Тема урока: “Доли”
Цель урока: 1.Закреплять знания, умения и навыки по нахождению доли числа по доле.
Задачи урока:
1. Упражнять в совершенствовании знаний, умений и навыков по нахождению доли от числа, числа по доле.
2. Решать составные задачи, примеры.
3. Развивать математическую смекалку, творческое мышление учащихся.
4. Приучать детей к умению вести дискуссию, соотносить свои высказывания с поставленной проблемой и мнениями других детей.
5. Воспитывать навыки культурного поведения.
Оборудование: картинки зверей и птиц: петух, зебра, мишка, слоненок, тюлень.
Опоры:
1. Доля = число: количество долей.
2. Число = доля * количество долей.
3. Билеты-карточки с выражениями, буквы, вопросы, буквы.
Ход урока
Организационный момент.
“Прозвенел долгожданный звонок.
Начинается урок!
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, гости!”
(Дети стоят за столами. Столы стоят: 3 стола вместе. Стук в дверь. Входит ученик - старшеклассник в костюме петуха).
“Ку-ка-ре-ку, - петух поет!
Сигнал оркестру подает!
Через одно мгновение
Начнется представление!”
(Ученик приглашает детей на представление в цирк и дает каждой группе билет-карточку. Ученик уходит).
Итак, мы с вами приглашены на цирковое представление. У каждой группы входной билет. Внимательно посмотрите на свои билеты. Там написаны выражения.
Вы сядете только тогда, когда своей группой устно быстро решите свое выражение, а потом кто-то Додин из вашей группы назовет порядок действий и значение выражения.
1-ая группа | 2-я группа | 3-я группа. |
90 – 80 : 2 = | 17 + 14 * 3 = | 75 – 50 : 5 = |
А чем мы будем заниматься на уроке, вы сами сейчас узнаете, перевернув билеты.
(Дети по группам хором читают, а я вешаю на среднюю доску карточки:
“Думать” “Смекать” “Решать”
- Какую тему мы с вами изучаем?
(Доли).
- Вот сегодня мы будем закреплять эту тему, мы будем учиться находить долю от числа, число по доле.
- Сели красиво!
- Мы ведь с вами приглашены на цирковое представление.
- Представление началось!
- Встречайте зебру!
(Дети хлопают в ладоши).
Устный счет.
- Где вы ее могли видеть?
(На проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов).
- Почему пешеходную дорожку называют зеброй?
(Свое название эта разметка получила за сходство с окраской экзотического животного).
- Для чего нужна такая разметка?
(Для контраста).
- Итак (открываю рисунок) зебра предлагает вам перейти дорогу, а для этого надо верно решить эти примеры устно. Зебра наблюдает за работой каждой группы, а потом она отметит, ребята из какой группы были самыми активными.
64 : 8 =*
* : 8 = 7
72 : 12 =*
48 : * = 8
* : 7 = 6
54 : * = 6
А вот над этим выражением зебра вам всем предлагает подумать. Нужно поставить скобки так, чтобы значение этого выражения равнялось нулю.
32 * 2 – 2 = 0
- Молодцы! Справились с этим заданием,
- Самыми активными оказались ребята из группы…..
- Зебра им вручает такой жетончик, а в конце урока мы узнаем, ребята из какой группы были самыми активными.
- На арену цирка выходит знаменитый Маг. Он наблюдал, как вы выполняли предыдущее задание и решил проверить вас. Умеете ли вы думать, смекать, решать. Он предлагает такие задачки:
“У меня вот лист бумажный,
И как видите, один.
Отвечайте (это важно).
Сколько будет половин?” (2)
“Я хочу спросить вас нынче,
Как смекалистых детей.
Вы скажите в половине
Сколько будет четвертей?” (2)
“Масса дрессированной собачки, когда она стоит на двух задних лапках 5 килограммов, Какова ее масса если она стоит на четырех лапах?
