Использование информационных листов на различных этапах урока

Разделы: Биология


Применение информационных листов на уроках показало, что использование такой формы работы возможно на различных его этапах.

Во-первых, на этапе актуализации знаний она может быть предложена учащимся для проверки базового уровня знаний как у отдельной группы детей, так и всего класса. Такой “тихий” опрос может быть по его окончании продолжен устными ответами учащихся на более высоком “продвинутом” уровне.

Во-вторых, информационные листы возможно использовать при изучении нового материала. Опять же в двух вариантах либо как основу для записей основных положений какой либо информации вслед за объяснением учителя, либо как направляющий алгоритм действий при самостоятельной работе учащихся с учебником (частично-поисковый) метод.

В-третьих, информационные листы могут быть использованы при закреплении изученного материала:

а) фронтально (ученики поочерёдно отвечают на вопросы учителя, а класс заполняет информационные листы пользуясь ответами учащихся как комментариями).

б) индивидуальный (учитель задаёт вопросы информационного листа, а учащиеся самостоятельно заполняют их).

В четвёртых, информационные листы применимы и при работе над ошибками в ранее

заполненных листах при “тихом” опросе. Например, на одном из уроков информационные листы применялись для проверки знаний, записи в них учащиеся делали карандашом. Учитель при их проверке напротив ответов учащихся за линией таблицы ставит так же карандашом + - если ответ верен, т- если ответ не верен и – ?- если ответ не полный. Ниже карандашом же ставится предварительная оценка. На следующем уроке по этому же информационному листу проводится работа над ошибками. Учащиеся стирают те записи напротив которых стоят знаки – и ?, а затем вносят туда новые. Здесь так же возможны две формы работы:

а) фронтально (один ученик или несколько поочерёдно комментируют сделанные ими же записи, а класс корректирует каждый свои в информационных листах);

б) работа в парах или группах (более сильный ученик консультирует более слабых).

И, наконец, последний вариант — комбинированное применение нескольких информационных листов на одном уроке:

а) работа над ошибками по информационному листу № 1 - изучение новой темы по информационному листу № 2. (см. Приложение № 1)

б) проверка домашнего задания по информационному листу № 3 – закрепление знаний по информационному листу № 4 (см. Приложение № 1

Мною опробованы все выше названные варианты. Вывод один – информационные листы

Позволяют рационально использовать каждую из 45 минут учебного времени. Кроме того , по ряду тем мною введена системность в использовании информационных листов. Например, по главе “ Класс Земноводные или Амфибии” включающей 4 урока разработано такое же количество информационных листов (см. Приложение № 1)

Использование их велось по 5 варианту - комбинированно.

На следующий урок после изучения темы “ Общая характеристика класса Земноводные.

Место их обитания и внешнее строение” учащимся предлагалось проверить свои знания по пройденной теме. При заполнении информационного листа №1 учащиеся пользовались карандашом. После проверки их учителем, информационные листы вновь, уже на следующем уроке, раздаются учащимся с карандашными пометками учителя (+,-,

?). Проводится работа над ошибками (4-5 мин.), в ходе которой корректируют свои записи уже ручкой. После такой работы проводится “тихий” опрос по информационному листу № 2 по теме “Внутреннее строение лягушки”. На следующем уроке проводится работа над ошибками по информационному листу № 2 и проверяется домашнее задание по информационному листу № 3“ Строение и деятельность систем внутренних органов” и т.д. В ходе такой работы ведётся лист учёта успеваемости. (см. Приложение № 2) Он позволяет отслеживать работу по теме блока каждого учащегося. И приглашать на индивидуальные консультации тех, кто не справляется с такой работой в классе или не готовит домашние задания дома. (Это отчётливо видно по оценкам в листе учёта успеваемости ). Кстати, нерадивые учащиеся очень скоро понимают, что лучше учить материал своевременно дома, чем потом нагонять упущенное в дополнительное время. Таким образом, удаётся решить ещё и вопрос подготовки домашних заданий.

В конце изучения блока тем обязательно проводится итоговый контроль знаний. Так вот в моёй практике оказалось, что успеваемость, качество знаний и СОУ в классе, где использовали информационные листы гораздо выше, чем в классах где они не применялись. А это как раз то, к чему стремится каждый педагог.