Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья (п.51 закон “Об образовании”). Поэтому школу следует рассматривать не только как образовательное учреждение, а прежде всего как социальный институт занятости, защищённости и охраны здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.
Деятельность нашего педагогического коллектива школы на протяжении ряда лет (с 1998 года) ориентирована на разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.
Основная цель школы – формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
Принцип к здоровью через образование стал новым направлением в современной педагогике - непременное условие достижения образовательной и воспитательной цели.
Этим должен обладать каждый педагог и независимо от преподаваемого предмета и должности в школе, поскольку здоровье не только общая ценность, но и вопрос национальной безопасности страны. Исходя из выше поставленной цели и задач в области здоровьесбережения, предлагаю следующую модель “Школы, содействующей здоровью” и план работы в этом направлении.
Критерии “Школы, содействующей здоровью”.
Каждая организация, участвующая в Европейском проекте “Школы, содействующие укреплению здоровья” должна прилагать усилия к удовлетворению следующих критериев:
1. Активная работа по повышению чувства собственного достоинства у всех школьников путём демонстрации того, что каждый из них может внести свой достойный вклад в жизнь школы;
2. Установление хороших взаимоотношений между преподавательским составом и учениками, а также между самими школьниками в ходе повседневной жизни школы;
3. Проведение среди преподавательского состава и школьников разъяснительной работы относительно социальных целей, стоящих перед школой;
4. Создание путём проведения широкого круга мероприятий стимулов, способствующих вовлечению всех школьников в соответствующие мероприятия;
5. Использование каждой возможности для улучшения физической окружающей среды в школе;
6. Установление хороших взаимоотношений между школой, семьями учащихся и общественностью;
7. Формирование хороших связей между соответствующими начальными и средними школами с целью разработки последовательной программы санитарного просвещения;
8. Активная работа по повышению уровня здоровья и благополучия всех работников школы;
9. Рассмотрение возможности повышения роли преподавателей как хороших моделей для подражания в плане отношения к здоровью;
10. Рассмотрение возможности повышения вспомогательной роли системы школьного питания применительно к программе санитарного просвещения.
Десять принципов “Школы, содействующей здоровью”.
1. Демократия.
Школа, содействующая здоровью, базируется на демократических принципах, связанных с обеспечением образования, личного и социального развития, а также здоровья.
2. Равенство.
В школе, содействующей здоровью, предполагается, что равенство является органичной частью школьного уклада. Это гарантирует, что в такой школе нет места притеснениям, страху и насмешкам. Она обеспечивает равный доступ для всех учащихся к полному спектру всех образовательных возможностей. Её цель – поощрять эмоциональное и социальное развитие каждого индивидуума, помочь школьникам полностью реализовать свой потенциал в условиях, свободных от дискриминации.
3. Доверие и компетентное действие.
Это достигается через школьную идеологию и практику, которая обеспечивает возможности для участия в принятии решения, путём критики и открытого обсуждения.
4. Школьная среда.
Физическая и социальная среда - решающий фактор для содействия и поддержания здоровья. В создание системы, обеспечивающей благополучие в школе, включаются меры по мониторингу здоровья и безопасности, а также обеспечивается участие всех заинтересованных структур.
5. Учебная программа.
Учебная программа в школе, содействующей здоровью, обеспечивает для школьников возможности приобретения представлений и овладения необходимыми жизненными навыками. Программа должна учитывать актуальные потребности школьников в конкретных навыках, которые пригодятся сейчас и в будущем, она должна стимулировать их творческую активность, помогать освоить необходимые жизненные навыки. Учебная программа школы, содействующей здоровью, должна быть также освоена учителями и всем персоналом школы. Это является стимулом для их личностного развития.
6. Обучение учителей.
Специальная подготовка учителей – это одновременно вклад в здоровье и в образование. Закон вместе с соответствующими стимулами могут стать структурными основаниями для учительских тренингов, как в начале, так и в продолжении работы, которая должна базироваться на общих принципах школы, содействующей здоровью.
7. Измерение успеха.
Школы, содействующие здоровью, измеряют эффективность своих действий на уровне школы и сообщества. Измерение успеха рассматривается в контексте увеличения поддержки и доверия, а также для поиска наиболее эффективных путей реализации принципов такой школы.
8. Взаимодействие.
Разделение ответственности и тесное взаимодействие между министерствами, в особенности между министерствами образования и здравоохранения – это центральное требование в стратегическом планировании для школ, содействующих здоровью. Партнёрство, продемонстрированное на федеральном уровне, - это зеркало, отражающее региональный и районный уровни. Роли и мера ответственности должны быть наглядными и понятными для всех участников.
9. Общественность.
Родительская и школьная общественность играют жизненно важную в руководстве, поддержке и развитии концепции школы, содействующей здоровью Партнёрские отношения между школами, родителями, неправительственными организациями, местной властью представляют значительную силу для положительных изменений. При этом школьники становятся более активными участниками общественной жизни. Соответственно школа и сообщество внесут совместный позитивный вклад в создание социальной и физической среды, способствующей укреплению здоровья.
10. Поддержка.
Все уровни власти должны выделять средства для поддержки здоровья в школах. Эти инвестиции являются долгосрочным вкладом в поддержку развития сообщества. Тогда сообщество будет в свою очередь наращивать ресурсы для своих школ.
Направления и формы работы по программе “Физическое и нравственное здоровье школьников”.
1. Оздоровление детей микрорайона, школы и округа (ЛТО, летний и зимний оздоровительный лагерь).
