Этап: Автоматизация звука в словах.
Цели:
- Закреплять правильное произношение звука “р” в словах.
- Развивать фонематический слух, навыки слого-звукового анализа и синтеза, активизировать словарный запас.
- Развивать подвижность речевого аппарата, речевое дыхание; формировать умение ориентироваться в направлениях пространства, соотносить предметы по форме.
- Формировать мотивацию деятельности, навыки целенаправленной деятельности через эмоциональное восприятие сказки.
Наглядность оформлена в виде книги форматом А-3. Иллюстрации соответствуют содержанию сказки. Предметные картинки / ежик, кошка, корка, маска, марка, банан, баран/, разрезанное на части изображение бабочки; фишки желтого цвета, фишки с изображением белки; часы, показывающие тему занятия; лабиринт из картинок, содержащих звук “р”.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сам себе: “У меня все получится”.
II. Массаж биологически активных зон.
Выполняются движения, соответствующие строчкам стихотворения.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли, /Раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам/
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались.
По “ступенькам” быстро мы вот так шагаем, / Артикуляционное упр. “Ступеньки” и далее артикул. гимнастика по тексту/.
Громко в “барабаны” мы вот так играем.
С “чашечки” подуем, челку поднимаем,
А потом от носа мы к губам “стекаем”. /Носогубные складки массируем движениями по спирали/
III. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы продолжаем работать со звуком “р”. Посмотри на наши часы, о чем они говорят?/ Стрелка часов показывает на тему: слово + предложение. Ребенок сам формулирует тему занятия/.
IV. Характеристика звука, уточнение правильной артикуляции.
Мы учимся слышать звук “р”. Какой он?
Учимся говорить “р”. Как работают органы речи?
V. Работа по теме.
1. Вхождение в сказку.
Сегодня мы с тобой поиграем в сказку. Эта ракушка поднялась с морского дна специально, чтобы подарить нам волшебную силу для погружения в сказку. Ракушку приложи к уху и тихо слушай, а другую руку положи на живот, сделаем вдох – животик надулся, выдох – сдулся, вдох – выдох. /Расслабление с фиксацией внимания на дыхании, отработка правильного диафрагмального дыхания. Упражнение сопровождается мелодией “шум моря”./ Чувствуешь, как тело наполняется шумом моря и сказочной силой.
2. Фонетическая разминка.
Жил-был в лесу ежик. Он только с виду был колючим, а в душе мягкий и добрый. Он очень любил собирать росу с цветков.
А мы с тобой, если найдем все росинки от самой маленькой до самой большой по порядку – прочтем скороговорку. / “Как на горке, горке стоят Егорки”. Работа со скороговоркой./
3. Развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.
Собирал ежик капельки росы, и было у него одно желание: море увидеть. “Неспокойно мне”, - говорил он васильку - “Вот здесь в груди мутит, к морю хочется”.
Упражнение “Печаль ежика”: круговыми движениями открытой ладони мягко гладить себя по груди, успокаивать. Лицо печальное, глаза грустные, уголки губ опущены.
4. Развитие слогового анализа и синтеза, развитие внимания.
Василек никогда не видел моря и поэтому отвечал: “Зря ты печалишься, ежик. Посмотри, какой я красивый и как замечательно у нас в лесу”.
Полюбуемся и мы красотой леса и поиграем в игру “путаница”: на облачке написаны “запутанные” слова, “распутай” их и найди данный предмет на общей лесной картинке.
Маш-ро-ка /цветок/, жик-ры /гриб/, мор-му-хо /гриб/, ни-брус-ка /ягода/, со-ка-ро /птица/.
5. Закрепление навыка ориентироваться в направлениях пространства, определять наличие звука в слове.
Лес был действительно красивым, но ежик с каждым днем печалился все больше и больше. И однажды ранним утром ежик вышел из своего домика и пошел к морю. Сначала он шел лесом, и тропа петляла, причудливо изгибаясь и поворачивая то в одну сторону, то в другую. Настроение у ежика было радостное и бодрое.
Упражнение “Лабиринт”: пойдем вслед за ежиком вот по этой карте. /На листе в виде лабиринта расположены картинки, многие из которых содержат в названии звук “р”/. Шагать мы можем только по квадратам, где изображены предметы, в названиях которых есть звук “р”, называя при этом направление в котором двигаемся. Начнем со слова “топор” - закрывай его фишкой. Двигайся по полю. Среди закрытых фишками картинок назови те, к которым подойдет слово “моя”, обозначьте фишками “белка”.
6. Развитие навыков звукового анализа.
Но вот лес кончился, и путь ежику преградила река. “Эй!”,- крикнул ежик. “Кря – кря! Ты чего кричишь?” - спросила, подлетев, утка. “Переправиться надо”, - ответил ежик. “А ты поиграй со мной”, - сказала утка. И ежик согласился.
Посмотри на картинку. Что на ней изображено? – Банан.
Замени средний звук этого слова на “р”. Какое слово получится? / После ответа показывается картинка баран/. Банан – баран, кошка – корка, маска – марка.
7. Развитие умения концентрироваться на слуховых образах.
Переправила утка ежика на другой берег, и зашагал он дальше. Долго шел ежик, пришел на большой луг и заслушался.
Закрой глаза и тоже прислушайся. На фоне музыки звучат слова: Вокруг трещали кузнечики, звенели крылышками стрекозы, шуршали на ветру травинки, а с цветка на цветок перелетали красивые бабочки. Открой глазки.
8. Развитие конструктивного мышления, активизация словаря.
Я предлагаю тебе тоже собрать бабочку. Она должна разместиться в этом квадрате. Форма части квадрата и картинки должны соответствовать. Части картинки нужно наложить на квадрат.
Вспомни какого цвета были части квадрата. Что может быть красного цвета? /ребенок составляет словосочетания/ Что может быть черного цвета? Серого?
9. Формирование целостности зрительного восприятия.
Долго ли шел ежик, коротко ли, но вышел он, наконец, к морю. “Здравствуй, море”, - сказал ежик. “Здравствуй, ежик”, - ответило море. Накатила волна, ударила в берег и зашуршала по камешкам, отступая.
А на песке остались едва заметные слова. /Буквы написаны точками с пропуском некоторых элементов./ Попробуй прочитать их. “На чердаке мышка грызет черствую корку”.
Ежик смотрел на море и вдруг спросил: “Я на тебя похож?” “Очень”, – сказало море. И снова ударило волной о берег.
Целый день ежик играл с морем, а вечером, засыпая на песке под скалой, ему казалось, что он тоже – маленькое море на четырех лапках. Он что-то бормотал себе под нос, подымал и опускал иголки.
VI. Заключение.
Через все препятствия ежик шел к своей мечте. И вот, мечта ежика сбылась, сказка закончилась, волшебная сила наша растратилась, и мы снова оказались в обычном мире. Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы ты подумал, какая мечта есть у тебя. И на следующем занятии, если ты захочешь рассказать о ней, то я охотно тебя послушаю. Спасибо за занятие. Удачного тебе дня.