Развитие зрительно-пространственных представлений в коррекции оптической дисграфии

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • учить различать кинетически сходные буквы л - м путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие, память и мышление;
  • обогащать словарный запас учащихся по теме “Дикие животные зимой”;
  • развивать навыки звукового анализа и синтеза, зрительно-пространственные, временные представления;
  • способствовать воспитанию самостоятельности и самоконтроля на письме.

Дидактические средства: колокольчик; игрушки лисы, медведя, совы; бархатная бумага, нитки; рисунок сказочного леса; буквы, выложенные из фасоли и семечек (на карточках); карточки, покрытые пленкой на каждого учащегося (элементы букв, слоги, слова, “зашифрованные” слова); таблица с недописанными буквами;  таблица-опора с буквами “л” и “м”; изограф (дятел), ребус (волк); конверты со словами (пропущены буквы “л” и “м”); лист бумаги, геометрический материал (солнышко, берлога, елочка, лось); лист бумаги в клетку.

Ход занятия

I. Организационный момент

  • Приветствие.
  • Готовность к уроку (проверьте, все ли у вас готово к занятию: тетрадь лежит справа от вас, все остальное — слева).
  • Настрой на работу.

Всю ночь шел снег…
А утром! Что за чудо!
Как будто за ночь
Кем-то было велено
Все обновить…
И вот уже побелено.
Деревьев и кустов
Раскидистые кроны
Пушистый снег
Слегка по веткам тронул
И превратил в узоры, кружева
Доселе голые кусты и дерева.
Так чисто и светло.
А это значит,
Что с чистотой душевной
День мой начат…

Понравилось стихотворение? А что значит с “чистотой душевной”? (Ответы.) Мне очень хочется, чтобы каждый ваш день начинался с чистоты душевной.

II. Работа по пособию “Круглый год”

Скажите, о каком времени года говорилось в стихотворении? Какие слова помогли это понять? Назовите зимние месяцы. А сейчас какой месяц? Какой сегодня по счету день декабря? Назовите сегодняшний день недели. А какой день недели был вчера? А завтра будет? Какую фишку ставим в календарь? Запишите число.

III. Сообщение целей урока

Зима всегда приносит подарки. Какие? (Ответы.) Разгадайте, что сегодня приготовила зима.

1. Отгадайте загадку и возьмите 1 звук отгадки. (С)

Я как песчинка мал,

А землю покрываю.

Я из воды, а в воздухе летаю.

Как пух лежу я на лугах

И как алмаз, блещу я на полях.

Следующая буква – в желтом нижнем окошке. (К)

Рисунок 1

Возьмите 4-й звук названия первого зимнего месяца. (А)

Эта буква находится в голубом верхнем окошке. (З)

Назовите противоположное значение слова длинный (короткий). Возьмите 1 звук. (К)

Возьмите букву из нижнего зеленого окошка. (А)

Какое слово получилось? (Сказка.) Почему в этом слове пишется буква “з”?

Сегодня мы отправимся в волшебную сказку, и будем учиться различать буквы в белом нижнем и верхнем красном окошке. Какие это буквы? (“Л”, “М”.) Для чего нужно уметь их различать? (Ответы.) Записываем тему урока.

Итак, вы готовы отправиться в сказку?

Когда колокольчик прозвонит в 3 раз, нужно 2 раза топнуть левой ногой, 3 раза хлопнуть над головой, повернуться в правую сторону и произнести: “1, 2, 3 — сказка в гости приходи!”

IV. Сравнение артикуляции звуков

В одном сказочном лесу жила-была… Хитрая плутовка, рыжая головка, пышный хвост-краса. А кто же это?.. (Лиса.)

Лиса по лесу похаживает, лиса шубоньку поглаживает. (Показ.)

  • Назовите 1 звук в слове “лиса”. Как правильно его произнести? Охарактеризуйте его.

И очень уж лисоньке не нравилась зима. А почему? (Ответы.) Заметила лиса такую особенность: как только медведь спать ложится, так сразу зима наступает.

  • Какой 1 звук в слове “медведь”? Как правильно его произнести? Охарактеризуйте его. В чем отличие звуков?

Думала лисонька, думала и придумала медведю спать не давать. Вот тогда-то и зима не наступит! Пригорюнился мишка, задумался. Ведь не привык он зимой бродить, что делать-то ему в зимнем лесу?

Ничего, косолапенький,- говорит лиса. Без дела не останешься!

