Цели:
- Образовательные:
- продолжить формирование знаний о классах органических соединений;
- ознакомить с ароматическими аминами на примере анилина: химическим строением, свойствами, применением, получением;
- Воспитательные:
- научить участвовать в общем диалоге, работать в группе;
- Развивающие:
- формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную, личностную.
Оборудование:
- набор шаростержневых моделей (6 атомов углерода, 7 атомов водорода и 1 атом азота);
- CD “1С: Репетитор. Химия”;
- шаблоны для ответов (по количеству учащихся). Стандартный размер шаблона – половина тетрадного листа, другие форматы указаны в тексте;
- необходимое компьютерное обеспечение (компьютеры с выходом в Интернет или интернет-странички, сохраненные в памяти компьютера, индивидуальные задания).
Подготовка к уроку:
Класс разбивается на группы (по количеству компьютеров); каждой группе раздаются шаблоны для ответов (для экономии времени, затрачиваемого на ответ).
Если нет возможности пользоваться Интернетом на уроке в режиме “реального времени”, то учитель предварительно копирует следующие интернет-странички:
- http://www.zos-v.ru/rus/production/15.htm
- http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem5/n24.htm
- http://www.alhimik.ru/read/grosse14.html
- http://www.dopomoha.kiev.ua/tersprav/doc5/g16_5.htm
- http://beshectba.h1.ru/index.php?tem=orgn&stt=anilin
- http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem5/n25.htm
- http://lbno.h1.ru/d_ch_zinin.htm
- http://hronos.km.ru/proekty/nauka/koshic.html
- http://infolio.asf.ru/Sprav/Brokgaus/0/243.htm
- http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/Data/Text/Ch3_5.html
- http://www.chemistry.ssu.samara.ru/chem5/n232.htm
В памяти компьютера также находятся индивидуальные задания с необходимыми ссылками или по усмотрению учителя они выдаются в печатном виде.
План урока:
- Актуализация – 4 мин.
- Слово учителя – 2 мин.
- Работа в группах – 10 мин.
- Презентации (выступления учащихся) – 18 мин.
- Обобщение материала – 5 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
I. Актуализация (3, 5, 6 вопросы у доски – 3 человека, 1, 2, 4 вопросы – фронтально)
1. Какие вещества называют аминами?
2. Чем обусловлена основность аминов? (Основность аминов обусловлена способностью атома азота присоединять протон к неподеленной паре электронов с образованием катиона аммониевого типа.)
3. Составьте уравнение реакции, подтверждающее основной характер аминов (на примере первичных аминов) ...
(NH2 + HCl ––> [RNH3]+Cl–)
4. Как изменяется основность аминов с увеличением электронной плотности на атоме азота? (Основность амина тем выше, чем больше электронная плотность на атоме азота.)
5. (Для профильных классов): Расположите в порядке возрастания основности следующие вещества: диметиламин, аммиак, метиламин (аммиак < метиламин < диметиламин).
6. Цепочка превращений: C6H6 + Br2
––> X ––> C6H5OH (+ Br2) ––> Y;
Назвать вещества X и Y, определить типы химических
реакций.
(X = C6H5 Br – бромбензол; Y = C6H2OHBr3
– 2, 4, 6 – трибромфенол) Для классов базового
уровня – закончить уравнения реакций.
II. Слово учителя (мотивация)
В начале XIX века, во время войны Франция
находилась в блокаде и была лишена необходимых
товаров, поступавших из-за границы. Не ввозилась
больше в страну и синяя краска индиго,
необходимая для окраски солдатских мундиров.
Наполеон пообещал миллион франков тому, кто
откроет способ получения этого красителя из
отечественного сырья. Но получить премию так
никому и не удалось.
Лишь спустя сорок лет, в 1842 г., профессор
Казанского университета Н.Н. Зинин сделал
открытие, благодаря которому химики смогли найти
промышленный способ получения не только индиго,
но и многих других красителей. И уже в 1862 г. на
международной выставке, проходившей в Лондоне,
появились первые образцы синтетических
красителей и окрашенные ими ткани, перья и меха.
Посетители поражались многообразию красок, их
яркостью, глубиной и блеском, невиданным до той
поры. Но самое удивительное, что все эти
красители были сделаны из одного вещества –
анилина, получаемого из каменноугольной смолы.
Таким образом, создание анилинокрасочной
промышленности стало возможным лишь после
открытия, сделанного русским ученым
Н.Н. Зининым. Но несмотря на это в Россию краски
еще долгое время завозились из-за границы. А
тонны каменноугольной смолы – сырья для
получения анилина, использовались по-старинке –
для пропитки шпал и смазывания деревянных
мостовых.
А какое именно открытие сделал Н.Н. Зинин и чем
еще интересен анилин, вы узнаете сегодня,
воспользовавшись Всемирной информационной
сетью Интернет.
Далее учащиеся записывают тему урока, и учитель знакомит их с планом изучения материала (записан на доске):
План изучения материала
- Строение молекулы. Номенклатура.
- Физические свойства. Меры предосторожности при работе с анилином. Симптомы отравления. Первая помощь при отравлении.
- Открытие анилина. Способ получения.
- Химические свойства. Влияние аминогруппы на бензольное кольцо.
- Химические свойства. Влияние бензольного кольца на аминогруппу.
- Применение анилина.
III. Работа в группах
Учитель дает указания по работе в группах (выполнение индивидуальных заданий, заполнение ответов-шаблонов и пр.), регламентирует время и сообщает, что по истечении указанного срока каждая группа должна будет устроить презентацию (выступление по своей теме), воспользовавшись для ответа заполненными шаблонами.
- Задания и шаблоны ответов для 1-й группы – Приложение 1
- Задания и шаблоны ответов для 2-й группы – Приложение 2
- Задания и шаблоны ответов для 3-й группы – Приложение 3
- Задания и шаблоны ответов для 4-й группы – Приложение 4
- Задания и шаблоны ответов для 5-й группы – Приложение 5
- Задания и шаблоны ответов для 6-й группы – Приложение 6
IV. Презентации (выступления учащихся)
Учитель регламентирует время. План выступлений групп совпадает с планом изучения материала. Во время ответов можно пользоваться шаблонами, шаблоны формата А3 и А4, как демонстрационный материал используются шаростержневая модель и CD “1С: Репетитор. Химия” (опыт: бромирование анилина).
V. Обобщение
В процессе обобщения составляем сводную таблицу:
– C6H5 <–– взаимно влияют ––> – NH2 |
||
результат? |
Строение молекулы Анилин, |
результат? |
уменьшается способность отщеплять протоны (Н+) от кислот |
облегчает замещение и направляет в 2, 4, 6-положения |
|
следствие? |
следствие? |
|
ослабляются основные свойства |
H замещается в положениях 2, 4, 6
|
VI. Домашнее задание:
§ 40 (со стр.190) учебника “Органическая химия 10-11” Л.А. Цветкова.
Цепочка превращений: метан ––> ацетилен ––> бензол ––> нитробензол ––> анилин
Задача: Известный краситель индиго, по данным анализа, содержит, в %: C – 73,3; H – 3,8; N – 10,7; О – 12,2. Какая молекулярная формула индиго, если его относительная молекулярная масса 262? (Ответ: С16Н10N2O2)