Цели:
- учить детей обобщать полученные знания по творчеству Л.Н. Толстого;
- учить составлять басни, сочинять сказки, пересказывать;
- развивать технику чтения, образное мышление, речь, память детей;
- развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию;
- воспитывать любовь к чтению и своей Родине на примере творчества Л.Н. Толстого.
Оборудование:
- портрет Л.Н. Толстого,
- листы с заданиями для творческой работы,
- выставка книг"Л.Н. Толстой – детям",
- схема рассказа о Л.Н. Толстом,
- учебник чтения"В океане света"Бунеевых".
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Урок чтения. На этом уроке мы продолжим работу по творчеству великого писателя Л.Н. Толстого.
II. Формулирование темы и цели урока
– Как вы думаете, чем конкретно мы будем заниматься? Сформулируйте, пожалуйста, цель и тему урока. На прошлом уроке мы, разделившись на 3 группы, вели исследовательскую работу по творчеству великого русского писателя Л.Н. Толстого. И на основе этого можно прийти к выводу о том, что целью сегодняшнего урока будет обобщение знаний по творчеству писателя Л.Н. Толстого и работа по сказке"Два брата". Подведем итоги исследовательских работ по группам.
III. Подведение итогов исследовательских работ
– Первая группа вела исследовательскую работу по теме"Биография великого писателя Л.Н. Толстого."Выступает из нашей группы Н. Куклин.
–Лев Николаевич Толстой родился и вырос в
имении отца в Ясной Поляне, недалеко от Тулы.
Когда мальчику было три года, у него
умерла мать. Воспитывала его тетушка – М.Н.
Ергольская. Учился юноша в Тульской гимназии,
потом в университете в городе Казани, где жила
его тетушка. Не окончив университета,
юноша поступил на военную службу. Служил
на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму.
Тогда там шла война. Там же, в свободное
от службы время, он начал писать различные
повести и рассказы о своем детстве, о службе на
Кавказе. Он был уже известным всему миру
писателем, когда вновь вернулся в Ясную
Поляну. Л. Н. Толстой открыл там школу
для крестьянских детей, занимался хозяйством.
Все время он был очень дружен с крестьянами,
помогал им, любил крестьянских ребятишек,
заботился о них. Л.Н. Толстой написал много
больших произведений, таких, как “Детство,
отрочество и юность”, “Война и мир”,
“Воскресение” и другие. За это его чтила вся
Россия: от простого мужика до царя. К нему
приезжали со всего мира писатели, художники,
музыканты. Приходили к нему за советом и
простые люди, больше всего крестьяне,
бывали и нищие.
Рядом с террасой его дома росло дерево, к
которому Лев Николаевич велел привязать
колокольчик, и стояла скамейка. Это дерево
называли “дерево нищих”. Кто приходил или
приезжал к Льву Николаевичу, звонил в этот
колокольчик, и Лев Николаевич выходил к
посетителям. Никому он не отказывал в помощи, он
всех учил добру, поэтому так тянулись к нему люди.
Л.Н. Толстой писал не только большие по объему
произведения, но и небольшие рассказы и басни
для детей. Вспомните, какие из них вы
читали. Он написал целую книгу “Азбука для
детей”.
Лев Николаевич Толстой прожил большую жизнь.
Умер он, когда ему было 82 года.
Похоронили его, как он завещал, в Ясной
Поляне, среди деревьев, на краю оврага.
В Ясную Поляну, где сейчас находится музей Л.Н.Толстого,
со всего мира приезжают люди, чтобы увидеть
своими глазами дом, где жил и творил великий
русский писатель, парк, поклониться его
могиле. Когда вы вырастете, обязательно
побывайте там.
Ответы на вопросы по содержанию выступления. Ученики 1-й группы задают вопросы ученикам 2-й и 3-й группы.
– Вторая группа вела исследовательскую работу по теме"Л.Н. Толстой – детям."
Выступает О. Иванов.
– "Счастливая, счастливая,
невозвратимая пора детства!"– пишет Л.Н.
Толстой. Тема детства – одна из важнейших во всем
его творчестве.
Дети – любимые персонажи писателя, объект его
глубокого исследования. Л.Н. Толстой написал
очень много произведений. О своем детстве,
юношеских годах написал книгу "Детство.
Отрочество. Юность".
В 1875 г. написал "Новую азбуку". В нее вошли
сказки, рассказы, были такие как "Три
медведя", "Корова", "Филипок" и т. д.
Также написал четыре книги для чтения. В
них вошли 225 произведений. Это такие как "Муравей
и голубка", "Лев и мышь", "Лгун", "Пожарные
собаки", "Косточка", "Орел"и т. д.
Сказки, написанные для учеников,
ненавязчиво поучают, описания учат
внимательному отношению к себе и миру,
рассказы–это и новые знания, и знакомства
с чужим жизненным опытом.
Мировая слава пришла к Л.Н. Толстому при жизни.
С 80-х годов XIX века началось его могучее
воздейстивие на литературу и всю духовную жизнь.
Произведения великого писателя Л.Н. Толстого нас
учат, радуют, удивляют своими содержаниями,
языком, нравственностью.
