Урок геометрии в 8-м классе на тему: "Алгоритм доказательства теорем по теме "Площадь"

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели:

    • развить умение обобщать и систематизировать обобщаемый материал;
    • сформулировать алгоритм доказательства теорем по теме “Площадь”;
    • формировать навыки переноса знаний в новую ситуацию;
    • показать зависимость между доказательствами различных теорем.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, компьютер с проектором, компьютерная презентация.

 

Ход урока.

1. Организационный момент

Учащиеся делятся на 5 групп.

Один из способов деления на группы: входя в класс, каждый учащийся берет из коробки одну фигурку (треугольник, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, ромб) любого цвета и рассаживаются за столы, на которых лежат таблички с соответствующими фигурами. На оборотной стороне таблички оценочный лист.

    Параметры оценивания

    Количество баллов

    Всего

    Знание теории    
    Предложенные идеи    
     

    Итого:

     
    Если вы ответили правильно на вопрос, группа выставляет себе 1 балл, если неправильно – 0 баллов.

(Примечание. На следующем уроке для деления этого же класса на группы можно использовать те же фигурки, но в основу деления положить их цвет).

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, мы изучаем тему “Площадь”, и не случайно ваши группы сегодня называются “Параллелограмм”, “Треугольник”, “Прямоугольник”, “Трапеция”, “Ромб”, потому что цель нашего урока вывести формулу для вычисления площадей этих фигур. Для этого давайте вспомним изученный материал.

Вопросы:

  • Что служит единицей измерения площадей?
  • Какие единицы измерения площади вы знаете?
  • Сформулируйте основные свойства площадей многоугольников.

По мере поступления ответов свойства выводятся на экран. (См. Приложение1)

    Рис.1

  • Чему равна площадь прямоугольника?

3. Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, рассмотрите рисунок

    Рис.2

Вопросы:

  • Какие фигуры изображены на рисунке?
  • Площадь каких фигур мы знаем?
  • Как можно вычислить площадь изображенной фигуры?

Ответ записываем на доске:

I способ: Sф = (a + b)2 (1)

II способ: S ф = S + S + a2 + b2 (2)

    • Какое свойство равенств можно использовать?

(a + b)2 =2 S + a2 + b2

Задание: Выразить S.

Какое значение вы получили?

S = ab

Таким образом, мы вывели формулу площади прямоугольника.

Вопросы:

    • Какой прием использовали для доказательства теоремы? (сравните рисунки)

Ответ: Достроили до квадрата со стороной (a + b)

    • Почему до квадрата?

Ответ: Площадь этой фигуры нам известна.

    • Какое свойство использовали для вычисления площади фигуры способом II?

Ответ: 2 свойство площадей.

    • Ваши дальнейшие действия?

Ответ: Сравнили равенства и сделали вывод.

Замечания. В сильном классе можно предложить составить план доказательства самостоятельно и защитить результат. Если полученные варианты будут совпадать у различных групп, то предложить им выставить им по 1 баллу.

В результате обсуждения получим план доказательства, который дети видят на выведенном на доске слайде.

     

    Рис.3

Практическая работа.

Ребята, возьмите комплект треугольников на ваших столах. Попробуйте найти выражения для нахождения площадей параллелограмма, треугольника, трапеции и ромба ( в зависимости от уровня класса каждая группа получает от 1 до 4 заданий). Если у вас появилась идея, вы поднимаете руку, Если ваш ответ правильный, вы получаете 1 балл и составляете данную фигуру на доске ( комплект треугольников большего размера для этой цели находится на столе учителя).

Вопрос:

  • До каких известных фигур вы можете первоначально достраивать данные фигуры?

Ответ: До квадрата и прямоугольника.

В результате работы групп на доске появляются следующие модели:

     

    Рис.4

    Рис.5

    Рис.6

     

    Рис.7

Для подведения итогов учитель использует презентацию (см.Приложение1). Ученики выполняют рисунки и записывают теоремы и их доказательства. Одновременно учитель заполняет на доске таблицу использования этапов алгоритма при доказательстве каждой теоремы.

    Этапы доказательства

    1

    2

    3

    4

    5

    Прямоугольник + + - + +
    Параллелограмм + + + + +
    Треугольник + + + - +
    Трапеция +разбиваем + - + +
    Ромб +разбиваем + - + +

Обращаем внимание учащихся, что для трапеции и ромба первый этап заменяется “Разбиением фигуры на известные фигуры.

4. Домашнее задание.

Выучить алгоритм доказательства теорем. Пункт 50, 51, 52, 53. Группы готовят по учебнику альтернативные доказательства теорем по учебнику в соответствии с названием группы.

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия.