Цель: Обобщение знаний о химическом составе клетки и процессе обмена веществ и энергии.
Задачи:
- Закрепить и систематизировать знания о роли химических веществ и процессах жизнедеятельности в клетке.
- Углубить знания о способах получения энергии клетками (организмами).
- Проверить понимание учащимися сущности обмена веществ и энергии как единства двух взаимосвязанных и противоположных по направлению процессов анаболизма и катаболизма.
- Развивать коммуникативную, рефлексивную и информационно-методологическую культуру.
- Актуализировать знания учащихся о химическом составе клетки и метаболизме.
Оборудование: на столах учащихся: вопросы для обсуждения, опорные конспекты, критерии оценивания устного ответа, описание химических опытов, цитогенетические задачи.
План занятия
1. Теоретическая часть:
- обсуждение вопросов;
- выступление групп.
2. Практическая часть:
- решение цитогенетических задач и проведение химических опытов;
- представление результатов практической части.
3. Выступление рецензентов.
4. Подведение итогов.
Ход занятия
I. Организационный момент
Учитель биологии: Сегодня мы проводим заключительное занятие по теме “Химические вещества клетки и метаболизм”. Почему сегодня занятие по биологии мы ведем с учителем химии? Какую цель семинарского занятия вы могли бы сформулировать? Какие задачи мы должны решить в ходе семинара?
Обратите внимание на план занятий (на доске). В каждой группе есть спикер и рецензент.
На рабочих столах каждой группы лежат:
- Вопросы семинарского занятия;
- Опорные конспекты, которые вы должны проанализировать, по возможности изменить, дополнить и представить в своем выступлении от группы;
- Критерии оценки устного ответа, по которым ваши выступления будут оценивать рецензенты. Ребята, обратите внимание, по каким критериям будут оценивать ваши ответы. Вы сегодня несете коллективную ответственность за выступления группы. Оценивание вашей работы будет складываться из: оценки рецензента; оценки учителя; самооценки. Для того, чтобы вы могли оценить свою работу, на столах лежит памятка самоанализа деятельности.
Есть ли у вас вопросы по ходу семинара?
Тогда проведем жеребьевку, которая определит тему работы каждой группы. Спикеры вытягивают вопросы, по которым будет работать группа.
II. Работа в группах
III. Выступление групп
IV. Обсуждение
Помог ли конспект? Чем? Какие выступления понравились? Чем? Где можно применять знания о химическом составе клетки и обмене веществ?
V. Сейчас вам предлагается от теоретической части перейти к практической
Учитель химии: Ребята, сейчас вам предлагается провести химические опыты и ответить на вопросы. Каждая группа выполняет опыт.
VI. Решение цитогенетических задач
VII. Представление результатов практической части
VIII. Выступление рецензентов
IX. Подведение итогов
Учитель биологии:
Нам с вами сотрудничать еще полтора года. Давайте попытаемся проанализировать работу на занятии (памятка самоанализа). Что вам понравилось в работе? Почему? Что хотелось бы выполнить еще раз? Что нужно делать по-другому?
Спасибо за работу.