Конспект урока-сказки по теме: "Кислород. Оксиды. Горение". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель: проверить уровень усвоения материала по данной теме.

Оборудование:

  • приборы для получения и собирания кислорода,
  • самодельные таблицы,
  • аппликации кукол сказочных героев,
  • карточки с заданиями,
  • две колбы а) с кислородом б) с воздухом,
  • лучина, спички,
  • магнитофон, аудиозапись,
  • черный ящик с растением.

Ход урока

(Звучит сказочная музыка, на доске появляется аппликация главного героя сказки Кислорода. Учитель читает текст. )

В некотором царстве, в химическом государстве, жил-был солдат по имени Кислород.

Служил он долго и беспорочно. Царскую службу знал хорошо, на смотры и на учения приходил, чист и исправен. Стал последний год дослуживать - как на беду, невзлюбило его начальство, не только большое, да и малое: то и дело под палками отдувайся.

Тяжело Кислороду, и задумал он бежать. Ранец через плечо, ружье на плечо, и начал

Прощаться с товарищами (на доске аппликации товарищей появляются), а те его спрашивают: “Куда идешь? Аль батальонный требует?”

“Не спрашивайте, братцы! Подтяните-ка ранец покрепче, да лихом не поминайте!”

И пошел он, добрый молодец, куда глаза глядят.

- Ребята, а вы не знаете, куда ушел Кислород? Где его можно встретить? (Рассказ ученика о нахождении кислорода в природе).

- Опишите его приметы? (Рассказ о физических свойствах кислорода).

Много ли, мало ли, шел Кислород, и пробрался в иное государство. Усмотрел часового (аппликация часового появляется на доске), и спрашивает : “Нельзя ли где отдых взять?”

Доложили Королю (аппликация короля вывешивается на доску), а Король-то злодей был, приказал он позвать того служивого. Как только появился Кислород, Король его заколдовал.

- Ребята, помогите кислороду избавиться от злых чар Короля. (Выдаются карточки с заданиями для трех учеников)

1. Записать уравнения получения кислорода из:

А) перманганата калия

Б) воды

В) оксида ртути (II)

(Задания для двух учеников.)

2. Собрать прибор для получения и собирания кислорода:

А) методом вытеснения воздуха

Б) методом вытеснения воды

- Спасибо, молодцы, освободили служивого!

Как только Кислород почувствовал свободу, решил побыстрее убраться из этого царства и спрятаться, затаиться.

- Определите, где спрятался кислород? (Предлагаются 2 колбы: одна с воздухом, другая с кислородом. Опытным путем определить в какой из них находится кислород).

Сидит и думает Кислород “Боже мой - вот какая беда приключилась. Как заметит Король, так сейчас же повелит схватить меня и повесить. ”

- Подскажите, ребята, с помощью какого оружия – прибора можно схватить Кислород? А каким – нет, и почему? (По самодельной таблице учащиеся рассказывают с помощью какого прибора можно собрать кислород, а каким нельзя и почему. См. приложение №1. )

Взял он в руки свое ружье, прислонился к дереву, и крепко-крепко призадумался. Вдруг

Послышался треск, шум. Очнулся добрый молодец, глядь, а перед ним стоит прекрасная царевна с маменьками, с няньками. (На доске появляются аппликации царевны, маменек и нянек. )

Всем известно было в батальоне, что Кислород очень вспыльчив, в его присутствии маленькая искра превращается в пламя. Увидя царевну Кислород смутился, забеспокоился. В его сердце вспыхнул огонь, а глаза излучили теплоту и свет.

- Покажите, ребята, какие процессы протекали в душе Кислорода.

(Охарактеризовать химические свойства кислорода, составить уравнения химических реакций; у доски работают семь учеников).

1 ученик пишет уравнение реакции горения серы.

2 ученик пишет уравнение реакции горения угля.

3 – горение фосфора

4 – горение железа

5 – окисление меди

6 – горение метана

7 – горение сероводорода

В это время класс выполняет самостоятельную работу по вариантам:

  • 1 вариант - составить и записать уравнения горения а) натрия б) сероуглерода
  • 2 вариант - составить и записать уравнения горения а) цинка б) этилена (С2Н4)

Царевна ласково поклонилась и говорит:

- Здравствуй, служивый! Расскажи, какими судьбами ты сюда попал?

Солдат все рассказал, ничего не утаил. А царевна ему в ответ:

- Король - мой родной брат, много творит всякого зла и на мое царство беду наслал-весь народ мой окаменел. Слушай, вижу я ты добрый человек, сумеешь мне помочь народ оживить, а я тогда замуж за тебя выйду. Но чтобы победить Короля надо отгадать пять загадок, с отгадыванием каждой, смерть будет приближаться к Королю.

(Загадки-задания записаны на доске).

ЗАГАДКИ

№1

Какие из перечисленных веществ относятся к оксидам?

CaO NaOH H2SO4 MnO2 HCI BaO H2CO3 CO KMnO3 AI2O3

№2

Каков состав воздуха?

А) 4/5 азота, 1/5 кислорода, немного благородных газов, углекислый газ;

Б) большую часть составляет кислород, меньшую азот, углекислый газ, инертные газы.

 №3

Чем экзотермические реакции отличаются от эндотермических?

Приведите примеры таких реакций.

№4

Укажите термохимические уравнения:

2HgO =2Hg + O2-180КДж

C + O2 =CO2

Fe + S = FeS + Q

№5

Какие реакции могут использоваться для получения энергии?

А) дающие большое количество тепла и безвредные продукты горения;

Б) эндотермические;

В) экзотермические;

Г) характеризующиеся неполным сгоранием, дающие много копоти.

(Звучит музыка Эль-Бимбо).

ВНИМАНИЕ! Черный ящик!

(Выносят черный ящик)

Здесь смерть Короля, но для Кислорода – это самые близкие, самые родные, без которых жизнь на Земле утрачивает свое значение. Они имеют огромное космическое значение. Что находится в черном ящике?

Как только были отгаданы загадки, разгадали тайну черного ящика – царство ожило, по улицам и в домах засуетился народ, во дворец явилась царевна с генералами, со свитою и стали все благодарствовать солдату и величать его своим государем.

На другой день женился Кислород на прекрасной царевне, и жил с ней долго в любви и согласии.

Тут и сказочке конец, кто слушал, помогал - тот и молодец!