2.Развитие физкультуры и спорта (кружки, клубы, секции, бассейн).
3. Досуговая деятельность среди детей и подростков (система доп. образования, проектные технологии, школьная экскурсионная программа, походы и краеведение).
4. Профилактика травматизма среди несовершеннолетних.
5. Нравственное и патриотическое воспитание.
6. Предупреждение распространения наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних.
7. Взаимодействие с родительской общественностью.
8. Функции питания (завтрак, экспресс-завтрак, обед, буфетная продукция).
9. Осуществление соц. защиты в учебном процессе.
10. Работа логопедической и психологической службы.
11. Здоровье школьников (лекции, беседы, связь с методическими службами, мониторинг заболеваний, ЛФК, работа с применением офтальмотренажёра, фитотерапия, кислородный коктейль, Всероссийские уроки здоровья, лекторий для родителей, интегрирован. уроки, посвящённые “Дню здоровья” и т.д.
Анализ проведения урока
с позиций здоровьесбережения.1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/ отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
Норма: 4-7 видов за урок.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Норма: 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.
Норма: не менее 3-х.
5. Чередование видов преподавания.
Норма: не позже, чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они частично превращаются из “потребителей знаний” в субъектов действия по их получению и их созиданию.
Методы: метод свободного выбора:
а) свободная беседа,
б) выбор действия,
в) выбор способа взаимодействия.
Активные методы:
а) обучение действием,
б) обсуждение в группах,
в) ролевая игра,
г) частично-поисковые методы.
Методы, направленные на развитие.
а) интеллекта,
б) эмоций,
в) общения,
г) воображения,
д) самооценки и взаимооценки.
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Чередование позы (наблюдает ли учитель за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-мя повторениями каждого.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.д.Стимуляция внешней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
12. Психологический климат на уроке.
Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учёт возрастных особенностей; между учениками ( сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность, активность-пассивность, заинтересованность-безразличие).
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное высказывание (афоризм с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.д.)
14. Плотность урока, то есть количество времени ,затраченного школьниками на учебную работу.
Норма: не менее 60% и не более 75-80%.
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.
16. Темп окончания урока:
спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
Рациональная организация урока.
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют ученики 1-х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для учащихся 2-х классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 20 минут для снятия утомления ( чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и т.д.). В остальных классах рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 минут от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства).
Соблюдение гигиенических требований урока.
1. Плотность урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу).
2. Количество видов учебной деятельности (письмо, слушание, чтение, рассказ, решение примеров и т.д.).
3. Длительность каждого вида учебной деятельности (в минутах).
4. Частота чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности).
5. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через ТСО, самостоятельная работа).
6. Место, длительность и условия применения ТСО.
7. Частота чередования видов преподавания.
8. Наличие, место, содержание и длительность физминуток.
Гигиенические критерии рациональной организации урока
.№ | Факторы урока | Уровни гигиенической рациональности урока | ||
рациональный | недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1. | Плотность урока | не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | более 90% |
2. | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3. | Средняя продолжительность различных видов учеб. деятельности | не более 10 минут | 11-15 минут | более 15 минут |
4. | Частота чередования различных видов учеб. деятельности | Смена не позже чем через 7-10 минут | Смена через 11-15 минут | Смена через 15-20 минут |
5. | Количество видов преподавания | не менее 3-х | 2 | 1 |
6. | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10-15 мин. | через 15-20 минут | не чередуются |
7. | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 | 1 | нет |
8. | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиен. нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9. | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой уч-ся | Имеются случаи несоответствие позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем |
10. | Наличие, место, содержание и продолжительность физминуток | На 20 и 35 минутах урока по 1 минуте из трёх легких упражнений с 3-4 повторениями каждого | 1 физминутка с неправильным содержанием или продолжительностью | отсутствует |
11. | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | Преобладают отрицательные эмоции |
12. | Момент наступления утомления уч-ся по снижению учебной активности | Не более 40 минут | Не менее 35-37 минут | До 30 минут |
Должностная инструкция заместителя директора по здоровьесберегающим технологиям.
Должностные обязанности:
- организует текущее и перспективное планирование оздоровительной работы с обучающимися и её проведение;
- координирует работу медиков, психолога, логопеда и других непосредственно подчинённых работников;
- организует и координирует разработку необходимой документации;
- осуществляет систематический контроль за качеством оздоровительного процесса, работой педагогов и классных руководителей;
- организует просветительскую работу для родителей по вопросам организации оздоровительного процесса;
- оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий по здоровьесбережению;
- обеспечивает своевременное составление установленной отчётной документации, контролирует правильное и своевременное ведение документации;
- участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента школы;
- контролирует соблюдение учащимися Устава и Правил для учащихся;
- участвует в подборе и расстановке педагогических и медицинских кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства;
- вносит предложения по совершенствованию оздоровительного процесса, участвует в работе педагогического совета школы;
- принимает участие в подготовке и проведении аттестации педкадров;
- инструктирует непосредственно подчинённых работников по вопросам охраны здоровья, техники безопасности производственной санитарии с оформлением соответствующей документации;
- контролирует и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований правил по охране труда;
- организует вовлечение родителей в проведение оздоровительной работы с учащимися;
- содействует созданию оздоровительной системы обучения и воспитания в школе;
- устанавливает и поддерживает связи школы с учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями по вопросам оздоровления детей;
- соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах;
- проходит периодические медицинские обследования.