Задачи:
- учить различать кинетически сходные буквы л - м путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
- развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие, память и мышление;
- обогащать словарный запас учащихся по теме “Дикие животные зимой”;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза, зрительно-пространственные, временные представления;
- способствовать воспитанию самостоятельности и самоконтроля на письме.
Дидактические средства: колокольчик; игрушки лисы, медведя, совы; бархатная бумага, нитки; рисунок сказочного леса; буквы, выложенные из фасоли и семечек (на карточках); карточки, покрытые пленкой на каждого учащегося (элементы букв, слоги, слова, “зашифрованные” слова); таблица с недописанными буквами; таблица-опора с буквами “л” и “м”; изограф (дятел), ребус (волк); конверты со словами (пропущены буквы “л” и “м”); лист бумаги, геометрический материал (солнышко, берлога, елочка, лось); лист бумаги в клетку.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Приветствие.
- Готовность к уроку (проверьте, все ли у вас готово к занятию: тетрадь лежит справа от вас, все остальное — слева).
- Настрой на работу.
Всю ночь шел снег…
А утром! Что за чудо!
Как будто за ночь
Кем-то было велено
Все обновить…
И вот уже побелено.
Деревьев и кустов
Раскидистые кроны
Пушистый снег
Слегка по веткам тронул
И превратил в узоры, кружева
Доселе голые кусты и дерева.
Так чисто и светло.
А это значит,
Что с чистотой душевной
День мой начат…
Понравилось стихотворение? А что значит с “чистотой душевной”? (Ответы.) Мне очень хочется, чтобы каждый ваш день начинался с чистоты душевной.
II. Работа по пособию “Круглый год”
Скажите, о каком времени года говорилось в стихотворении? Какие слова помогли это понять? Назовите зимние месяцы. А сейчас какой месяц? Какой сегодня по счету день декабря? Назовите сегодняшний день недели. А какой день недели был вчера? А завтра будет? Какую фишку ставим в календарь? Запишите число.
III. Сообщение целей урока
Зима всегда приносит подарки. Какие? (Ответы.) Разгадайте, что сегодня приготовила зима.
1. Отгадайте загадку и возьмите 1 звук отгадки. (С)
Я как песчинка мал,
А землю покрываю.
Я из воды, а в воздухе летаю.
Как пух лежу я на лугах
И как алмаз, блещу я на полях.
Следующая буква – в желтом нижнем окошке. (К)
Возьмите 4-й звук названия первого зимнего месяца. (А)
Эта буква находится в голубом верхнем окошке. (З)
Назовите противоположное значение слова длинный (короткий). Возьмите 1 звук. (К)
Возьмите букву из нижнего зеленого окошка. (А)
Какое слово получилось? (Сказка.) Почему в этом слове пишется буква “з”?
Сегодня мы отправимся в волшебную сказку, и будем учиться различать буквы в белом нижнем и верхнем красном окошке. Какие это буквы? (“Л”, “М”.) Для чего нужно уметь их различать? (Ответы.) Записываем тему урока.
Итак, вы готовы отправиться в сказку?
Когда колокольчик прозвонит в 3 раз, нужно 2 раза топнуть левой ногой, 3 раза хлопнуть над головой, повернуться в правую сторону и произнести: “1, 2, 3 — сказка в гости приходи!”
IV. Сравнение артикуляции звуков
В одном сказочном лесу жила-была… Хитрая плутовка, рыжая головка, пышный хвост-краса. А кто же это?.. (Лиса.)
Лиса по лесу похаживает, лиса шубоньку поглаживает. (Показ.)
- Назовите 1 звук в слове “лиса”. Как правильно его произнести? Охарактеризуйте его.
И очень уж лисоньке не нравилась зима. А почему? (Ответы.) Заметила лиса такую особенность: как только медведь спать ложится, так сразу зима наступает.
- Какой 1 звук в слове “медведь”? Как правильно его произнести? Охарактеризуйте его. В чем отличие звуков?
Думала лисонька, думала и придумала медведю спать не давать. Вот тогда-то и зима не наступит! Пригорюнился мишка, задумался. Ведь не привык он зимой бродить, что делать-то ему в зимнем лесу?
Ничего, косолапенький,- говорит лиса. Без дела не останешься!
