оксидами встречаетесь вы в повседневной жизни? Расскажите об их применении.

10. Справедлив ли эпиграф, прозвучавший в начале урока:

“Куда не глянь —
Кругом оксиды.
Оксидам слава и хвала”?

Сделайте вывод.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и делают соответствующий вывод.

Учитель дополняет ответы учащихся.

III. Проверка усвоения знаний и умений

Для проверки усвоения знаний и умений учитель предлагает учащимся самостоятельную работу по вариантам.

Задания для первого варианта:

1. Выпишите из следующего списка веществ кислотные оксиды:

Р2О5, Н24, Nа2О, Са(ОН)2, ВаО, СН3ОН, SiО2, СuО, НNО3, СrО3,Nа24.

2. Составьте формулы оксидов следующих химических элементов: N(II), СI(VII).

3. Составьте уравнения реакций, соответствующие следующим превращениям веществ:

Задания для второго варианта:

1.Выпишите из следующего списка веществ основные оксиды:

Р2О5, Н24, Nа2О, Са(ОН)2, ВаО, СН3ОН, SiО2, СuО, НNО3, СrО3,Nа24.

2. Составьте формулы оксидов следующих химических элементов: Рb(IV), Р(III).

3.Составьте уравнения реакций, соответствующие следующим превращениям веществ:

img4.tif (35803 bytes)

После выполнения самостоятельной работы учащиеся обмениваются тетрадями, обсуждают выполнение задания, исправляют ошибки (ответы представлены на доске).

Оценивают работу друг друга. По окончании урока самостоятельные работы сдают учителю. Для проверки усвоения знаний о применении оксидов, учитель предлагает учащимся отгадать загадки:

Загадки:

1.

Он в граните и в песке,
В каолините, и в стекле.
Кристалл его прозрачен -
Любуйтесь на него.
Всё это об оксиде
А формула его ………..

2.

Я удивительный оксид.
Меня ты сможешь загасить.
Хотя огнём я не горю,
Зато я все здесь побелю.
Добавь ко мне чуть-чуть песка —
Я плиты склею на века.

3.

Он в атмосфере, в воде рек и морей.
Он в газах вулканов, в дыханье людей.
Он пища растений и одеяло Земли.
В воде растворим он: не бойся, глотни.
Он жидкою пеной погасит огонь.
А если он твёрдый, то лучше не тронь!
Замёрзнешь!

4. О каком оксиде речь?

“Лейся, лейся ключ отрадный.” А. С. Пушкин.

IV. Подведение итогов

Учитель с учащимися обсуждает достижение целей урока и оценивает работу учащихся.

V. Домашнее задание

Учитель предлагает составить формулы оксидов марганца, в которых он проявляет валентность (II, III, IV, VII) и построить многоэтажный дом для его оксидов.

Список литературы

1. Минченков Е.Е.,Зазнобина Л.С.,Смирнова Т.В. “Химия:Учебник для 8-го класса средней общеобразовательной школы”. Москва, Школьная пресса, 2002.

2. Кукушкин Ю.Н. “Химия вокруг нас”, Москва,1992.

3. Бобров Л., Василевский В. “Путешевствие в страну элементов”. Сборник. М., “Молодая гвардия”,1963.

4. Пичурина Г.В. “Повторяем химию. (На примерах из повседневной жизни)”, Москва, “Аркти”, 1999.