Цели:
- сформировать представление о новом арифметическом действии - умножении; раскрыть его смысл.
- развивать логическое и творческое мышление, внимание, память, речь; прививать интерес к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Проверим ваше внимание:
- Сколько хвостов у пяти мышей?
- Сколько ушей у четырёх мышей?
- Сколько лап у трёх мышей?
Теперь я вижу, что вы к уроку готовы.
Какие математические действия вы знаете? (Сложение, вычитание} Сегодня на уроке мы поговорим о математическом действии, но о каком вы мне скажете сами, решив уравнение.
X + 25 - 8 - 12 + 36 = 46 X = 10 - сложение; X = 15 — вычитание; Х = 5- умножение.
Тема сегодняшнего урока: УМНОЖЕНИЕ.
Задайте мне два вопроса : первый начинается со слова ЧТО, второй начинается со слова ЗАЧЕМ.
(ЧТО такое умножение? ЗАЧЕМ нужно умножение?}
Кто сейчас может ответить на эти вопросы? (Нет)
3. Решение проблемы.
Давайте вспомним начало урока.
- Сколько хвостов у пяти мышей? (5)
Как найти? Почему?
1 +1+1+1+1
- Сколько ушей у четырёх мышей? (#)
Как найти? Почему?
2+2+2+2
- Сколько лап у трёх мышей? (12)
Как найти? Почему?
4+4+4
1) Что общего в этих выражениях?
(Все выражения являются суммой; в каждом выражении слагаемые одинаковые)
2) Чем выражения отличаются?
(Количеством слагаемых)
Сегодня после уроков мы с вами идем на музыкальный спектакль. Цена билета 50 рублей. В классе 25 человек. Как узнать, сколько рублей мне надо заплатить в кассу?
(1 человек у доски предлагает решение. )
50+50+50+50+50+50+ .....
Удобна нам такая запись? (Нет)
Давайте придумаем свою короткую запись этого выражения.
(Творческая работа в группах. )
Каждая группа предлагает свой вариант записи:
50 * 25;
50 25;
50 25.
Что общего во всех ваших записях? Откуда появилось число 25?
В математике принята запись: 50x25. Это новое математическое действие, которое называется умножением.
Вернёмся к нашим вопросам:
ЧТО такое умножение? ЗАЧЕМ нужно умножение?
На какой вопрос вы уже можете ответить?
ЗАЧЕМ нужно умножение? (Для удобства записи и счета).
Чтобы ответить на второй вопрос вспомните, что общего и чем отличаются выражения? 1 +1+1+1+1 2+2+2+2 4+4+4
ЧТО такое умножение? Кто попробует сформулировать определение? А теперь сравним ваше определение с определением умножения в учебнике на стр. 65 Сложение одинаковых чисел называют умножением.
4. Первичное закрепление.
Записать суммы с помощью знака умножения:
2+2+2+2= 4+4+4=
5+5+5+5+5+5=
23+23+23=
124+124=
а+а+а+а+а= т+т+т=
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
(Работа в учебнике стр. 65 № 3) Замени суммы произведением.
7+7+7+7= а+а+а= 12+12+12= 6+6= 9+9+9+9+9= х+х+х+х= 48+48= У+У+У+У+У=
6. Домашнее задание.
Придумать два числовых и два буквенных выражения на сложение одинаковых слагаемых и заменить их произведением.
7. Итог урока.
1. С каким математическим действием сегодня познакомились?
2. Что такое умножение?
3. Зачем нужно умножение?