Цель: проверить уровень усвоения материала по данной теме.
Оборудование:
- приборы для получения и собирания кислорода,
- самодельные таблицы,
- аппликации кукол сказочных героев,
- карточки с заданиями,
- две колбы а) с кислородом б) с воздухом,
- лучина, спички,
- магнитофон, аудиозапись,
- черный ящик с растением.
Ход урока
(Звучит сказочная музыка, на доске появляется аппликация главного героя сказки Кислорода. Учитель читает текст. )
В некотором царстве, в химическом государстве, жил-был солдат по имени Кислород.
Служил он долго и беспорочно. Царскую службу знал хорошо, на смотры и на учения приходил, чист и исправен. Стал последний год дослуживать - как на беду, невзлюбило его начальство, не только большое, да и малое: то и дело под палками отдувайся.
Тяжело Кислороду, и задумал он бежать. Ранец через плечо, ружье на плечо, и начал
Прощаться с товарищами (на доске аппликации товарищей появляются), а те его спрашивают: “Куда идешь? Аль батальонный требует?”
“Не спрашивайте, братцы! Подтяните-ка ранец покрепче, да лихом не поминайте!”
И пошел он, добрый молодец, куда глаза глядят.
- Ребята, а вы не знаете, куда ушел Кислород? Где его можно встретить? (Рассказ ученика о нахождении кислорода в природе).
- Опишите его приметы? (Рассказ о физических свойствах кислорода).
Много ли, мало ли, шел Кислород, и пробрался в иное государство. Усмотрел часового (аппликация часового появляется на доске), и спрашивает : “Нельзя ли где отдых взять?”
Доложили Королю (аппликация короля вывешивается на доску), а Король-то злодей был, приказал он позвать того служивого. Как только появился Кислород, Король его заколдовал.
- Ребята, помогите кислороду избавиться от злых чар Короля. (Выдаются карточки с заданиями для трех учеников)
1. Записать уравнения получения кислорода из:
А) перманганата калия
Б) воды
В) оксида ртути (II)
(Задания для двух учеников.)
2. Собрать прибор для получения и собирания кислорода:
А) методом вытеснения воздуха
Б) методом вытеснения воды
- Спасибо, молодцы, освободили служивого!
Как только Кислород почувствовал свободу, решил побыстрее убраться из этого царства и спрятаться, затаиться.
- Определите, где спрятался кислород? (Предлагаются 2 колбы: одна с воздухом, другая с кислородом. Опытным путем определить в какой из них находится кислород).
Сидит и думает Кислород “Боже мой - вот какая беда приключилась. Как заметит Король, так сейчас же повелит схватить меня и повесить. ”
- Подскажите, ребята, с помощью какого оружия – прибора можно схватить Кислород? А каким – нет, и почему? (По самодельной таблице учащиеся рассказывают с помощью какого прибора можно собрать кислород, а каким нельзя и почему. См. приложение №1. )
Взял он в руки свое ружье, прислонился к дереву, и крепко-крепко призадумался. Вдруг
Послышался треск, шум. Очнулся добрый молодец, глядь, а перед ним стоит прекрасная царевна с маменьками, с няньками. (На доске появляются аппликации царевны, маменек и нянек. )
Всем известно было в батальоне, что Кислород очень вспыльчив, в его присутствии маленькая искра превращается в пламя. Увидя царевну Кислород смутился, забеспокоился. В его сердце вспыхнул огонь, а глаза излучили теплоту и свет.
- Покажите, ребята, какие процессы протекали в душе Кислорода.
(Охарактеризовать химические свойства кислорода, составить уравнения химических реакций; у доски работают семь учеников).
1 ученик пишет уравнение реакции горения серы.
2 ученик пишет уравнение реакции горения угля.
3 – горение фосфора
4 – горение железа
5 – окисление меди
6 – горение метана
7 – горение сероводорода
В это время класс выполняет самостоятельную работу по вариантам:
- 1 вариант - составить и записать уравнения горения а) натрия б) сероуглерода
- 2 вариант - составить и записать уравнения горения а) цинка б) этилена (С2Н4)
Царевна ласково поклонилась и говорит:
- Здравствуй, служивый! Расскажи, какими судьбами ты сюда попал?
Солдат все рассказал, ничего не утаил. А царевна ему в ответ:
- Король - мой родной брат, много творит всякого зла и на мое царство беду наслал-весь народ мой окаменел. Слушай, вижу я ты добрый человек, сумеешь мне помочь народ оживить, а я тогда замуж за тебя выйду. Но чтобы победить Короля надо отгадать пять загадок, с отгадыванием каждой, смерть будет приближаться к Королю.
(Загадки-задания записаны на доске).
ЗАГАДКИ
№1
Какие из перечисленных веществ относятся к оксидам?
CaO NaOH H2SO4 MnO2 HCI BaO H2CO3 CO KMnO3 AI2O3
№2
Каков состав воздуха?
А) 4/5 азота, 1/5 кислорода, немного благородных газов, углекислый газ;
Б) большую часть составляет кислород, меньшую азот, углекислый газ, инертные газы.
№3
Чем экзотермические реакции отличаются от эндотермических?
Приведите примеры таких реакций.
№4
Укажите термохимические уравнения:
2HgO =2Hg + O2-180КДж
C + O2 =CO2
Fe + S = FeS + Q
№5
Какие реакции могут использоваться для получения энергии?
А) дающие большое количество тепла и безвредные продукты горения;
Б) эндотермические;
В) экзотермические;
Г) характеризующиеся неполным сгоранием, дающие много копоти.
(Звучит музыка Эль-Бимбо).
ВНИМАНИЕ! Черный ящик!
(Выносят черный ящик)
Здесь смерть Короля, но для Кислорода – это самые близкие, самые родные, без которых жизнь на Земле утрачивает свое значение. Они имеют огромное космическое значение. Что находится в черном ящике?
Как только были отгаданы загадки, разгадали тайну черного ящика – царство ожило, по улицам и в домах засуетился народ, во дворец явилась царевна с генералами, со свитою и стали все благодарствовать солдату и величать его своим государем.
На другой день женился Кислород на прекрасной царевне, и жил с ней долго в любви и согласии.
Тут и сказочке конец, кто слушал, помогал - тот и молодец!