Ответы на вопросы по содержанию выступления. Ученики 2-й группы задают вопросы ученикам 1-й и 3-й группы.
– Третья группа вела исследовательскую работу по теме: "Л.Н. Толстой – педагог. Школа в Ясной Поляне".
Выступает Д. Бобрулько.
– В 1859 г. великий русский писатель Л.Н.
Толстой открыл школу в Ясной Поляне для
крестьянских детей. Он сам был в этой школе
учителем, сам писал для своих маленьких учеников
книги для чтения. В этой школе занятия
строились в форме свободных бесед учителя с
учениками. Обязательного ежедневного
посещения школы от детей не требовалось.
Наказания в школе отсутствовали. Учащиеся
делились на 3 класса–младший, средний,
старший. Домашние задания не
практиковались, все выполнялось в школе, в
тесном общении с учителями, с помощью более
старших детей.
Из рассказа первого ученика Васи Морозова, мы
видим, что Л.Н. Толстой очень любил детей,
заботился о них, никому не отказывал в
помощи. Он всех учил добру, поэтому дети
тянулись к нему. Василий Морозов не только
выучился, но и сам стал писателем, с
благодарностью вспоминая своего учителя.
Л.Н. Толстой счастливо соединял в себе мыслителя,
философа, педагога, заботливого отца,
нравственного человека.
Ответы на вопросы по содержанию выступления. Ученики 3-й группы задают вопросы ученикам 1-й и 2-й группы.
IV. Вывод
– Из всего сказанного сделайте, пожалуйста,
вывод: кто такой Л.Н. Толстой? (Л.Н. Толстой –
великий русский писатель, классик русской
литературы, философ, мыслитель, педагог.)
– Чему учат произведения великого писателя? (Произведения
великого писателя Л.Н. Толстого учат быть добрыми,
отзывчивыми, дружными, воспитанными, учат
любить родной язык, Родину, учат
восхищаться красотой, поэтичностью русского
языка.)
V. Работа по сказке Л.Н. Толстого"Два брата"
1. Работа с текстом до чтения.
– Откройте с. 235. Прочитайте название сказки.
("Два брата".)
– Кто написал сказку? (Сказку написал Л.Н.
Толстой.)
– Какая это сказка? Народная или литературная? (Это
литературная сказка.)
– Почему? (Ее автор – Л.Н. Толстой.)
2. Работа с текстом во время чтения.
- самостоятельное чтение сказки.
- выборочное чтение сказки.
– Что было написано на камне? Прочитайте
отрывок. (Чтение отрывка)
– Почему на одну и ту же надпись братья реагируют
по-разному?
– Они сами разные, у них разные взгляды на
жизнь.
– Прокомментируйте доводы старшего. Можно ли
с ними согласиться?
– Да, можно согласиться. Потому, что
действительно может случиться так, как он
говорит.
– Прокомментируйте доводы младшего. Можно ли
согласиться с ними?
– Да. Можно. Он другой и мыслит по-другому.
– А если был бы третий брат, могли ли родиться
другие доводы?
– Да. Могли бы. Он тоже другой человек.
– Рассудила ли братьев жизнь?
– Нет. Каждый остался при своем мнении.
– Кого из братьев вы считаете правым?
– Каждый по-своему прав, за каждым своя правда, не
случайно и тот и другой в споре вспоминают
народные пословицы– вековую мудрость народа.
3. Работа с текстом после чтения. Беседа с учащимися.
– В чем мудрость сказки? Попробуйте выразить ее,
как братья с помощью пословицы,
поговорки. (Написаны на доске)
– Подходят пословицы:"Каждому свое","Кому
как, а нам эдак", "Кому что на роду
написано".
– Сделайте вывод: чему учит это сказка?
– Сказка учит тому, что все люди на свете
разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо
уважать мнение каждого человека.
VI. Творческая работа по группам
– Сначала выясним, какие сказки называются
народными? (Сказки придуманные народом.)
– Назовите признаки народных сказок. (Сказочный
зачин, концовка, повторы событий,
сказочные герои, волшебные предметы, добро
побеждает зло, простой, понятный язык.)
- Задание для 1-го ряда: придумайте вариант народной сказки, сохраняя сюжет, главную мысль сказки"Два брата"Л.Н. Толстого.
- Задание для 2-го ряда: придумайте вариант современной сказки, сохраняя сюжет, главную мысль этой же сказки.
- Задание для 3-го ряда: что такое басня? (Басня – это небольшое произведение, в котором высмеиваются разные пороки, недостатки людей. Басня начинается или заканчивается моралью.) Составьте басню, сохраняя сюжет, главную мысль этой же сказки.
Работа в группах. Выступление представителей из групп.
Выступает ученик из второго ряда – Закарян Ануш.
Два брата
(Сказка)
Два брата решили отправиться в путешествие.
Взяли на прокат новенький лимузин и поехали в
турне по Европе.
