Проект
- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них;
- это детская самодеятельность, это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели; это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды;
- это – звено в системе воспитания развивающейся личности.
Цель проекта:
- развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи проекта:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Развитие творческого потенциала;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие эмоционально- ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам.
Участники проекта:
- воспитатели групп, специалисты ДОУ, родители и дети.
Планируемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
- ребёнок проявляет интерес к игре с рифмой и словом;
- словотворчество детей.
Этапы проекта:
Этапы проекта |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | формирует проблему; вводит в игровую ситуацию; формирует задачи. |
вхождение в проблему; вживание в игровую ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта. |
2 этап | помогает в решении задачи; помогает спланировать деятельность; организует деятельность. |
объединение детей по группам; распределение обязанностей. |
3 этап | практическая помощь; направляет и контролирует осуществление проекта. |
формирование знаний, умений и навыков. |
4 этап | подготовка к презентации т.е. показу. | продукт деятельности готовят к
презентации; представляют продукт деятельности. |
1 блок
Педагогические принципы:
- сотворчество детей и взрослых;
- самодеятельность детей;
- деятельностный подход;
- учёт возрастных и индивидуальных
- особенностей детей;
- актуализация субъективной позиции
- ребёнка в педагогическом процессе;
- взаимосвязь педагогического процесса
- с окружающей средой или социумом.
2 блок
Содержание проекта:
Таблица 1.
2004-2005 уч.год. | 2005-2006 уч. год. | 2006-2007 уч.год. |
1. Методология использования сказки в развитии личности (сентябрь) | 1. Драматизация стихотворных, авторских сказок (сентябрь) | 1. Интеграционное взаимодействие всех участников образовательного процесса через сказку (сентябрь) |
2. Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста (ноябрь) | 2. “Сочиняем сказку сами”- словотворчество педагога и детей (ноябрь) | 2. Занятие с использованием витагенной технологии на основе сказки (ноябрь) |
3. Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми (январь) | 3. Моделирование сказки, как средство развития познавательной активности детей (январь) | 3. Литературная гостиная для детей с участием детской библиотеки (январь) |
4. Конкурс “Кто хочет стать сказочником”? (март) |
3 блок
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта
Воспитатель ИЗО-деятельности:
- проводит занятия в ИЗОстудии “Радуга” (рисование, лепка) по темам сказок, изучаемых в группах;
- дает рекомендации по оформлению и содержанию предметно- развивающей среды;
- оказывает методическую помощь в изготовлении пособий, дидактических игр;
- проводит диагностику ЗУН детей по изодеятельности;
- проводит практикумы с родителями (“Учите детей рисовать сказку, играя”).
Музыкальный руководитель:
- проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми по сказкам;
- способствует развитию концертной деятельности детей с использованием подиума;
- оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических игр;
- осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам.
Педагог-психолог:
- изучает личностные особенности детей, межличностные отношения в коллективе;
- проводит психогимнастические игры с детьми на развитие эмоциональной сферы;
- проводит тренинговые занятия по сказкам на развитие креативности, коммуникативных навыков;
- использует сказкотерапию по предупреждению возможных психических нарушений;
- дает рекомендации по изготовлению игр, пособий на развитие познавательной, эмоциональной и других сфер;
- оказывает помощь в проведении диагностической работы (наблюдение за эмоциональным состоянием детей в течение недели психологии).
Инструктор по физическому воспитанию:
- проводит утреннюю гимнастику, занятия физической культурой;
- дает рекомендации по организации активного отдыха детей, с использованием русских народных игр;
- совместно с воспитателем проводит спортивные досуги, праздники и развлечения;
- участвует в изготовлении атрибутов к подвижным играм детей, пособий на развитие мелкой и крупной моторики.
Старшая медицинская сестра:
- проводит наблюдения за общим состоянием детей в разные режимные моменты (прием детей, пробуждение после сна);
- дает рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий;
- проводит уроки Айболита по сказкам
4 блок
Роль родителей в реализации проекта:
- оказывают материальной помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек-раскрасок, аудио- видео фильмов для детей.
- приобретают оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки, пластилин и т.п.).
- изготавливают панно по сказкам, устанавливают и закрепляют атрибуты в центрах сказки.
- участвуют в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т.д.).
- оказывают помощь в оборудовании и обновлении комнаты сказок.
- участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению со сказками.
- участвуют в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например: “Новогодние чудеса в сказке”, “Сочиняем сказку”, макеты по знакомству с народной культурой.
- изготовляют атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности.
- участвуют в театрализованных постановках (по сказкам “У страха глаза велики”, “Зайкина избушка”).
- участвуют в совместных театральных постановках (родители – дети – педагог). Посещают занятия “сказкотерапии”.
- организация выставок творческих работ детей.
Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Таблица 2.
Направление работы | Цель | Формы организации | Методы и приёмы |
Познавательное развитие, изобразительное творчество | Развитие познавательной активности; формирование созидательного , творческого отношения к окружающему миру, креативности, как качества личности. | Комплексные занятия; кружковая работа; самостоятельная; художественная деятельность. | Пзнавательные беседы, проблемные ситуации и игровые задания,.игры-.детские экспериментирование, творческие задания. |
Мир социальных отношений | Формирование активной самостоятельной социально компетентной личности. | Занятия, игры- путешествия; театральная деятельность. | Моделирование проблемных ситуаций; художественное слово; самостоятельная деятельность детей; этические беседы. |
Здоровье сберегающее физическое развитие | Формирование физического интеллекта. | Занятия по подгруппам; физминутки. | Показ, объяснения детям; игры на внимание; элементы психогимнастики. |
Примерные задачи, которые могут быть использованы при работе со сказкой.
Обучающие:
- учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
- учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения;
- учить испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями;
- учить эмоционально – чувственному восприятию произведения.
Развивающие:
- развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
- развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях;
- развивать навыки содружества педагогов и детей;
- развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь;
- дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к произведению разными способами.