Пояснительная записка
Программа курса расширяет тему: “Органы чувств” базового курса “Биология. Человек” 8 класс.
Необходимость введения данного курса по выбору обусловлена потребностью дальнейшего расширения знаний о функционировании разных анализаторов, так как в последнее время все больше внимания уделяется следующим понятиям: наблюдательность, коммуникабельность, энергичность, образованность, контактность. А все эти явления и поведение человека в целом зависят от работы зрительного, слухового, осязательного анализаторов и от их взаимодействия между собой, что и обеспечивает получение полной и реальной картины окружающего мира.
Целью этого курса является создание условий для развития индивидуальных интересов у учащихся к своему организму, расширение знаний о резервах и возможностях своих органов чувств. А для некоторых учащихся этот курс может явиться фундаментом для подготовки будущего специалиста: врач с определенной специализацией (офтальмолог, отоларинголог, сурдолог), психолог и т.д.
Практические занятия помогают определить наиболее эффективно работающий анализатор, что может быть условием для дальнейшего выбора профессии. Например, такие профессии, как: визажист, косметолог, дизайнер, программист – предполагают усиленную работу зрительного анализатора; дегустатор, повар – обонятельного; музыканты – слухового и т.д. Поэтому эти занятия могут быть одной из форм профессиональной ориентации, так как они углубляют, делают более устойчивыми и целенаправленными интересы учащихся к определенным видам практической деятельности.
Цель будет реализована через решение следующих задач:
- получение теоретических расширенных знаний об эволюции, строении и функциях органов чувств;
- проведение занимательных практических и лабораторных работ, отработка практических навыков по гигиене;
- анкетирование и тестирование учащихся для определения склонности к предпочитаемой профессии.
Курс рассчитан на учащихся 8 – 9-х классов.
Программа курса по выбору построена так, что каждая тема начинается с ознакомления учащихся с теоретическими основами и заканчивается применением знаний на практике. Материалы курса включают не только знания по анатомии, но и сведения из экологии, физики. Т.е. данный курс является в той или иной степени интегрированным, причем все элементы взаимосвязаны между собой и предусматривают постепенное развитие навыков работы с собственными анализаторами.
Содержание
I. Эволюция органов чувств – 1 час.
Примитивные анализаторы низших животных, органы чувств насекомых, низших позвоночных, млекопитающих, причины отсутствия органов чувств у растений. Отличия понятий “орган чувств” и “анализатор”.
II. Оптическая система глаза – 3 часа.
Строение и функции человеческого глаза, аккомодация и роль зрачка в зрительном акте, особенности работы палочек и колбочек, их распределение по сетчатке, различия между ними. Бинокулярное и стереоскопическое зрение, цветовосприятие и причины его нарушения. Острота зрения и её параметры. Принцип определения остроты зрения. Поле зрения, периметрия, явление диспаратности. Астигматизм.
Практическая работа № 1. “Определение остроты зрения”.
Практическая работа № 2. “Определение поля зрения. Периметрия”.
Практическая работа № 3. “Исследование цветового зрения с помощью полихроматических таблиц”.
Практическая работа № 4. “Обнаружение явлений астигматизма”.
III. Человек в мире звуков – 1 час.
Природа звука, его высота и сила. Строение и функции уха. Острота слуха и её параметры, область звуковых восприятий, бинауральный эффект. Проверка зрительной и слуховой памяти.
Практическая работа № 5. “Определение остроты слуха”.
Практическая работа № 6. “Локализация звука в пространстве”.
IV. Механо- и терморецепторы – 1 час.
Механические стимулы: давление, прикосновение, сила тяжести, перемещение и вибрация, особенности их восприятия. Пространственные пороги, эстезиометрия. Тепловые и холодовые рецепторы, их пространственное распределение на коже. Температурная адаптация. Болевые ощущения.
Практическая работа № 7. “Пространственное распределение кожных рецепторов”.
V. Хеморецепторы – 1 час.
Ощущения вкуса и запаха; их связь с действием химических веществ, возбуждающих хеморецепторы. Типы вкусовых ощущений и основных запахов. Острота обоняния и условия, вызывающие её изменения.
Практическая работа № 8. “Определение чувствительности отдельных участков языка к различным вкусовым раздражениям”.
