Урок русского языка во 2-м классе (система Занкова) по теме: "Урок творчества. Тема текста. Основная мысль текста"

Разделы: Иностранные языки


Цели:

  • Образовательные: закрепление умения определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста.
  • Развивающие: развитие аналитического и образного мышления, умение выделять главное, обобщать, развитие фантазии, творческих способностей, расширить словарный запас учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, групповые, индивидуальные.

Оборудование: карточки №1, 2, 3, 4; тест.

Ход урока

I. Мотивация.

- Дети, вам тепло?

(Да!)

- В классе светло?

(Да!)

- Прозвенел уже урок?

(Да!)

- Уже закончился урок?

(Нет!)

- Только начался урок?

(Да!)

- Хотите учиться?

(Да!)

- Значит можно всем садиться.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Мы научимся определять основную мысль текста, подбирать заголовки и, наконец, сами станем авторами небольших рассказов.

- Открываем тетради, оформляем работу (число, классная работа).

III. Подготовка к ведению темы.

На доске слова:

слова слоги
предложения звуки
текст

Учитель молча указывает на слова и говорит: “Я, знаю, вы у меня хорошие, умные дети. Мне так с вами интересно работать. Вы уже много знаете, многое умеете. А самое главное - мы понимаем друг, друга с полуслова” (дети уже понимают, раз даны слова, надо что то с ними выполнить, и не дожидаясь, когда учитель предложит им задание, предлагают свои варианты).

Ответы детей:

- Это существительные, отвечают на вопрос “что?”, неодушевлённые, есть слова во множественном и единственном числе.

- Можно в этих слова расставить ударение, выделить орфограммы.

- Прочитать орфографически и орфоэпически.

- Составить предложения.

- Записать к этим словам транскрипцию.

- Определить род.

- Расположить эти слова в порядке возрастания.

Учитель.

- Очень интересное задание. А как это ты понимаешь, в порядке возрастания?

- Начать их располагать с самого маленького слова (звуки, слоги, слова, предложения, текст).

Учитель.

- А почему звуки на первом месте, а не слоги, ведь количество букв в словах одинаково?

Дети.

- Звуки мы слышим, произносим, получаются слоги, а из слогов можно составить слова. Из слов получаются предложения. А когда много предложений получается текст.

- У нас получилась последовательность.

Учитель.

- Какие вы молодцы. Я не зря говорила, что мы понимаем друг друга с полуслова.

Какое слова в этой последовательности является завершающим? Почему?

И так тема нашего урока “текст” (на доску крепится табличка со словом “текст”).

- Что такое текст?

III. Основная часть урока (по теме)

1. Учитель.

- Возьмите карточку №1 (работа в парах).

1. Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю.

2. По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт стройная берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!

- Перед вами карточка №1. В этой карточке две записи. Одна из них текст, а другая – нет. Определите, что является текстом. Обоснуйте свой ответ.

(Дети называют текстом первую запись. Свой выбор они объясняют тем, что в первой записи все предложения объединены одной темой).

На доску прикрепляется карточка “тема текста”,

ТЕКСТ

ТЕМА ТЕКСТА

Учитель. Какова тема текста?

Дети.

- Говорится о красоте деревьев.

- О красоте осенних деревьев.

Учитель.

- Так что такое тема текста?

Дети.

- Это то, о чём или о ком говорится в тексте.

Учитель.

- Проведём дальнейшее исследование текста.

- Определите основную мысль текста (на доску выносится запись “основная мысль текста”).

Дети.

- Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем лесу.

Учитель.

- Обратите внимание на запись:

ТЕКСТ

ТЕМА ТЕКСТА

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА

- Какого ещё одного признака не хватает?

Дети.

- Заголовка

(прикрепляется на доску слово “заголовок”.)

Учитель.

- Что такое заголовок?

Дети.

- Краткое обобщённое обозначение темы текста.

- Заглавие в тексте может отразить тему или тему с основной мыслью текста.

ФИЗМИНУТКА

2. Учитель.

- Продолжаем нашу работу.

Возьмите карточку №2 (карточка №2 из трёх вариантов).

Работа в парах.

- Задание. Вам надо прочитать, обсудить, определить тему текста, основную мысль текста и придумать заголовок.

Вариант 1.

Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.

Вариант2.

Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.

Вариант3.

Осенью за садом дети нашли журавля. У него было сломано крыло. Ребята принесли журавля в школу. За зиму птица окрепла и стала ручной. Мы назвали его Журкой. Весной над нашим селом летели журавли. С ними улетел и наш Журка.

Коллективная проверка.

Дети зачитывают тексты и дают полные ответы на полученное задание.

3. Творческая работа.

Учитель.

- Сейчас вам предстоит стать авторами небольших рассказов.

Открываем тетради и оформляем запись (число, творческая работа).

Перед вами темы:

“Мой любимый предмет”

“Природа встречает зиму”

“На реке”

“Книга – мой лучший друг”

- Выберите ту тему, которая вам по душе, больше нравится (записать название в тетрадь).

- Вы должны самостоятельно продумать и записать связный текст. Не забывайте, что в тексте должна прослеживаться: тема, основная мысль.

Учитель заранее к каждой теме может написать на карточках опорные слова. Кто из детей испытывает затруднения, можно предложить свою помощь.

Физминутка.

IV. Итог урока.

Учитель.

- У кого есть желания зачитать нам свои творческие работы. (Дети зачитывают).

- Ребята, вы очень хорошо работали на уроке. И этому есть подтверждения – ваши творческие работы.

- Что вам больше всего запомнилось из урока?

- Что понравилось?

- Кто испытывал затруднения? В чём?

- А итогом всего нашего урока будет – тест. Этот тест поможет нам продолжить работу на следующем уроке.

  Вопросы + или -
1. Текст состоит из предложений.  
2. К тексту нельзя придумать заглавие.  
3. Все предложения в тексте имеют границы.  
4. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.  
5. В тексте о чём-то или о ком-то говорится.  
6. Текст можно разделить на части.  
7. Каждая часть текста записывается с красной строки  

Каждый учащийся выполняет тест на отдельной карточке самостоятельно. В колонке где обозначено + или -, дети ставят нужный знак – если согласны с высказыванием ставят – плюс, если нет – минус. (Тесты оценивает учитель к следующему уроку).