Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания по теме;
- развивать мышление, математическую речь, умение доказывать, рассуждать;
- воспитывать организованность, инициативность, творчество;
- развивать интерес к предмету;
- развивать коммуникабельность, умения само и взаимоконтроля, само и взаимооценки.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Вид урока: репродуктивный, практический, творческий.
Оборудование:
- сигнальное табло на доске (красный кружок – “5”, синий - “4”, зеленый- “3”);
- наборы сигнальных карточек на столах;
- табло учета;
- карточки для взаимоопроса, индивидуальной работы, работы в парах и группах;
- листы и фломастеры для оформления заданий;
- магнитная доска.
Структура урока:
- подготовительный этап;
- применение полученных знаний;
- обобщение;
- рефлексия;
- домашнее задание.
Ход урока
I этап. Подготовительный
Подцель: мотивация и актуализация
Объявляю тему урока, проговариваем и уточняем цель, напоминаю правила ведения табло учета и показа сигнальной карточки.
Фамилия Имя |
1 задание 5 – “5” |
2 задание 3 – “5” |
3 задание 5 – “5” |
4 задание |
ИТОГ |
Примечание: табло учета выдается на группу, количество строк соответствует числу учащихся в группе. Группы разбиваются на пары. Табло заполняется по мере выполнения заданий.
Работа в парах, взаимоопрос. Карточка перегибается пополам (вопросами к отвечающему, ответами к проверяющему).
1. Что такое одночлен? | Одночлен – произведение чисел, переменных и их степеней. |
2.Что такое многочлен? | Многочлен – сумма одночленов. |
3. Как привести многочлен к стандартному виду? | Нужно каждый его член представить в стандартном виде и привести подобные члены. |
4. Как раскрыть скобки, если перед скобками стоит “+”? | Если перед скобками стоит “+”, то скобки можно опустить, при этом знаки в скобках не изменяются. |
5. Как раскрыть скобки, если перед скобками стоит “-”? | Если перед скобками стоит “-”, то скобки можно опустить, при этом знаки в скобках изменяются. |
II этап. Применение полученных знаний
Подцели: 1) применение на репродуктивном
уровне;
2) умение применять знания в нестандартной
ситуации.
Работа в парах по вариантам с взаимопроверкой по “ключу”.
I вариант | II вариант |
а) (6х2-7х +4)-(4х2-4х+18) | а) (5х2+8х-7)-(2х2-2х-12) |
б) (3х+9)+(-х2-15х-40) | б) (2х-3) + (-2х2+5х-81) |
в) (13ху-11х2+10у2)-(-15х2+10ху-15у2) | в) (14ху-9х2-3у2)-(-3х2+5ху-4у2) |
Задание “Найди ошибку” выполняют индивидуально, два ученика “за доской” (используются поворотные части классной доски) . Решение обсуждается и оценивается.
(6а2-3а+11)-(-3а-а3+7) =6а2-3а+11-3а+а3-7=а3+6а2+18
(2а3b-5аb3)-(7 а3b- аb3)= 2а3b-5аb3-7 а3b- аb3=-5а6b-4аb3
III этап. Обобщение
Подцель: систематизировать знания.
Задача учителя – вычленить такую проблему, которая заставит учеников найти выход из нее.
Работа в группах, на больших листах, с защитой у доски. Как вариант для пяти групп предлагаются следующие задания:
1) Учащимся была предложена задача: найти
значение выражения (7а3-6а2b+5аb2)+(5а3+7а2b+3аb2)-(10а3+а2b+8аb2)
при а= -0,25. Один из учеников сказал, что в
задаче не хватает данных. Он прав?
2) Докажите, что значение выражения 1-b2-(3b-2b2)+(1+3b-b2)
не зависит от значения переменной.
3) Докажите, что выражение (х-у)+(у-z)+(z-x) тождественно
равно 0.
4) Докажите, что разность многочленов 0,7х4+0,2х2-5
и -0,3х4+0,2х2-8 при любом значении х принимает
положительное значение.
5) Найдите многочлен, после подстановки которого,
вместо М равенство 4с4-7с2+6-М=0 станет
тождеством.
IV этап. Рефлексия
Подцель: анализ деятельности.
- Какие были трудности?
- Что было интересно?
- Достигнута ли цель урока?
- Кто считает, что тему усвоил?
- Кому требуется помощь?
- Какое задание на уроке не встретилось? (Уравнения)
V этап. Домашнее задание:
- Составить алгоритм решения уравнений.
- По алгоритму решить №654 (Алгебра 7, под ред.Макарычева)
- №655* или №685* (по выбору).