VI. Иллюзия. Взаимодействие анализаторов – 1 час.
Механизм зрительных иллюзий. Явление контраста и его физиологическое значение, компенсация одних анализаторов другими, искажение восприятия, взаимодействие анализаторов при ориентации в пространстве.
Практическая работа № 9. “Последовательные зрительные образы и контрасты”.
Практическая работа № 10. “Опыт Аристотеля”.
VII. Явление адаптации в системе анализаторов – 1 час.
Приспособительное значение адаптации, биологический смысл адаптации, адаптации в обонятельном, зрительном, кожном анализаторах.
VIII. Повторение и обобщение – 1 час.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы |
Количество часов всего |
Из них теоретических |
Практических работ |
1 |
Эволюция органов чувств | 1 |
1 |
– |
2 |
Оптическая система глаза | 3 |
1 |
4 |
3 |
Человек в мире звуков | 1 |
– |
2 |
4 |
Механо- и терморецепторы | 1 |
– |
1 |
5 |
Хеморецепторы | 1 |
– |
1 |
6 |
Иллюзия. Взаимодействие анализаторов | 1 |
– |
2 |
7 |
Явление адаптации в системе анализаторов | 1 |
1 |
– |
8 |
Повторение и обобщение | 1 |
1 |
|
Итого: | 10 |
4 |
10 |
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
– основные пути эволюции органов чувств у животных;
– строение и функции анализаторов;
– особенности работы зрительных, слуховых, механо-, термо-, хеморецепторов и их пространственное распределение;
– причины нарушений в работе различных анализаторов и возможные пути их устранения;
– механизм взаимодействия анализаторов, причины искажения восприятия;
– явления адаптации в системе анализаторов и их значение.
Учащиеся должны уметь:
– определять остроту и поле зрения;
– обнаруживать явления астигматизма;
– проводить периметрию;
– исследовать цветовое зрение;
– определять остроту слуха и источник звука в пространстве;
– выявлять чувствительность языка к различным вкусовым раздражениям;
– объяснять явления иллюзии и контраста;
– проверять зрительную и слуховую память.
Контрольно-измерительные материалы
Возможные темы рефератов:
1. “Эволюция глаза”.
2. “Эволюция органов слуха”.
3. “Передача звука”.
4. “Гигиена слуха”.
Контрольные вопросы:
- Укажите последовательно, через какие части глаза проходит свет, прежде чем попадает на сетчатку?
- Почему люди с плохим зрением прищуривают глаза, когда рассматривают удаленный предмет?
- Каково значение стереоскопического зрения? Подтвердите опытом.
- В чем соответствие строения и функций наружного уха, среднего уха и внутреннего уха?
- В какой части слухового анализатора происходит восприятие звуков, а в какой – их различение?
- В какой части слухового анализатора физические колебания вызывают биологические явления?
- Объясните, почему закладывает уши во время взлета самолета.
- Почему мы отличаем кислый вкус квашеной капусты от кислого вкуса лимона?
- Какие анализаторы имеют наибольшее значение для восприятия прекрасного?
- Раздражения каких анализаторов помогают устранять ошибки зрения?
Информационное обеспечение
Литература для учителя:
- А.Г. Хрипкова, Г.Г. Манке, Р.Д. Маш “Методика преподавания факультативных курсов по биологии”. М. “Просвещение” 1989.
- Г.Г. Манке, Р.Д. Маш, М.Я. Михеева “Методика проведения факультативных занятий по биологии”. М. “Просвещение” 1980.
- А.Н. Кабанов, Э.Г. Каплун, Н.Н. Леонтьева “Руководство к лабораторным занятиям по физиологии человека и животных”. М. “Просвещение” 1966.
- А.С. Батуев, И.П. Никитина “Малый практикум по физиологии человека и животных”. М. “Высшая школа” 1967.
- Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор “Биология” 1–3 том, изд-во “Мир” 1993.
- В.С. Анисимова, Е.П. Брунов, Л.В. Реброва “Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека”. М. “Просвещение” 1978.
- Тетрадь с печатной основой для учащихся 9-х классов, часть 2. – Саратов, “Лицей”, 1997.
Литература для учащихся:
- Б.Н. Сергеев “Занимательная физиология”. М. “Молодая гвардия” 1969.
- Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор “Биология” 1–3 том, изд-во “Мир” 1993.
- И.Д. Зверев “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека”, М. “Просвещение” 1983.