Рис. 1
Структура программы:
Рис. 2
Задачи программы:
Рис. 3
Содержание программы: Приложение 1.
Сентябрь
Диагностика: 1-я и 2-я неделя сентября.
Материалы: программа диагностики познавательной сферы 4 – 7 лет. (Приложение 2)
Занятие 1. Ранняя осень
Беседа. В кабинете детей встречает веселый гном (рисунок, мягкая игрушка) и знакомит детей с картой Мира чудес.
Рис. 10
Гном: Дети, этот мир очень похож на наш, только он волшебный, ваше любое желание может исполниться там. Посмотрите на карту: здесь есть волшебный лес, где живут животные и птицы, растут красивые деревья и цветы; посмотрите, какой чудесный дом стоит на поляне – там живет семья, такая же как ваша, только волшебная; здесь ездят машины и летают самолеты, в реке водится много рыбы. Все это мы с вами увидим, а вот и мои спутницы, которые будут рассказывать вам об этом Мире чудес.
Педагог показывает четыре картинки с девочками – временами года и описывает каждое время года, показывая картинку. Стихи про времена года. Дети с помощью наводящих вопросов помогают гному в рассказе. К каждому времени года прилагается сюжетная картинка с отличительными признаками времени года.
Гном: А теперь я уступаю место времени года, которое у нас идет сейчас, какое это время года?
Дети показывают на осень. Осень рассказывает о себе с помощью стихов и картинок.
Игры: “Разрезные картинки”; “Новоселье” (расставить в таблице все листья).
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Гном: Ребята, я с вами увижусь еще и на других занятиях, которые называются “Наша природа” и “Веселый карандаш”, на этих занятиях мы будем много играть и рисовать. До свидания!.
Занятие 2. Ранняя осень
Беседа. Дети после прогулки в лес или парк.
Осень: “Ребята, я знаю, вы были у меня в гостях, в осеннем лесу. Расскажите мне, что вы там увидели интересного. Покажите это на карте”.
Игры: “Кто сумеет похвалить?” (Дети подбирают определения к существительным, например, листочек красивый, золотой, легкий). “Про какое время года я говорю?”
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.
Октябрь
Занятия 3, 4. Семья, дом
Беседа.
Осень: “Сегодня я приглашу вас в
гости, посмотрите на карту “Мира чудес”. Что
стоит на опушке? (Дом)
– Да, и там живет семья: дедушка, бабушка, мама…. В
доме открываются окна и двери, за которыми
нарисованы члены семьи.
Стихи про членов семьи. Экскурсия по дому.
Игры: “Разрезные картинки”; “Кто что ест”; “Найди отличия”; “Из чего сделано?” (игрушки, мебель); “Угадай, кто это?” (изображение жестами членов семьи); “Закончи предложение и подбери к нему картинку” (девочка рисует дом, диван …; папа читает книгу, журнал …; бабушка печет торт, яблоки … и т.д.); “Назови любимую игрушку”; “Расставь мебель в комнате”.
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.
Занятия 5, 6. Овощи и фрукты
Беседа.
Осень: Ребята, скажите, где мы побывали
в прошлый раз? (В доме)
– Сегодня, мы погуляем около дома и посмотрим на
огород и сад, а помогут нам дочка и сыночек
(картинки).
Новые герои рассказывают об овощах и фруктах, их сходстве и отличии, способах ухода за ними, о сборе урожая осенью.
Игры: Овощи: “Назови ласково”; “Предмет и форма” (соотнесение предметных картинок с геометрическими фигурами); “Вершки – корешки”; “Догони овощ” (у детей картинки с овощами, педагог называет какой-нибудь овощ и ведущий начинает догонять ребенка, у которого соответствующая картинка); “Назови ласково”. Фрукты: “Лото-вкладыши”; “Волшебный мешочек”; “Найди по описанию”. Дифференциация: “Классификация (овощи, фрукты); “Магазин”; “Четвертый лишний”; “Что где растет?”.
