Урок по теме: "Логарифмическая функция"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • расширить представление учащихся о логарифмической функции;
  • рассмотреть применение ее свойств в нестандартных ситуациях;
  • продолжить работу по формированию у учащихся умений строить графики логарифмической функции;
  • развивать логическое мышление, познавательный интерес.

Оборудование: шаблоны графиков функций, цветные мелки, плакат "Логарифмическая спираль", листочки для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы изучили логарифмическую функцию, ее свойства и график. Сегодня на уроке мы рассмотрим построение графиков более сложных функций. Некоторые из них помимо логарифмической функции содержат и другие функции, которые мы изучали в 10 классе. Также сегодня мы повторим построение графиков функций с помощью преобразований.

II. Устная самостоятельная работа с последующей проверкой.

Учитель: На ЕГЭ часто предлагают задание на распознавание графиков функций. Сейчас мы устно выполним такое задание. На доске вы видите 5 графиков функций

Рисунок1

Рисунок2

Рисунок3

Рисунок4

Рисунок5

Определите, на каком из рисунков изображены графики следующих функций:

А)

Б)
В)

Г)

Д)

Ответы запишите на листочке (на выполнение задания отводится примерно 2 минуты).

Закончили! Обменяйтесь листочками. Проверим!

Ответы: а) 4; б) 2; в) 1; г) 5; д) 3.

Кто определил все графики правильно?

III. Формирование умений

Учитель: А теперь мы будем строить графики функций в тетрадях. Запишите число, тему.

Рисунок 6

Задание. Построить график функции.

1. y = ln x3

Решение:

D(y) = (0;+ )

y=3 ln x

1) строим график функции

y=ln x

2) выполняем растяжение от оси Ох в 3 раза.

Рисунок6

2. y=10lgcos x

Решение:

D(y): cos x > 0

y=cos x

Рисунок 8

4.

Решение:

Найдем область определения функции:

Найдем значение функции:

Значит, данная функция имеет вид y=0 при х=p n, nZ.

Рисунок9

IV. Устное сообщение.

Учитель: В математике встречаются немного экзотические графики. Одним из них является логарифмическая спираль. О ней расскажет...(ученица)

Логарифмическая спираль имеет бесконечное множество витков и при раскручивании, и при скручивании.

Рисунок10

Логарифмическую спираль называют еще равноугольной спиралью. Это ее название отражает тот факт, что в любой точке логарифмической спирали угол между касательной к ней и радиус-вектором сохраняет постоянное значение.

Логарифмическая спираль нередко используется в технических устройствах. Например, вращающиеся ножи нередко имеют профиль, очерченный по логарифмической спирали – под постоянным углом к разрезаемой поверхности, благодаря чему лезвие ножа стачивается равномерно.

Очень часто логарифмическая спираль встречается в природе.

Например, раковины морских животных могут расти лишь в одном направлении.

Чтобы не слишком вытягиваться, им приходится скручиваться, причем каждый следующий виток подобен предыдущему. А такой рост может совершаться лишь по логарифмической спирали. Можно сказать, что эта спираль является математическим символом соотношения форм роста. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфган Гёте считал ее математическим символом жизни и духовного развития.

Очертания, выраженные логарифмической спиралью, имеют не только раковины.

В подсолнухе семечки располагаются по дугам, также близким к логарифмической спирали.

Один из наиболее распространенных пауков, эпейра, сплетая паутину, закручивает нити вокруг центра по логарифмической спирали.

По логарифмическим спиралям закручены и многие Галактики, в частности, Галактика, которой принадлежит Солнечная система.

V. Домашнее задание.

Н. Я. Виленкин и др. алгебра и математический анализ. № 93, 94

VI. Подведение итогов урока.