Проблемный урок математики во 2-м классе по программе "Школа 2000" на тему: "Новые мерки и умножение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать представление о новом арифметическом действии - умножении; раскрыть его смысл.
  • развивать логическое и творческое мышление, внимание, память, речь; прививать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Проверим ваше внимание:

  • Сколько хвостов у пяти мышей?
  • Сколько ушей у четырёх мышей?
  • Сколько лап у трёх мышей?

Теперь я вижу, что вы к уроку готовы.

Какие математические действия вы знаете? (Сложение, вычитание} Сегодня на уроке мы поговорим о математическом действии, но о каком вы мне скажете сами, решив уравнение.

X + 25 - 8 - 12 + 36 = 46 X = 10 - сложение;
X = 15 — вычитание;
Х = 5- умножение.

Тема сегодняшнего урока: УМНОЖЕНИЕ.

Задайте мне два вопроса : первый начинается со слова ЧТО, второй начинается со слова ЗАЧЕМ.

(ЧТО такое умножение? ЗАЧЕМ нужно умножение?}

Кто сейчас может ответить на эти вопросы? (Нет)

3. Решение проблемы.

Давайте вспомним начало урока.

  • Сколько хвостов у пяти мышей? (5)

Как найти? Почему?

1 +1+1+1+1

  • Сколько ушей у четырёх мышей? (#)

Как найти? Почему?

2+2+2+2

  • Сколько лап у трёх мышей? (12)

Как найти? Почему?

4+4+4

1) Что общего в этих выражениях?

(Все выражения являются суммой; в каждом выражении слагаемые одинаковые)

2) Чем выражения отличаются?

(Количеством слагаемых)

Сегодня после уроков мы с вами идем на музыкальный спектакль. Цена билета 50 рублей. В классе 25 человек. Как узнать, сколько рублей мне надо заплатить в кассу?

(1 человек у доски предлагает решение. )

50+50+50+50+50+50+ .....

Удобна нам такая запись? (Нет)

Давайте придумаем свою короткую запись этого выражения.

(Творческая работа в группах. )

Каждая группа предлагает свой вариант записи:

50 * 25;

50 25;

50 25.

Что общего во всех ваших записях? Откуда появилось число 25?

В математике принята запись: 50x25. Это новое математическое действие, которое называется умножением.

Вернёмся к нашим вопросам:

ЧТО такое умножение? ЗАЧЕМ нужно умножение?

На какой вопрос вы уже можете ответить?

ЗАЧЕМ нужно умножение? (Для удобства записи и счета).

Чтобы ответить на второй вопрос вспомните, что общего и чем отличаются выражения? 1 +1+1+1+1 2+2+2+2 4+4+4

ЧТО такое умножение? Кто попробует сформулировать определение? А теперь сравним ваше определение с определением умножения в учебнике на стр. 65 Сложение одинаковых чисел называют умножением.

4. Первичное закрепление.

Записать суммы с помощью знака умножения:

2+2+2+2= 4+4+4=

5+5+5+5+5+5=

23+23+23=

124+124=

а+а+а+а+а= т+т+т=

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

(Работа в учебнике стр. 65 № 3) Замени суммы произведением.

7+7+7+7= а+а+а=
12+12+12= 6+6=
9+9+9+9+9= х+х+х+х=
48+48= У+У+У+У+У=

6. Домашнее задание.

Придумать два числовых и два буквенных выражения на сложение одинаковых слагаемых и заменить их произведением.

7. Итог урока.

1. С каким математическим действием сегодня познакомились?

2. Что такое умножение?

3. Зачем нужно умножение?