V. Сравнение написания букв. Конструирование букв
1. И стала лиса медведя грамоте обучать.
a) Из скольких элементов состоит буква эль? Из каких элементов?
b) Из скольких элементов состоит буква эм? Из каких элементов?
c) Что общего в написании букв? Что разного?
Лиса — стройная, изящная, тонкая, и буква “л” такая же.
Медведь — могучий, мощный, большой, и буква “м” такая же.
2. Найдите в сказочном лесу буквы “л” и “м”.
3. Выложите букву эль слева на бархатной бумаге, а букву эм — справа.
4. Найдите и подчеркните на 1 строке только букву “л” а на 2 строке только букву “м”.
Запишите их количество в окошечке. Проверка.
5. Расшифруйте запись(3 и 4 строчки). Проверка.
6. Узнайте букву наощупь. (Работа в парах по инструкции).
VI. Работа со слогами
1. Научился медведь грамоте, а спать все равно хочется. Тогда лиса стала медведю песни петь со своим звуком, а мишка запел со своим. (Учащиеся “поют” за медведя).
Л.: ла-ла-ла М.: ма-ма-ма
ло-ло-ло мо-мо-мо
лу-лу-лу му-му-му
ла-ло-ла ма-мо-ма
лу-ла-лу му-ма-му
2. Да так у них складно получилось, что медведь записал песенку. Но где-то написал лишний слог. Какой и почему?
ма-ла-ма-ля (мягк.)
ля-мя-ла-мя (тверд.)
мя-ме-ля-ми (с буквой л)
3. Расшифруйте слоги (№ 5).
VII. Динамическая пауза
Представьте, что у вас на носу карандашик. Напишите на потолке письменную букву “л”, на доске - письменную букву “м”.
VIII. Графический диктант
Бредут лиса и медведь по лесу, песенки поют. И чтобы им не заблудиться, начертим дорожку. Инструкция: от точки 3 клетки вправо, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево,1 клетка вниз, и повторяем.
IX. Работа со словами
Идут они по тропинке, а перед ними…дятел. (Выставляется изограф).
1. “Расшифруйте” слова, и узнаете, кто вас приглашает в гости на обед.
Назовите слова с буквой “л”, с буквой “м”.
Объясните значение слов ельник, кормежка, кладовая. Устно составить предложение с этими словами.
А кто делает себе запасы? (Ответы.) Кто приглашает на обед? Что запасает белочка, где она прячет свои запасы? А лиса делает запасы? А медведь?
Медведь, который не накопил себе жиру к зиме, не засыпает. Он бродит по лесу, еще говорят “шатается”. Поэтому его называют “шатуном”.
2. Решила белочка медведя запасами угостить, да позабыла, где они лежат.
Помогите белочке. Нужно найти конвертики и вставить в слова пропущенные буквы “л” и “м”. (Семена, плоды, малина, лисички, маслята, мухоморы). Какие “опасные места” есть в написании этих слов?
-Чем угощала? Запишите слова в тетрадь (каждый ученик комментирует написание найденного слова). Подчеркните буквы “л” и “м” карандашами разного цвета.
3. Поел медведь, а спать все равно хочется. И тут навстречу выходит к ним…(волк). (Ребус).
- А как волк зимует? (Ответы.) Преобразуйте слово “волк” и узнаете, за кем он сегодня охотился. (Лось.)
4. Увидел лось измученного медведя и говорит: “Отправляйтесь-ка к самой мудрой птице леса. Она все знает, поможет, даст совет”.
- К кому отправились звери? - Какой совет дала сова? Прочитайте только буквы русского алфавита и узнаете ее совет. (Всему свое время).
Почему же зима наступает? (Ответы.) Поняла лиса свою ошибку, извинилась. А медведь спать отправился.
5. Где спит медведь зимой? (В берлоге.) Найдите берлогу в лесу. Расположите геометрический материал на листе бумаги по моей инструкции.
Инструкция: берлога находится слева от елочки, лось – слева от берлоги, солнышко над елочкой. Проверка.
А теперь самостоятельно по своему желанию расположите материал на листе. Расскажите, что где у вас находится.
X. Итог
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Чему научила вас сказка? Какое задание было самым интересным? Самым трудным? В чем отличие буквы “л” и “м”?