Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии по профилю "Обработка ткани"

Разделы: Технология


Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии по профилю “Обработка ткани” обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включённости учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся по профилю “Обработка ткани” на уроках технологии необходимо остановиться на таких понятиях как “творчество”, “способности” и “творческие способности”.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:

  • риобщить учащихся к творческой работе;
  • привить интерес к творчеству, поиску;
  • развить навыки созидания, самореализации.

Данная цель реализуется посредством адаптированных мною программ:

  • программа “Лоскутная пластика”, предназначенная для учащихся 9-х классов;
  • программа модуля “Конструирование и моделирование деталей одежды

для учащихся 10-х классов;

  • программа спецкурса “Технология моделирования, конструирования лёгкого женского платья” для учащихся 11-х классов.

Работая по программе “Лоскутная пластика” и используя в качестве основного метода - метод экспрессии (моделирование с тканью), осуществляется организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся.

Данная программа предусматривает следующие разделы:

  1. Теоретический (предполагает сообщение теоретических сведений учащимся).
  2. Практический (осуществляется через выполнение учащимися творческого задания).

Используемые формы учебной деятельности учащихся на уроках технологии – совместно-индивидуальная и совместно-последовательная – развивают интерес к творческой деятельности и способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение.

Работая с лоскутками, как элементами мозаики, учащиеся складывают различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их мыслительную, творческую способность, изобретательность. При создании рисунка, его выборе развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность. При выборе элементов композиции и их сборке развиваются гибкость в выборе способов обработки, способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

И самое удивительное то, что учащиеся, не умеющие рисовать, составляют композицию из фрагментов, взятых их детских книжек. Они чисто интуитивно подбирают ткань по цвету и структуре и в результате получают неповторимое декоративное панно. Именно здесь и раскрываются творческие способности учащихся, их творческий потенциал.

Спецкурс “Технология моделирования, конструирования лёгкого женского платья” дополняет модуль “Конструирование и моделирование деталей одежды”, где основное внимание уделяется выполнению практических творческих работ. Как известно, технология моделирования ничто иное как “творческий полёт”, а моделирование деталей одежды не только развивает пространственное воображение, эстетический уровень образования, но и помогает каждому учащемуся раскрыть свои индивидуальные способности.

Основные формы организации учебного процесса, способствующие развитию творческих способностей учащихся: организация выставок, демонстраций, презентации профессии, мастер-класс; проведение тематических конкурсов, конкурса профмастерства, освоение компьютерного моделирования.

В подготовке конкурсов, презентаций особое внимание уделяется творческим заданиям (например, создание модели будущего), которые выполняются в различных вариантах: создание эскиза модели изделия на компьютере из имеющихся подручных материалов или пошив изделия. Именно здесь учащиеся и демонстрируют свои творческие способности.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции моделей, её моделирования.

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский назвал “зоной потенциального развития”. И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).

Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

По профилю “Обработка ткани” учащимися выполняются исследовательские проекты (например, “Модель 2020 года”, “Цвет в одежде”, “Гумми”, “Экзотическое настроение”, “Развитие национального костюма”), которые предусматривают основные этапы исследовательской деятельности.

Учащиеся, проходящие курс обучения по разным специальностям выполняют интегрированные проекты. Например, проект “Золотая кукушка” выполнен учащимися, которые обучаются по профилям: художник-оформитель, повар, швея, педагогическое ориентирование, основы экономики.

В основном учащиеся, выполнившие проект, и в дальнейшем продолжают обучение в высших учебных заведениях, колледжах по данному профилю.

Таким образом, на уроках технологии по профилю “Обработка ткани” осуществляется развитие творческих способностей учащихся.