Урок математики "Путешествие в цирк" на тему: "Доли" (школа России)

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Доли”

Цель урока: 1.Закреплять знания, умения и навыки по нахождению доли числа по доле.

Задачи урока:

1. Упражнять в совершенствовании знаний, умений и навыков по нахождению доли от числа, числа по доле.

2. Решать составные задачи, примеры.

3. Развивать математическую смекалку, творческое мышление учащихся.

4. Приучать детей к умению вести дискуссию, соотносить свои высказывания с поставленной проблемой и мнениями других детей.

5. Воспитывать навыки культурного поведения.

Оборудование: картинки зверей и птиц: петух, зебра, мишка, слоненок, тюлень.

Опоры:

1. Доля = число: количество долей.

2. Число = доля * количество долей.

3. Билеты-карточки с выражениями, буквы, вопросы, буквы.

Ход урока

Организационный момент.

“Прозвенел долгожданный звонок.

Начинается урок!

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, гости!”

(Дети стоят за столами. Столы стоят: 3 стола вместе. Стук в дверь. Входит ученик - старшеклассник в костюме петуха).

“Ку-ка-ре-ку, - петух поет!
Сигнал оркестру подает!
Через одно мгновение
Начнется представление!”

(Ученик приглашает детей на представление в цирк и дает каждой группе билет-карточку. Ученик уходит).

Итак, мы с вами приглашены на цирковое представление. У каждой группы входной билет. Внимательно посмотрите на свои билеты. Там написаны выражения.

Вы сядете только тогда, когда своей группой устно быстро решите свое выражение, а потом кто-то Додин из вашей группы назовет порядок действий и значение выражения.

1-ая группа 2-я группа 3-я группа.
90 – 80 : 2 = 17 + 14 * 3 = 75 – 50 : 5 =

А чем мы будем заниматься на уроке, вы сами сейчас узнаете, перевернув билеты.

(Дети по группам хором читают, а я вешаю на среднюю доску карточки:

“Думать” “Смекать” “Решать”

- Какую тему мы с вами изучаем?

(Доли).

- Вот сегодня мы будем закреплять эту тему, мы будем учиться находить долю от числа, число по доле.

- Сели красиво!

- Мы ведь с вами приглашены на цирковое представление.

- Представление началось!

- Встречайте зебру!

(Дети хлопают в ладоши).

Устный счет.

- Где вы ее могли видеть?

(На проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов).

- Почему пешеходную дорожку называют зеброй?

(Свое название эта разметка получила за сходство с окраской экзотического животного).

- Для чего нужна такая разметка?

(Для контраста).

- Итак (открываю рисунок) зебра предлагает вам перейти дорогу, а для этого надо верно решить эти примеры устно. Зебра наблюдает за работой каждой группы, а потом она отметит, ребята из какой группы были самыми активными.

64 : 8 =*

* : 8 = 7

72 : 12 =*

48 : * = 8

* : 7 = 6

54 : * = 6

А вот над этим выражением зебра вам всем предлагает подумать. Нужно поставить скобки так, чтобы значение этого выражения равнялось нулю.

32 * 2 – 2 = 0

- Молодцы! Справились с этим заданием,

- Самыми активными оказались ребята из группы…..

- Зебра им вручает такой жетончик, а в конце урока мы узнаем, ребята из какой группы были самыми активными.

- На арену цирка выходит знаменитый Маг. Он наблюдал, как вы выполняли предыдущее задание и решил проверить вас. Умеете ли вы думать, смекать, решать. Он предлагает такие задачки:

“У меня вот лист бумажный,
И как видите, один.
Отвечайте (это важно).
Сколько будет половин?” (2)

“Я хочу спросить вас нынче,
Как смекалистых детей.
Вы скажите в половине
Сколько будет четвертей?” (2)

“Масса дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапках 5 килограммов, Какова ее масса если она стоит на четырех лапах?