V. Сравнение написания букв. Конструирование букв

1. И стала лиса медведя грамоте обучать.

Рисунок 2

a) Из скольких элементов состоит буква эль? Из каких элементов?

b) Из скольких элементов состоит буква эм? Из каких элементов?

c) Что общего в написании букв? Что разного?

Лиса — стройная, изящная, тонкая, и буква “л” такая же.

Медведь — могучий, мощный, большой, и буква “м” такая же.

2. Найдите в сказочном лесу буквы “л” и “м”.

Рисунок 3

3. Выложите букву эль слева на бархатной бумаге, а букву эм — справа.

4. Найдите и подчеркните на 1 строке только букву “л” а на 2 строке только букву “м”.

Запишите их количество в окошечке. Проверка.

Рисунок 4

5. Расшифруйте запись(3 и 4 строчки). Проверка.

6. Узнайте букву наощупь. (Работа в парах по инструкции).

VI. Работа со слогами

1. Научился медведь грамоте, а спать все равно хочется. Тогда лиса стала медведю песни петь со своим звуком, а мишка запел со своим. (Учащиеся “поют” за медведя).

Л.: ла-ла-ла М.: ма-ма-ма

ло-ло-ло мо-мо-мо

лу-лу-лу му-му-му

ла-ло-ла ма-мо-ма

лу-ла-лу му-ма-му

2. Да так у них складно получилось, что медведь записал песенку. Но где-то написал лишний слог. Какой и почему?

ма-ла-ма-ля (мягк.)

ля-мя-ла-мя (тверд.)

мя-ме-ля-ми (с буквой л)

3. Расшифруйте слоги (№ 5).

VII. Динамическая пауза

Представьте, что у вас на носу карандашик. Напишите на потолке письменную букву “л”, на доске - письменную букву “м”.

VIII. Графический диктант

Бредут лиса и медведь по лесу, песенки поют. И чтобы им не заблудиться, начертим дорожку. Инструкция: от точки 3 клетки вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево,1 клетка вниз, и повторяем.

IX. Работа со словами

Идут они по тропинке, а перед ними…дятел. (Выставляется изограф).

Рисунок 5

1. “Расшифруйте” слова, и узнаете, кто вас приглашает в гости на обед.

Рисунок 6

Назовите слова с буквой “л”, с буквой “м”.

Объясните значение слов ельник, кормежка, кладовая. Устно составить предложение с этими словами.

А кто делает себе запасы? (Ответы.) Кто приглашает на обед? Что запасает белочка, где она прячет свои запасы? А лиса делает запасы? А медведь?

Медведь, который не накопил себе жиру к зиме, не засыпает. Он бродит по лесу, еще говорят “шатается”. Поэтому его называют “шатуном”.

2. Решила белочка медведя запасами угостить, да позабыла, где они лежат.

Помогите белочке. Нужно найти конвертики и вставить в слова пропущенные буквы “л” и “м”. (Семена, плоды, малина, лисички, маслята, мухоморы). Какие “опасные места” есть в написании этих слов?

-Чем угощала? Запишите слова в тетрадь (каждый ученик комментирует написание найденного слова). Подчеркните буквы “л” и “м” карандашами разного цвета.

3. Поел медведь, а спать все равно хочется. И тут навстречу выходит к ним…(волк). (Ребус).

Рисунок 7

- А как волк зимует? (Ответы.) Преобразуйте слово “волк” и узнаете, за кем он сегодня охотился. (Лось.)

Рисунок 8

4. Увидел лось измученного медведя и говорит: “Отправляйтесь-ка к самой мудрой птице леса. Она все знает, поможет, даст совет”.

- К кому отправились звери? - Какой совет дала сова? Прочитайте только буквы русского алфавита и узнаете ее совет. (Всему свое время).

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11

Почему же зима наступает? (Ответы.) Поняла лиса свою ошибку, извинилась. А медведь спать отправился.

5. Где спит медведь зимой? (В берлоге.) Найдите берлогу в лесу. Расположите геометрический материал на листе бумаги по моей инструкции.

Инструкция: берлога находится слева от елочки, лось – слева от берлоги, солнышко над елочкой. Проверка.

Рисунок 12

А теперь самостоятельно по своему желанию расположите материал на листе. Расскажите, что где у вас находится.

X. Итог

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

Чему научила вас сказка? Какое задание было самым интересным? Самым трудным? В чем отличие буквы “л” и “м”?