ЦЕЛИ:
Образовательные:
- Уточнять и обогащать словарный запас по теме “Рыбы”.
- Закрепить представление о твердости и мягкости согласного звука “Р”.
- Совершенствовать навык составления рассказа по сюжетной картинке полными предложениями.
Коррекционные:
- Продолжать учить четко произносить “Р” в словах и в предложениях.
- Развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов.
- Продолжать развивать общую и мелкую моторику, правильное речевое дыхание.
- Развивать внимание и память.
Воспитательные:
- Воспитывать умение преодолевать трудности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Сюжетная картинка “На рыбалке”, “рыбки”, “удочка”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Приветствие. Пальчиковая гимнастика.
Упражнение: “Скажем друг другу: здравствуй, друг!”.
(Дети парами здороваются друг с другом при помощи пальчиков, прикладывают ладошки и говорят: “Здравствуй пальчик, здравствуй пальчик”. Условие: каждый пальчик одного ребенка должен коснуться пальчика другого, мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.)
II. Основная часть.
1. Стихотворение “РЫБКА И РАК”.
а) дети слушают логопеда,
б) читают сами
в) отвечают на вопросы.
(При ответе на вопросы и чтении логопед обращает внимание на правильное и четкое произношение звука “Р” в словах).
РЫБКЕ РАК - НИ ДРУГ, НИ ВРАГ.
РЫБКЕ ВРЯД-ЛИ СТРАШЕН РАК.
РЫБКЕ СТРАШЕН ЧЕРВЯЧОК,
ЧТО НАСАЖЕН НА КРЮЧОК.
- О ком идет речь в этом стихотворении? (О рыбке и раке)
- Где живут рыбки и рак? (В реке, озере, море, пруду)
- Чего боится рыбка? (Червячка на крючке)
- А кто насаживает на крючок червячка? (Рыбак)
2. Объявление темы занятия.
- Сегодня мы будем говорить о рыбах и рыбаках.
- Что такое рыба и кого называем рыбаком? (Ответы детей)
Игра: “СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ”
- Подберите и назовите родственные слова к слову “Рыба”.
РЫБА- рыбак, рыбачья лодка, рыболов, рыбачить, рыбье место, рыбный суп.
3. Игра “РЫБОЛОВ”.
(На полу разбросаны “рыбки” – фигурки из бумаги и скрепки, на них крупно написаны слова: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, чешуя, мальки, щука, пескарь, плавники, дети при помощи “удочки” - ручка, веревочки и магнитика “ловят” слова).
- “Поймайте” “рыбки” со словами на звук “Р” и прочитайте их.
(Дети “ловят” и четко проговаривают слова со звуком “Р”: рыба, жабры, брюшко, карась, икра, пескарь ).
- В каких словах нет звука “Р”? (чешуя, мальки, щука, плавники )
- На какие еще две группы можно разделить эти слова? (название рыб и частей тела рыб).
- Назовите эти две группы (рыба, карась, мальки, щука, пескарь и жабры, брюшко, икра, чешуя, плавники ).
- По какому признаку мы можем еще разделить данные слова? (на слова, где звук “Р” звучит твердо - это рыба, жабры, икра и мягко- это брюшко, карась, пескарь).
- Объясните, почему? (согласный звук смягчают “Ь” знак и буква “Ю”)
(При выполнении задания логопед постоянно следит за правильным и четким произношение звука “Р” в словах, каждый ребенок повторяет все слова, четко и утрированно проговаривает заданный звук).
4. Физкультминутка.
А) Упражнение на развитие общей моторики: “РЫБКА”
(координация речи с движением тела и рук).
РЫБКА ПЛАВАЕТ В ВОДИЦЕ, РЫБКЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ.
(дети показывают туловищем и руками, как плавают рыбки) РЫБКА, РЫБКА, ОЗОРНИЦА, (грозят пальчиком) МЫ ХОТИМ ТЕБЯ ПОЙМАТЬ. (изгибают туловище, оказывают, РЫБКА СПИНКУ ИЗОГНУЛА . как плавают рыбки). КРОШКУ ХЛЕБНУЮ ВЗЯЛА, РЫБКА ХВОСТИКОМ МАХНУЛА, (снова показывают туловищем и РЫБКА БЫСТРО УПЛЫЛА. руками как “плывет” рыбка).
Упражнение выполняем до 3-х раз
Б) Дыхательная гимнастика: “ДЫШИМ КАК РЫБЫ”
- Покажите, как и чем дышит рыба в воде (Жабрами)
(вдох носом- выдох ртом).
А как и чем дышит рыба без воды? (Ртом)
(вдох ртом – выдох ртом)
Как дышит рыба, когда опять попала в воду? (Жабрами)
(Вдох носом - выдох ртом)
Как правильно нужно дышать? (Делать вдох носом - выдох ртом)
(Вдох носом – выдох ртом).
Упражнение выполняем до 3-5 раз.
5. Пословица.
Как Вы понимаете пословицу:
“БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА”?
(Только когда человек трудится, работает, то у него все получит, он все добьется).
6. Сюжетная картинка “НА РЫБАЛКЕ” .
Составьте рассказ по сюжетной картинке.
Опорные слова: рыболов, рыба, река, лодка, ерш, пескарь, удача,
“Ловись рыбка большая и маленькая”.
Примерный текст рассказа:
Рома и Сергей – рыболовы.
Они пошли рыбачить на речку.
Сели в лодку и поплыли по реке.
Мальчики закинули удочки с червячками на крючках и стали ждать.
Рома повторял: “Ловись рыбка большая и маленькая”.
Сергей поймал пескаря, а Рома - ерша.
Удачная была рыбалка!
Логопед при затруднении помогает дополнительными вопросами.
7. Скороговорка.
РЫБУ ЛОВИТ РЫБОЛОВ, ВЕСЬ В РЕКУ УПЛЫЛ УЛОВ.
(Читают вначале медленно, проговаривая четко и утрированно звук “Р” , затем быстро, еще быстрей).
III. ИТОГ.
О чем мы сегодня говорили? (О рыбе, о рыбалке).
Какие названия рыб вы узнали? (Ерш, пескарь, карась).
Какой звук мы продолжаем учиться правильно и четко произносить?
(Звук “Р”)