Ехали, ехали, да устали. Остановились у
обочины и решили поспать. Когда старший брат
уснул, младший открыл ноутбук и на одном сайте
прочитал:"Кто прочитает это письмо, тот
пускай идет прямо в лес, на восход солнца. За
лесом – река. На другом берегу увидишь
медведицу с медвежатами. Отними медвежат и
беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом
и в доме том найдешь счастье."
Братья прочитали письмо и младший сказал:
– Давай, попытаем счастье. Пойдем вместе.
– Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не
советую. И пословица говорит: "Искать большого
счастья – малое потерять", и еще: "Не сули
журавля в небе, а дай синицу в руки".
– А я слыхал – "Волков бояться, в лес не
ходить", и еще: "Под лежачий камень вода
не потечет". По мне – надо идти.
Меньшой брат пошел, а старший остался.
Увидел реку. Сел на катер и переправился
через реку. На другом берегу увидел медведицу,
кинул ей мясо со снотворным. Когда она
уснула взял медвежат и побежал к горе. Добежал
до дома и стал президентом страны.
Правил страной пять лет, на шестой год
начались выборы. Его переизбрали.
Поехал младший брат к старшему и стали жить как
раньше.
Каждый был доволен своей жизнью.
Выступает из первого ряда Суховская Валерия.
Два брата
(Народная сказка)
Жили-были в тридесятом царстве, в тридевятом государстве два брата. Решили они отправиться в путешествие. Долго ли, коротко ли шли по полям, по дорогам, устали, да легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали – подле них лежит камень и на камне что-то написано. Стали разбирать и прочли:
"Кто найдет этот камень, тот пускай идет
прямо в лес на восход солнца. В лесу – река,
пускай плывет через эту реку на другую сторону.
Увидишь медведицу с медвежатами – отними
медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в
гору. На горе увидишь дом и в доме том найдешь
счастье."
Прочитав написанное, меньшой брат стал
уговаривать старшего:
– Давай, попытаем счастье.
Старший отказывается:
–Я никуда не пойду. Пропадем низачто.
Может нас ждет такое счастье, какого нам
вовсе не нужно. И пословица говорит: "Искать
большого счастья – малое потерять", и еще:
"Не сули журавля в небе, а дай синицу в
руки".
А меньшой сказал:
– А я слыхал – "Волков бояться, в лес не
ходить", и еще: "Под лежачий камень вода не
потечет". По мне – надо идти.
Пошел младший брат, а старший остался.
Все сделал меньшой брат так, как было написано
на камне: выходит ему навстречу народ,
подвезли ему карету, повезли в город и
сделали царем. Он царствовал пять лет. На
шестой год пришел на него войной другой царь,
сильнее его и прогнал.
Потужил младший брат, да опять пошел
странствовать и пришел к старшему брату.
Старший брат жил ни богато, ни бедно. Братья
обрадовались друг другу и стали рассказывать про
свою жизнь.
И каждый остался доволен своей жизнью.
Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!
Выступает Терентьева Елена.
Два брата
(Басня)
Люди по-разному понимают, в чём смысл жизни,
и в чём – счастье.
Два брата пошли путешествовать. В полдень они
легли отдохнуть в лесу. Когда проснулись,
то увидали – подле них лежит камень и на
камне написано: "Кто найдет этот камень, тот
пускай идет прямо в лес, на восход солнца. В
лесу – река: пускай плывет через эту реку на
другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами:
отними медвежат у медведицы и беги без оглядки
прямо в гору. На горе увидишь дом и в доме том
найдешь счастье."
Младший брат решил попытать счастье, а
старший отговаривал:
– Давай, попытаем счастье.
Старший отказывается:
–Я никуда не пойду. Пропадем ни за что.
Может нас ждет такое счастье, какого нам
вовсе не нужно. И пословица говорит: "Искать
большого счастья – малое потерять" и еще:
"Не сули журавля в небе, а дай синицу в
руки".
А меньшой сказал:
– А я слыхал – "Волков бояться, в лес не
ходить", и еще: "Под лежачий камень вода
не потечет". По мне, надо идти.
Пошел младший брат, а старший остался.
Вот, все сделал меньшой брат так, как было
написано на камне: выходит ему навстречу народ,
подвезли ему карету, повезли в город и
сделали царем.
Он царствовал пять лет. На шестой год пришел
на него войной другой царь, сильнее его и
прогнал.
Потужил младший брат, да опять пошел
странствовать и пришел к старшему брату. Старший
брат жил ни богато, ни бедно. Братья
обрадовались друг другу и стали рассказывать про
свою жизнь.
Старший говорит:
– Вот и вышла моя правда: я всё время жил тихо и
хорошо, а ты хоть и был царём, зато много
горя видел.
А меньшой в ответ:
– Я не тужу, что тогда в лес пошел, хоть мне
и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою
жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.
Мораль нашей басни такова: каждый по-своему прав,
за каждым своя правда.
Разбор выступлений.
– Понравилась ли сказка? Басня? Соблюдены ли все условия?
VII. Подведение итогов урока
– Что нового узнали на уроке?
– Захотелось ли вам читать произведения
великого русского писателя Л.Н. Толстого?
Выставление оценок.