Классный час "Он тогда не вернулся из боя"

Разделы: Внеклассная работа


Придет ли время тишины?
Великий океан штормило,
Когда четыре стороны
Сошлись для подписанья мира!

Цель: воспитание чувства патриотизма и гордости за историю родной страны.

Оборудование:

  • картины о Великой Отечественной войне,
  • видеофильм о войне,
  • грамзапись “Ах, война” Б. Окуджавы, “Хатынь” И. Лученка, “Бухенвальдский набат” – музыка Вано Мурадели, слова А. Соболева,
  • грамзапись голоса Ю.Б. Левитана,
  • стихи о войне Ольги Берггольц, Мусы Джалиля, Анны Ахматовой.

ХОД УРОКА

На доске слова поэта Мусы Джалиля:

“Всему меняться суждено
В природе, в жизни, в человеке.
Но что-то быть должно одно,
Что не меняется вовеки”.

Учитель. Что остается вечно в человеке, что не меняется?

Ученик. Человеческая память.

Учитель. Казалось, прошло шестьдесят лет с той победной поры, но каждый из нас с замиранием сердца слушает слова Ю.Б. Левитана: (грамзапись) “Внимание! Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане Советского Союза! Сегодня в четыре утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза”.

Звучит фрагмент песни “Священная война”, музыка А. Александрова.

Учитель. Что вы почувствовали, услышав голос Ю. Левитана и музыку А. Александрова?

Рассуждения ребят.

Учитель. А что вы знаете о Великой Отечественной войне?

Реализация домашнего задания: рассказы, стихи о войне.

Учитель. Дороги войны. Они были суровы для всех. Ожесточенные бои шли буквально за каждый город, улицу, дом. Восхищению мужеством,   отвагой солдат нет предела. Ночь перед решающим наступлением многие солдаты не спали. Каждый вспоминал самое родное и дорогое, за которое сегодня, возможно, придется умереть.

Звучит грамзапись: “Ах, война” Б. Окуджавы.

Учитель. Как вы понимаете слова из песни?

“Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!”

Рассуждения ребят.

Учитель. А почему Булат Окуджава называет их мальчиками?

Ответы ребят:

– Призывной возраст.
– Отцовская любовь.

Учитель (обращаясь к иллюстрациям на доске): А только ли взрослые мужчины встали на защиту Отечества?

Ответы ребят: Нет. И старики, и женщины, и дети.

Учитель. А знаете ли вы песни о маленьких героях-защитниках?

Ответы ребят:

– Да. "Песня о маленьком трубаче" С. Никитина, "Песня о ленинградском пареньке" – современная народная, “Орленок” В. Белого, “Алеша” Э. Колмановского.

Исполнение песни “Ленинградский паренек”.

Учитель. Как вы понимаете слова: “поклялись герою, берлинской водою наполнить его котелок”?

Размышления ребят о строках из песни.
На доске появляется слово “РАСПЛАТА” и фрагменты фильма “Курская дуга”.

Учитель. Как вы понимаете слово расплата? Что вы увидели в фрагментах фильма?

Размышления ребят.

Учитель. Да. Расплата врага ждала не только за погибших в бою молодых солдат, но и за томящихся в неволе узников концентрационных лагерей “Бухенвальд”, “Освенцим”, “Саласпилс”, “Майданек” и многих других, где томились в тяжелейших условиях голода, побоев, пыток сотни тысяч антифашистов.

Звучит музыка “Бухенвальдский набат” Вано Мурадели. На фоне музыки демонстрируются картины.

Учитель. Но звон колокола раздавался не только в Бухенвальде, но и в Хатыни.

Выступление ученика. Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей – мужчин, женщин, стариков, детей – выгнали из домов. А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Объятые ужасом, люди стояли, тесно прижавшись друг к другу. Что задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли сарай. Люди бросились к воротам, стали колотить ногами, плечами навалились, ворота распахнулись. Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться из огненного плена. Фашисты разграбили дома и сожгли всю деревню. Хатынь была стерта с лица земли. 149 человек погибло в огне, среди них 76 детей.
Узкая дорожка ведет на большую поляну. Здесь была деревня. А сейчас на месте сожженных хат высятся монолитные столбы, напоминающие черные печные трубы. На них – бронзовые колокола. Их печальный перезвон звучит как напоминание об ужасах фашистского ига. И огромная плита, где высечены слова: “Люди добрые, помните, мы любили жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели заживо в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся мужеством и силой, чтоб смогли увековечить вы мир и спокойствие на земле, чтобы нигде и никогда она в вихре пожаров не умирала!”.

Звучит грамзапись песни “Хатынь”.

Учитель. Что вы поняли? Что вы почувствовали? Напишите свое отношение ко всему происходящему.

Ребята на полученных звездах пишут о своем отношении к войне и прикрепляют на доску.

Учитель.

…Что может враг? Разрушить и убить.
И только-то?
А я могу любить, а мне не счесть души моей богатства,
а я затем хочу и буду жить,
чтоб всю её, как дань людскому братству,
на жертвенник всемирный положить.
Грозишь? Грози!
Свисти со всех сторон.
Мы победили!

Ольга Берггольц

В заключение праздника все присутствующие поют песню “День Победы” – музыка Д.Тухманова, слова В. Харитонова.