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.
Ноябрь
Занятие 7. Перелетные птицы
Беседа.
Осень: Много мы с вами путешествуем,
только ходим все пешком. Есть на земле такие
существа, которые двигаются быстрее нас,
угадаете кто это? (Птицы)
– Сегодня мы посмотрим с вами в небо и скажем
некоторым птицам: “До свидания!”.
Объяснение почему таких птиц называют перелетными. На примере нескольких птиц изучить строение, повадки и другие особенности птиц.
Игры: “Осенние приметы” (педагог называет приметы, дети хлопают в ладони, если примета относится к осени); “Сложи птицу” (аппликация по частям тела).
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.
Занятие 8. Лес, грибы
Беседа.
Осень: Мы с вами много узнали про перелетных птиц, но не все птицы улетают, некоторые остаются и живут в лесу. Вообще лес очень загадочный в “Мире чудес”. Давайте заглянем туда.
Стихи про лес.
Осень: Загляните под дерево, что это? (Гриб)
Изучение грибов по муляжам.
Игры: “Под каким деревом живет гриб”; “Положи правильно” (классификация по величине).
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.
Занятие 9. Поздняя осень – дикие животные
Беседа.
Осень: Давайте сегодня заглянем в домики лесных жителей.
На карте берлога, норы, дупло открываются, под ними нарисованы лесные жители. Описание животных, их повадок, питании.
Игры: “Какое это время года?”; “Кого не стало?”; “Угадай, кто это” (изображение жестами животных); “Чей домик?”; “У кого кто?” (животные и детеныш).
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.
Занятие 10. Животное и человек
Беседа.
Гном спрашивает у осени: Осень, мне кажется, что я очень похож на зайчика, да?
Осень: Нет, гномик, люди сильно отличаются от животных. Спроси у ребят.
Дети показывают и называют отличительные черты человека и животного.
Гном: А, что же у нас похоже, помогите ребята!
Дети отвечают на вопрос гнома.
Игры: “От кого эта часть?”; “Чем похожи, чем отличаются?”.
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Игра “Нелепицы” (перепутанные части тела человека и животного).
Декабрь
Занятие 11, 12. Зима, дикие животные
Беседа.
Гном прощается с осенью и знакомит детей с новой спутницей по “Миру чудес” – Зимой. Зима рассказывает о себе.
Зима: Ребята, давайте заглянем в лес и проведаем диких животных, интересно, что они делают.
Особенности зимовки диких животных. Стихи о диких животных.
Игры: “Найди одинаковые снежинки”; “Чьи следы”; “Узнай по описанию”; “Догони животное” (подвижная игра); “Ты кто?” (дети “превращаются” в зверят и рассказывают о себе от имени животного).
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.
Занятие 13. Зима, зимующие птицы
Беседа.
Зима: Есть в зимнем лесу, не только животные, но и птицы, давайте найдем их.
Стихи о зимующих птицах.
Игры: Рассказ по серии картинок “Синичка”, “Вороны”
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.
Занятие 14. Новый год, зимние забавы
Беседа.
Зима: Ребята, я очень веселое время года, как вы думаете почему? (Праздник “Новый год”, зимние забавы) Давайте сейчас выйдем на улицу и поиграем в снежки и другие игры”.
Занятие проводится на улице.
Игры: “Зимние приметы” (педагог называет приметы, дети хлопают в ладони если примета относится к зиме); “Снежки”; катание на санках.
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки про зиму.
Январь
Диагностика: 2-я неделя.
Материалы: программа диагностики (см. сентябрь).
Занятие 15, 16. Домашние животные
Беседа.
Зима: Мы с вами побывали в лесу, увидели как живут дикие животные, теперь пора поинтересоваться, что же делают домашние животные в мое время года? Посмотрите на карту.
В сарае открываются двери, где стоят домашние животные и их детеныши. Стихи про домашних животных.