( Мо-лод-цы! Справились! Жетоны даю).

Закрепление. Работа с учебником и тетрадях.

- А сейчас на арену цирка выезжает косолапый мишка.

- Пока он готовится, откройте тетради и запишите число, классная работа, задачи.

- Говорят: “Косолапый медведь,

А как он умеет педали вертеть?”

- Помогите Мишутке проехать по магическому лабиринту, который находится на странице 175 под № 753.

- Прочитайте задачу про себя.

- Прочитай…..

- Сколько было марок у Саши? (15)

- Какую часть марок он подарил гостям фестиваля? (1/5)

- Каков вопрос задачи?

- Запишите задачу рисунком и решите самостоятельно.

(Я на доске пишу два выражения).

15 : 5 = 3

15 * 5 = 75

- Посмотрите на два выражения и укажите какое выбрали.

(К доске выходит ученик и записывает ответ).

- Почему?

- Поднимите руку у кого такой результат?

- А теперь сравните свой результат с количеством заштрихованных клеточек.

- Поднимите руку у кого количество заштрихованных клеточек соответствует количеству марок, подаренных гостям фестиваля?

(“Мо-лод-цы!”)

- Так значит как найти долю от числа?

- Читаем задачу под №2 про себя.

- Вслух прочитает….

- Сколько марок с портретами писателей было у Саши? (3)

- Какую часть они составляли всех его марок? (1/5)

- Каков вопрос задачи?

- Запишите задачу рисунком.

- Решите самостоятельно.

(один ученик у доски).

- Проверим, почему так решили?

(Находили число по доле).

- А теперь давайте еще раз повторим, как найти число по доле?

(Долю умножим на количество взятых долей).

- А теперь давайте сравним эти две задачи.

- Что общего?

(Речь идет о мальчике Саше, о марках и 1/5 части.

- В чем разница?

(Разница в вопросах. В первой задаче находили долю числа, а во второй задаче число по доле).

- Давайте еще раз закрепим как найти долю числа?

(Чтобы найти долю числа, надо число разделить на количество взятых долей).

- Число по доле?

(Чтобы найти число по доле, надо долю умножить на количество взятых долей).

- Мо-ло-дцы! Поздравляем Мишутку с успешным проездом. А самыми активными были ребята из группы……

Физминутка - музыкальная.

Творческая работа с текстом задачи. Текст на доске.

А теперь на арене цирка выступает слоненок. Он лопоухий, смешной , хочет подружиться с вами. Но тогда, когда вы выполните это задание.

“В гараже цирка стояло 36 легковых машин, а грузовых – 1/9 всех легковых машин…

- Это задача?

(Нет! Да!)

- Появилось два мнения. Докажите, что это не задача.

(Нет вопроса).

- Поставьте вопрос так, чтобы была задача.

(На сколько…. больше? Во сколько раз….. больше?)

- Мо-ло-дцы! Но мы с вами решим задачу выражением по группам: 1-ая группа - сколько всего машин было?

- Вторая группа - сколько всего грузовых машин?

- Третья группа - на сколько больше было грузовых машин, чем легковых?

(Дети выходят по одному от каждой группы и решают у доски).

Вывод: “Чтобы найти долю числа, надо это число разделить на количество взятых долей.

Чтобы найти число по доле, надо долю умножить на количество взятых долей”

- Мо-ло-дцы! Вы справились с этим заданием и у вас появился новый друг - добрый, смешной слоненок.

(Оценки детям).

- А самыми активными были дети из группы…

- Он вам дарит жетон.

Итог.

Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление. А на дом предлагают такое задание: примеры под № 757 с. 174, придумать и решить задачу на нахождение доли числа, числа по доле.

- А мы с вами давайте подведем итог, сколько жетонов у каждой группы, какая группа оказалась самой активной?

- Что нового вы открыли для себя?

- Спасибо за урок! Всем спасибо за внимание, урок окончен! До свидания!