Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Математика


Сегодня одной из приоритетных направлений программы развития образования является информатизация образования. Информационная технология способна обеспечить реализацию идей, заложенных в концепцию профильного обучения, и в первую очередь сформировать условия для организации личностно-ориентированного обучения.

В нашем городе идет эксперимент по переходу на профильное обучение и по апробации новой формы проведения итоговой аттестации выпускников школ. Единый государственный экзамен-это словосочетание знакомо сегодня едва не каждой семье, в которой есть школьник. Все это требует качественной подготовки учащихся. Традиционная форма обучения не может в полной мере решить эту задачу. Необходимы новые формы обучения, которые давали бы новое “новое качество” образования. Одним из таких новых форм обучения является применение на уроках информационных технологий.

Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать ученику в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, т.е. позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении ученика, создает условия для самостоятельного приобретения учащимися знаний, обеспечивает реализацию принципов развивающего обучения, создает комфортную среду обучения, с помощью компьютера создается прекрасная наглядность, ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в ходе занятий.

В своей работе второй год я использую электронный учебник-справочник “Алгебра” (составители: Станченко С.В., Высоцкий И.Р., Шестаков С.А.. КОРДИС-МЕДИА, 2000-2001. КУДИЦ). Курс содержит более 1200 фрагментов теории, а также более 1000 примеров и задач для самостоятельного решения. Материал охватывает весь курс алгебры с 7 по 11 классы в объеме, определяемом Государственными стандартами, а также требованиями, предъявляемыми на вступительных экзаменах в ВУЗы. Особое внимание уделяется решению задач. Часть из них представлена в виде примеров с подробным пошаговым описанием процесса решения. Остальные должны быть решены учащимся самостоятельно. При этом он вправе рассчитывать на помощь на каждом этапе решения. Важной составной частью издания является “Рабочая тетрадь”. Эта дополнительная программа может выступать в качестве черновика при осуществлении математических выкладок, решении уравнений и неравенств, построении графиков. “Алгебра” позволяет оценить уровень усвоения материала школьником. Это осуществляется специальными цветными индикаторами. Кроме этого, программа может работать в режиме “Зачет”. То есть провести тестирование учащихся в школе или проверить готовность абитуриента к сдаче экзамена.

Электронный учебник-справочник “Алгебра” - идеальный инструмент для учителя при объяснении нового материала на уроке. Особенно эффективно это может быть сделано с использованием мультимедиа проектора. Также “Алгебра” позволяет оценить уровень усвоения материала школьником. Эта программа служит ученику справочником, обучающим устройством и тренажером. Он может работать и с домашним компьютером.

Предлагаю разработку урока алгебры в 11 классе с использованием электронного учебника-справочника “Алгебра”.

Теме урока: Целые алгебраические уравнения высших степеней.

Вид урока: урок-практикум решения задач.

Тип урока: совершенствование и углубление знаний.

Цели урока:

  • Углубление, систематизирование и выявление уровень ЗУН учащихся.
  • Привитие навыков самостоятельной работы.
  • Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник-справочник “Алгебра”, раздаточный материал.

Урок проходит в компьютерном классе.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
  4. Выполнение заданий в группах
  5. Проверка полученных результатов
  6. Итог урока
  7. Домашнее задание

Ход урока

1. Сообщение темы и цели практикума

2. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа.

С помощью видеопроектора учитель демонстрирует на экран решения уравнений, заданных учащимся на дом. (Уравнения взяты из примеров электронного учебника). Учащиеся проверяют свои работы.

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Повторяются методы решения целых алгебраических уравнений. Одновременно на экран проецируются фрагменты теории из электронного учебника.

4. Решение задач в группах (группы по 2-3 человека). Самостоятельная работа.

Группам предлагается раздаточный материал с заданием решить уравнения. (Уравнения взяты из задач электронного учебника). Содержание одного из вариантов:

Решить уравнения:

  1. 2 – х)2 – 14(х2 – х)2 + 24=0
  2. 3 – 13х2 + 13х – 3 =0
  3. (х - 2)(х – 3)(х – 6)(х – 9) = 80х2
  4. (х + 1)4 + (х – 3)4 = 256
  5. х4 - 4х – 1 =0
  6. ((х – 1)(х – 2))2 = 9х(х – 3)

5. Проверка полученных результатов.

Учащиеся садятся за компьютеры, вставляют ответы к уравнениям. В случае правильного решения компьютер выдает ответ “верно”. В противном случае – “неверно”. Ученик выполняет неверно решенное уравнение уже с помощью компьютера на каждом этапе решения. Учитель определяет уровень усвоения знаний по количеству верно решенных задач, которых компьютер показывает специальными цветными индикаторами.

6. Итог урока.

Обсуждаются трудности, возникшие при выполнении заданий, анализируются ошибки. Учащиеся выставляют оценки себе сами.

7. Задание на дом.

Даются уравнения из оставшихся задач электронного учебника.