Игры: “Узнай по описанию”; “Четвертый лишний”; “У кого кто?”; “Подбери пару”; “Угадай, кто кричит?”; “Угадай, кто это” (изображение жестами животных); “Кто что умеет делать? (дети называют действия, которые может делать загаданное животное); “Классификации” (дикие и домашние животные)
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.
Февраль
Занятие 17. Домашние птицы
Беседа.
Зима: Ребята, сегодня я хочу проверить вас, как хорошо вы про меня знаете, за это я расскажу вам еще про одних жителей “Мира чудес”.
Дети отвечают Зиме на вопросы о временах года. Зима в ответ рассказывает им о домашних птицах. Стихи про домашних птиц.
Игры: “Узнай по описанию”; “Четвертый лишний”; “Угадай, кто кричит?”; “Составь предложение по двум картинкам” (птица, снег); “Сравни двух птиц”
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.
Занятие 18, 19. Дом, мебель, игрушки, посуда, комнатные растения
Беседа.
Зима: Семья, с которой мы уже с вами знакомы, приглашает вас в гости, но сначала мы должны вспомнить как нужно вести себя за столом, когда вас приглашают на чай.
Проигрывание ситуации с детской посудой.
Зима: Теперь давайте посмотрим, как расположены комнаты в доме этой семьи, какая есть мебель, какие растения. Какие интересные игрушки в детской комнате и т.д.
Ознакомительная беседа.
Игры: “Найди место игрушке” (по цвету и форме); “Из чего сделано?”; “Куда положить?”; “Волшебный мешочек”; “Продолжи ряд” (1 ряд – круг, шарик или круг, квадрат; для 2-го ряда предметы: машинка, кубик, мяч); “Что изменилось?” (к группе игрушек педагог добавляет новую, дети отгадывают какую); “Подбери слово” (например: игрушка (педагог бросает мяч) – кукла (отвечает ребенок); “Подбери чашкам блюдца”; “Где что лежит?” (например: хлеб в хлебницу, сахар в сахарницу, салат в салатницу и т.д.).
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.
Занятие 20. Праздник “23 февраля”
Беседа.
Гном: Ребята, скоро праздник “День защитника отечества”.
Рассказ об этом празднике.
Гном: И сегодня мы устроим конкурс для мальчиков “Самый сильный”.
Игры: “Кто самый внимательный?” (игра со стульями); ответы на вопросы, “Скажи наоборот” (утро – вечер, герой – трус, друзья – враги, день – ночь, быстро – медленно, светло – темно, много – мало, сесть – встать, смеяться – плакать, говорить – молчать, закрывать – открывать, взять – отдать, приносить – уносить, надевать – снимать, все – никто, высоко –низко, входить – выходить, смелый – трусливый, горький – сладкий, легко – тяжело, острый – тупой, высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий); “Что это значит?” (свежая рубашка – чистая, выглаженная; свежая газета – новая; свежие краски – не засохшие; свежая голова – отдохнувшая; глухой старик – тот, кто ничего не слышит; глухая ночь – тихая, темная; глухой лай собаки – отдаленный); “Узнай по звуку” (музыкальные инструменты); “Найди противоположное слово (сахар сладкий, а лимон?..; луна видна ночью, а солнце?... и т.д.); “Назови одним словом” (обобщающие понятия).
Итог занятия.
Вручение призов.
Март
Занятие 21. Начало весны
Беседа.
Гном знакомит детей с новой героиней – Весной. Она рассказывает о себе, читая стихи и приметы весны, показывает картинки с признаками весны.
Игры: “На что это похоже, дорисуй” (незавершенные изображения); “Угадай по звуку” (капель, текут ручьи, поют птицы, жужжат насекомые).
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Устные загадки.
Занятие 22. Праздник “8 марта”
Беседа.
Весна рассказывает детям, что за праздник “8 марта”. Показывает диафильм “Мы подарим маме?”
Игры: “Составь предложение по двум картинкам” (мама, цветы).
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Изготовление цветов-оригами.
