Самоконтроль и контроль учащихся при занятии физическими упражнениями

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В своей работе я уделяю большое внимание систематическому контролю за физической подготовленностью учащихся, постоянно обращаю внимание на самоконтроль школьников, особенно старшеклассников, обучая их этому на уроках физической культуры.

Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятии физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях, группах ОФП, походах, экскурсии, самостоятельные, занятия дома и т. д.) является обязательным условием повышения качества физического воспитания.

Прежде всего самоконтроль предполагает знания учащихся влияния физических упражнений на организм человека, главным образом на показатели гемодинамики (артериальное давление, частота сердечных сокращений и т.д.), а в старшем возрасте и закономерность физического развития.

Известно, что регулярные и методически правильно организованные занятия физической культурой оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему. У 15 – 16 летних школьников средняя частота пульса в покое колеблется в пределах 70 – 76 уд/мин. и 15 – 20 % юношей наблюдается замедленный пульс 50 – 60 уд/мин. При значительных нагрузках частота сердечных сокращений (ЧСС) может достигать 180 – 220 уд/мин.

В начале урока (построение) пульс несколько выше, чем в условиях относительного покоя (82 – 85 уд/мин.), что объясняется условно–рефлекторной настроенностью организма на постоянную нагрузку. По мере увеличения мощности нагрузки в процессе урока (ЧСС) возрастает. При этом ее увеличение до 170 уд/мин. практически адекватно мощности нагрузки. Дальнейшее повышение мощности нагрузки вызывает меньшую реакцию ЧСС, но приводит к быстрому снижению работоспособности организма, поэтому необходимо оптимально использовать на уроке нагрузки, вызывающие реакцию ЧСС на участке пульсовой кривой от исходного уровня (82–85 уд/мин.) до 170уд/мин. Средний показатель ЧСС за урок у юношей 10–11 классов должен быть в пределах 130–140 уд/мин.

Артериальное давление (АД) у юношей несколько ниже, чем у взрослых – 110–115 мм.рт.ст. Одной из причин повышения давления до 140–160 мм.рт.ст. (в покое) может являться неправильная (формированная) тренировка.

ЧСС и АД одинаково важны для оценки деятельности сердечно–сосудистой системы. Произведение этих величин (умножение дуг на друга) иногда используют как критерий такой оценки. У физически ослабленных юношей данное произведение может превышать 15000, у здоровых, но не занимающихся физической культурой и спортом 8000 – 10000, у тренированных 6000 – 7000.

Для самоконтроля можно рекомендовать и такие показатели, как вес (масса) тела, обхватные размеры (окружность талии, плеча, бедра, шеи и т.д.) степень жироотложения (без специального инструмента это можно сделать следующим образом: взять двумя пальцами складку кожи на животе, измерить ее толщину на глаз и разделить на 2, если результат равен 10 – 12 мм – это норма превышения в 2,0 раза и больше свидетельствует об изменении веса) и целый ряд субъективных ощущений: самочувствие, настроение, аппетит, сон, усталость и т.д. Ухудшение этих показателей – симптом переутомления вследствие чрезвычайных нагрузок.

В практике самоконтроля вполне доступны целый ряд простых, но вполне информативных проб, позволяющих оценить функциональное состояние дыхательной и в определенной мере сердечно-сосудистой системе. Например, проба Штанге. После обычного вдоха задерживать дыхание, зажав при этом нос пальцами. Длительность задержки дыхания тем выше, чем лучше тренированность организма, но для 15 – 17 летних подростков не должна быть ниже 30 – 40 сек. Интересна в этом плане методика Серкина, которая состоит из 3-х проб. Первая – определить время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Вторая проба – определить время задержки дыхания на вдохе сразу же после 20-го приседания за 30 сек. Третья проба – определить время задержки дыхания на вдохе после 1 мин. отдыха. Пробы Штанге и Серкина проводят до физической нагрузки после 6 – 8 мин. спокойного отдыха.

Говоря о правилах самоконтроля, надо иметь в виду следующее:

  1. Все изменения проводить в одно и тоже время, одними и теми же инструментами и в одинаковых условиях.
  2. Данные самоконтроля заносятся в дневник.

Большое значение имеет время восстановления ЧСС в период отдыха

после нагрузки. В процессе урока учитель не менее 3-х раз (в начале и в конце урока, после скоростно-силовых нагрузок, и т.д.) предлагает классу посчитать пульс за 6 сек. (начало и конец подсчета по общему сигналу). Особенно важно – в начале учебного года. Следует помнить, что ЧСС очень быстро восстанавливается в перерыве 30 – 40 сек. (на 20 – 30 уд./мин.), поэтому задержка начала подсчета существенно искажает результат контроля.

