…Эту истину знаю отроду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит отчизну свою.
Звучит аудиозапись “В мире животных” композитора Поля Мориа.
1-й ведущий. Задумывались ли вы, почему так часто писатели, поэты, художники в своем творчестве обращаются к природе? В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение. Почему же мы зачастую равнодушно скользим взором по пейзажу, изображенному знаменитым художником, стараемся, читая, перелистывать страницы с описанием природы, обходим вниманием стихи о природе?
2-й ведущий. Древние люди поклонялись
матушке – природе. Они понимали, что полностью
зависят от нее. Человек тогда точно понимал, что
Земля его поит, кормит, обувает, веселит и карает.
Но постепенно человек стал отворачиваться от
окружающего его мира. Действительно, все чаще мы
видим неухоженные поля, горы мусора,
загрязненные реки, высохшие озера. Мы дышим
отравленным воздухом и едим отравленные
“удобрениями” овощи и фрукты. Человек должен
сохранить природу, уберечь ее от гибели. Тем
самым он сохранит и самого себя.
Поэтому не случайно нами выбрана тема
педагогического совещания “Система
педагогического взаимодействия, направленного
на экологическое развитие детей”. Педсовет
будет состоять из 2-х частей: дискуссионной и
игровой.
I часть. Дискуссионная
Вопросы для обсуждения:
1) Основные компоненты системы экологического образования. (Экологическое просвещение родителей, оценка окружающей среды, экологизация развивающей предметной среды, координация работы с другими учреждениями, подготовка и переподготовка кадров, экологизация различных видов деятельности ребенка).
Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Сделать это можно в рамках разных педагогических моделей организации работы.
2) В чем основные различия между педагогическими моделями организации работы – моделью “эколог” и моделью “воспитатель”.
Примерный ответ:
Модель “воспитатель” отличается от модели “эколог” принципами работы: функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни. В рамках модели “воспитатель” реализует только отдельные компоненты системы экологического образования (экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей среды, экологическое просвещение родителей, обсуждения направления работы модели “эколог” и модели “воспитатель”).
3) Назовите основные направления работы с родителями.
Примерный ответ:
а) Экологическая информация:
– данные об экологической ситуации в городе;
– информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
– комнатные, лекарственные, пищевые растения;
– выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми;
– развитие ребенка как личности в процессе экологического образования.
Экологическую информацию родители получают на родительских собраниях, консультациях, через посещение ДОУ в Дни открытых дверей и т. д.
б) Совместная деятельность с детьми:
– участие в экологических праздниках;
– совместный уход за животными и растениями;
– сбор коллекций;
– выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала;
– помощь в оборудовании уголка природы, лаборатории;
– природоохранные акции.
4) Перечислите направления сотрудничества МДОУ с другими учреждениями. Каково их содержание: организационное, образовательное, научное консультирование, эколого-оздоровительное, практическое, рекламное.
По направлению сотрудничества можно выделить несколько групп учреждений. Координация дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения системы экологического образования. Мы считаем, что чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа.
Таким образом, сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями помогает ему стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования.
II часть. Игровая
1 ведущий. Уважаемые коллеги, сегодня я приглашаю вас принять участие в экологическом турнире “Эта разная природа”. Для ее проведения мы пригласили строгое и авторитетное жюри (представители из Краеведческого музея, экологического фонда, центра развития творчества детей и юношества), с которыми мы сотрудничаем.
Представление членов жюри.
2 ведущий. Конкурсы и игры предлагаем провести в форме состязаний двух команд. За каждый правильный ответ команда получает один бал. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Один древний философ говорил: “Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды”. Однако вам на обдумывание дважды и тем более – трижды времени не дается. Отвечать надо быстро, четко, логично сформировывая ответ.
1 конкурс “Не долго думая”
– Как в старину называли Уральские горы?
– Какой зверь после еды полощет зубы?
– У какого животного подкожный жир зеленого
цвета?
– Кит это рыба или зверь?
– Какое насекомое выживает, даже получив
огромную дозу облучения?
– Сколько килограммов мусора в день выбрасывает
среднестатистический человек?
2 конкурс. Экокомфорт
– Какое растение способно лучше других
очистить воздух в комнате?
– Как сохранить в комнате приятный запах на
долгое время?
3 конкурс. “Танец в образе”
Засиделись – отдохните.
Себя со стула оторвите
И носочки оттяните.
Быстро ножками сейчас
Пуститесь в веселый пляс.
– Командам сейчас предстоит исполнить “Танец в образе”, а жюри оценить, как вы умеете перевоплощаться.
4 конкурс “Картинная галерея”
Ведущий: произведения знаменитых
художников учат нас восторгаться великим
творением природы, помогают открывать и
познавать окружающий мир.
Программа ставит задачу развития эстетического
восприятия, умения различать и понимать
произведения искусства.
Вашему вниманию представлены иллюстрации
художников. Назовите названия и автора.
“Овощи” – М. П. Кончаловский;
“Зимний пейзаж” – И. Э. Грабарь;
“Аленушка” – В. Ш. Васнецов;
“Золотая осень” – И. И. Левитан;
“Царевна лебедь, – М. А. Врубель;
“Девятый вал” – И. К. Айвазовский.
5 конкурс “Страшилки природы”
– Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые прислал сам Фредди Крюгер! Отгадайте, о каких растениях и животных идет речь.
- В сентябре 1981 г. более 300 человек были съедены этими рыбами после того, как перегруженное пассажирское судно перевернулось и затонуло. Что это за хищники? (Пираньи)
- С древних времен об этом высоком, стройном дереве, растущем в тропических лесах Азии и Африки, рассказывали страшные истории. Говорили, что к нему опасно приближаться, называли его деревом смерти. А. С. Пушкин изобразил это дерево в самых страшных красках. Как называется это дерево? (Анчар)
- Как известно, крик этой птицы разгоняет нечистую силу. Это качество отражено в литературных произведениях. Назовите эту птицу. (Петух)
- Нашествие этого насекомого считалось одним из самых страшных бедствий еще в Древнем Египте. Невероятные тучи прожорливых насекомых порой затмевали в полете солнце. После нашествия местность превращалась в голую пустыню. Что это за насекомое? (Саранча)
6 конкурс. Домашнее задание: составить конспект занятия, подготовить материал к нему
– По программному содержанию вы должны
догадаться, для какой возрастной группы это
занятие, доказав это.
Оценивается правильность ответа и эстетично
оформленный материал к занятию.
Ведущий. Вот и подошел к концу наш экологический турнир. Слово предоставляется жюри.
– Разрешите зачитать проект решения
педагогического совещания.
Спасибо всем за участие. Еще раз хочется
напомнить всем, что природа – это наш дом. “Все
мы пассажиры одного корабля по имени Земля”.
Звучит аудиозапись.