Занятие 23, 24. Одежда, обувь, головные уборы
Беседа.
Весна наряжена в зимнюю одежду.
Весна: Ребята, скажите мне, пожалуйста,
почему мне так жарко? (Тепло одета)
– И правда, я надела зимнюю одежду, а какая же мне
нужна, помогите выбрать.
На столе кукольная одежда разных сезонов. Наряжают куклу. Аналогично проводится с головными уборами и обувью.
Игры: “Помоги одеться Маше”; лото; “Классификация” (обувь, одежда, головные уборы”; подвижная игра “Поменяйтесь местами те, кто одет в…”; “Подберем куклам одежду” (из первых букв имен кукол складывается название одежды (например: Юля, Боря, Катя, Андрей – юбка).
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.
Апрель
Занятие 25. Весна. Возвращение перелетных птиц
Беседа.
Весна: Ребята, сегодня я провожу вас в
лес, к жителям, которые совсем недавно прилетели
к ним с юга. Как вы думаете, почему они прилетели?
(Потому что стало тепло)
Посмотрите, на них.
Показывает картинки, называя птиц и описывая их. Затем дети отвечают на вопросы по пройденной теме.
Игры: “Весенние приметы” (педагог называет приметы, дети хлопают в ладони если примета относится к весне); “Каждую птицу на свое место”; “Разложи по кучкам” (перелетные и зимующие птицы).
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.
Занятие 26, 27. Наземный, водный, воздушный транспорт
Беседа.
Звуки парохода, самолета, машины.
Весна: Послушайте, что это такое? (Транспорт)
Сколько же его здесь, посмотрите на карту. Как же
тут разобраться, на чем я могу лететь, на чем
плыть, на чем ехать. Ребята, помогите!
Педагог вывешивает разные виды транспорта. Дети распределяют транспорт по группам, педагог дает этим группам названия.
Игры: “Лото”; “Летает – не летает”; “Составь предложение по двум картинкам” (корабль, капитан; автомобиль, светофор и.т.д.); “Логический поезд” (выкладывание групп картинок); двигательная игра “Замри” (дети загадывают транспорт и двигаются по комнате, по команде “замри” все замирают и водящий угадывает виды транспорта); “Шоферы”.
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.
Занятие 28. Профессии
Беседа.
Весна: Ребята, что мы видели на карте Мира чудес в прошлый раз? (Транспорт). А вы знаете, кто управляет машинами? (Шофер, водитель). А какие профессии вы еще знаете? Давайте поиграем, я называю профессию, а вы мне говорите, где этот человек работает. (И наоборот)
Игры: “Придумай позу” (дети придумывают подходящую позу для каждой профессии); “Что нужно для работы?”; лото; “Логический домик”.
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.
Май
Диагностика: 1, 2 неделя.
Материалы: программа диагностики (см. сентябрь).
Занятие 29. Май. Насекомые
Беседа.
Весна: Ребята, я знаю, что вы наблюдали за природой на прогулке (в парке) и видели много интересного, расскажите мне. А теперь я включу магнитофон, а вы угадаете, кто это с нами говорит, что за лесной житель?
Игры: “Найди по описанию”; “Кто где живет?”; “Парочки”; “Покажи такую же”; подвижная игра “Догони насекомое”.
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.
Занятие 30. Грибы, ягоды
Беседа.
Весна: Есть у меня один друг – Гриб-боровик, он живет в листве под деревом, да он и сам вам расскажет про себя и про своих друзей.
Картинки или игрушки грибов, ягод рассказывают о себе.
Игры: “Когда это бывает?”; “Парочки”; “Составь предложение по двум картинкам” (грибы, корзина); “Сколько грибов”; “Угадай, где я живу!”.
Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.
Итог занятия.
Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.
Июнь
Повторение пройденных тем, на выбор педагога.
Каждый месяц воспитатели (в группе и на прогулке) и родители (в домашних условиях) выполняют задания от педагога. Приложение 3.
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9