ЧСС менее 12 – 14 ударов за 6 сек. после скоростно-силовой подготовки свидетельствует о слабой нагрузке или нежеланием учащихся “нагружаться ”. ЧСС 18-20 ударов в 6 сек. – показатель высоких функциональных возможностей, но при условии быстрого снижения (за 3-4 мин.) до исходного уровня. Если пульс долго не восстанавливается, необходимо консультация врача.

Усвоение этого раздела программы особенно важно для учащихся, так как некоторые из них пытаются в кротчайший срок достичь высоких желаемых результатов и могут не рассчитать свои силы при проведении самостоятельных занятий. Поэтому уже на первых уроках я обращаю на это внимание и периодически возвращаюсь к этому вопросу в течение учебного года. Иногда опрашиваю учащихся с целью выявления степени усвоения методики самоконтроля в процессе занятия физическими упражнениями.

Кроме самоконтроля важнейшее значение имеет контроль за физической подготовленностью школьников со стороны учителя физической культуры и учет этих данных в повседневной работе.

Причем наибольший интерес представляет динамика данных в течение учебного года. Практика показывает, что большинство юношей далеко не безразличны к уровню и оценке своей физической подготовленности. В большинстве случаев показатели тестирования работ худшие по отношению к их товарищам, являются эффективным стимулятором активизации отстающих не только на уроках физической культуры, но и во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Задача учителя при этом- организовать систематический контроль физической подготовленности учащихся на уроках в течение учебного года и учитывать известную щепетильность юношей к обнародованию их отставания в том или ином упражнении (да еще в присутствии девушек), сообщить им комплекс тестов для занятий дома. Каждый учебный год я начинаю и заканчиваю тем, что на первых и последних 6 – 8 уроках проверяю подготовленность юношей 10 – 11 классов по нормативным требованиям учебной программы (на каждом уроке 1 – 2 типа; бег 100 – 200 м (бег на 200 м установлены для нашего стадиона, 10 класс: 5 – 30,0 сек. “4” - 32,0 сек., “3” - 34,0 сек., 11 класс “5” 28,0 сек., “4” - 30,0 сек., “3” - 32 сек.) Кросс – 1 км и 3 км, подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; “угол” в упоре, метание гранаты на дальность; прыжки в длину. В 11 классе даю полосу препятствий. Все результаты заносятся в журналы, обсуждаются с учащимися. В классный журнал оценки по результатам сдачи нормативных требований ставлю с учетом их динамики за период обучения. Например, оценку “2” за подтягивание в сентябре выставляю только в конце декабря, если за это время учащийся не выполнил данный норматив.

При проведении занятий в зале использую такие тесты: челночный бег 4 х 12 м, сгибание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты, руки на груди (кисти на плечах); сгибание туловища из положения сидя (тест на гибкость): комплексное упражнение на ловкость и комплексное силовое упражнение: с высокого старта пробежать 10 м, выполнить 2 кувырка вперед на матах, после второго кувырка – прыжок с поворотом 180о, два кувырка в обратном направлении, бег 10 м. Нормативы: “5” - 9,4 сек., “4” - 10,0 сек., “3” - 10,6 сек. Комплексное силовое упражнение: исходное положение лежа на спине, руки за голову, сгибание и разгибание до исходного положения, в течение 30 сек. Быстро повернуться в упор лежа – сгибание и разгибание рук – 30 сек. Количество упражнений каждого раза суммируется. Нормативы: “5” - 48 раз, “4” - 44 раза, “3” - 40 раз.

Кроме этого есть тесты для хорошо подготовленных учащихся. Их-то я и использую в целях активизации слабых учеников. Во-первых, большинство из них можно выполнить в домашних условиях, во-вторых, каждый ученик осознает, что улучшение результатов зависит от него самого. Так на первых порах я предлагаю выполнить тест только желающим и при этом самым главным считаю желание учащегося испытать себя, при этом неудачи даже сильных юношей не вызывает у них огорчения. Чаще отмечается удивление: до сих пор все получалось, а тут вдруг нет. Дома они приложат максимум усилий, чтобы выполнить тест.

Тесты:

  1. Лазание по канату на 4,5 метра без помощи ног. (2 раза без отдыха.)
  2. То, же но с помощью ног – 4 раза.
  3. В упоре лежа на одной руке сгибание и разгибание ее, ноги на ширине плеч (свободная рука за спиной).
  4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на 4-х пальцах.
  5. Прыжок в длину с места 2м 60см.
  6. Тройной прыжок 7м 50 см.
  7. В упоре лежа подскоки толчком рук и ног с хлопками руками по бедрам (5 – 8 раз).
  8. Бег 5 кругов по дорожке стадиона (круг 200м) и 1 круг 35 сек., 2-й – 1мин., 3-й – 35 сек., 4-й – 1 мин., 5-й – 35 сек. Общее время – 45 сек.