( Мо-лод-цы! Справились! Жетоны даю).
Закрепление. Работа с учебником и тетрадях.
- А сейчас на арену цирка выезжает косолапый мишка.
- Пока он готовится, откройте тетради и запишите число, классная работа, задачи.
- Говорят: “Косолапый медведь,
А как он умеет педали вертеть?”
- Помогите Мишутке проехать по магическому лабиринту, который находится на странице 175 под № 753.
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитай…..
- Сколько было марок у Саши? (15)
- Какую часть марок он подарил гостям фестиваля? (1/5)
- Каков вопрос задачи?
- Запишите задачу рисунком и решите самостоятельно.
(Я на доске пишу два выражения).
15 : 5 = 3
15 * 5 = 75
- Посмотрите на два выражения и укажите какое выбрали.
(К доске выходит ученик и записывает ответ).
- Почему?
- Поднимите руку у кого такой результат?
- А теперь сравните свой результат с количеством заштрихованных клеточек.
- Поднимите руку у кого количество заштрихованных клеточек соответствует количеству марок, подаренных гостям фестиваля?
(“Мо-лод-цы!”)
- Так значит как найти долю от числа?
- Читаем задачу под №2 про себя.
- Вслух прочитает….
- Сколько марок с портретами писателей было у Саши? (3)
- Какую часть они составляли всех его марок? (1/5)
- Каков вопрос задачи?
- Запишите задачу рисунком.
- Решите самостоятельно.
(один ученик у доски).
- Проверим, почему так решили?
(Находили число по доле).
- А теперь давайте еще раз повторим, как найти число по доле?
(Долю умножим на количество взятых долей).
- А теперь давайте сравним эти две задачи.
- Что общего?
(Речь идет о мальчике Саше, о марках и 1/5 части.
- В чем разница?
(Разница в вопросах. В первой задаче находили долю числа, а во второй задаче число по доле).
- Давайте еще раз закрепим как найти долю числа?
(Чтобы найти долю числа, надо число разделить на количество взятых долей).
- Число по доле?
(Чтобы найти число по доле, надо долю умножить на количество взятых долей).
- Мо-ло-дцы! Поздравляем Мишутку с успешным проездом. А самыми активными были ребята из группы……
Физминутка - музыкальная.
Творческая работа с текстом задачи. Текст на доске.
А теперь на арене цирка выступает слоненок. Он лопоухий, смешной , хочет подружиться с вами. Но тогда, когда вы выполните это задание.
“В гараже цирка стояло 36 легковых машин, а грузовых – 1/9 всех легковых машин…
- Это задача?
(Нет! Да!)
- Появилось два мнения. Докажите, что это не задача.
(Нет вопроса).
- Поставьте вопрос так, чтобы была задача.
(На сколько…. больше? Во сколько раз….. больше?)
- Мо-ло-дцы! Но мы с вами решим задачу выражением по группам: 1-ая группа - сколько всего машин было?
- Вторая группа - сколько всего грузовых машин?
- Третья группа - на сколько больше было грузовых машин, чем легковых?
(Дети выходят по одному от каждой группы и решают у доски).
Вывод: “Чтобы найти долю числа, надо это число разделить на количество взятых долей.
Чтобы найти число по доле, надо долю умножить на количество взятых долей”
- Мо-ло-дцы! Вы справились с этим заданием и у вас появился новый друг - добрый, смешной слоненок.
(Оценки детям).
- А самыми активными были дети из группы…
- Он вам дарит жетон.
Итог.
Артисты цирка прощаются с вами и ждут на следующее представление. А на дом предлагают такое задание: примеры под № 757 с. 174, придумать и решить задачу на нахождение доли числа, числа по доле.
- А мы с вами давайте подведем итог, сколько жетонов у каждой группы, какая группа оказалась самой активной?
- Что нового вы открыли для себя?
- Спасибо за урок! Всем спасибо за внимание, урок окончен! До свидания!