Обобщающий урок по теме: "Формулы. Уравнения. Решение задач". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель урока:

  • обобщить знания учащихся по решению уравнений;
  • проверить умения и навыки решения уравнений, вычислительные навыки действий с натуральными числами;
  • знания формул нахождения периметра и площади прямоугольника и квадрата;
  • суммы длин всех рёбер, площади поверхности и объёма прямоугольного параллелепипеда и куба;
  • формул зависимости расстояния, скорости и времени.

Время: 60 мин. (1,5 ч).

Дидактический материал: индивидуальные карточки у каждого учащегося “Решение уравнений”, “Квадрат и куб числа”, “Формулы”.

ХОД УРОКА

1. Организация класса: настрой на урок, объявление темы и задач урока (2 мин.).

2. Устная разминка: подготовительная работа по проверке формул (знание формул, единиц измерения величин, обозначений); (3 мин.).

На доске записаны выражения:

    …= S : V

    …= 4а + 4b + 4с

    …= 6а2

    …= 2(а + b)

    …= а3.

Подсказка: L, t, V, P, Sпов.

Задание: Вписать пропущенные обозначения. Сказать название формулы, единицы измерения величин.

3. Математический диктант. (5 мин.)

Задание. Записать 5 формул:

1) нахождение скорости,

2) нахождение периметра квадрата,

3) нахождение площади прямоугольника,

4) нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда,

5) нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда.

У доски работает ученик, который самостоятельно пишет формулы. Затем проверяются формулы, записанные у доски. После проверки все учащиеся класса сверяют свои записи с записями на доске и проставляют себе оценку: 5 верных формул – “5”, 4 верных формулы – “4”, 3 верных формулы – “3”, 2 – “2”, 1 или 0 – “1”.

Учитель на доске фиксирует общие результаты математического диктанта (просит поднять руки тех учеников, у кого “5” и т.д.). Оценка в журнал выставляется после проверки тетрадей, на следующем уроке.

4. Дидактическая игра “Волшебное число”. (10 мин.)

Цель игры: проверить навыки решения уравнений, вычислительные навыки действий с натуральными числами, знания правил нахождения корня уравнения.

Класс получает задания по рядам: карточки в трёх вариантах. Каждый ряд выполняет задания только своей карточки. К доске выходят по одному учащемуся с каждого ряда одновременно для решения предложенного уравнения.

Постановка цели: Пройдя все испытания, мы узнаем, какое число называют “волшебным”.

Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга и Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестёр замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без сестёр, сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал он Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену.

Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Они вышли к реке, а там камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны три уравнения (под № 1–3). Если их правильно решить, то камень повернётся и освободит дорогу.

К доске вызываются по одному ученику и решают уравнения. Учащиеся на местах тоже решают уравнения и при необходимости могут помочь ученику, решающему у доски.

Ответы: 3; 1; 6.

Учитель: Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины помогут ей решить три уравнения, написанные на стенах её избушки (под № 4–6).

………

Ответы: 21; 10; 11.

Учитель: Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала о силе корней уравнения. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится.

Чёрный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кощею. Тот подстерёг Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на три замка. (Уравнения под № 7–9).

………

Ответы: 1; 2; 3.

Учитель: Иван-царевич произнёс волшебные слова, назвал корни всех уравнений. Двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано уравнение: (под № 10).

………

Ответ: 0.

Учитель: Решил его Иван-царевич. Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой проведали его сестриц, приехали домой и стали жить-поживать и добра наживать…

Поводятся итоги решения уравнений: выставляются оценки в журнал. По карточкам выбираются фразы, соответствующие правильным ответам уравнений и записываются в заранее приготовленную таблицу.

Читается фраза: “Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит”.

                     
    1 4 7 2 5 8 3 6 9

Карточка № 1:

1) 59 + 2х = 65

Ответы: 2 – умейка, 3 – знайка, 4 – лодырь.

4) 5х – 3х + 15 = 57

Ответы: 21 – по, 22 – в, 23 – к.

7) 35 : х – 20 = 15

Ответы: 1 – дорожке, 2 – тропинке, 3 – речушке.

10) х + 12705 : 112 = 105

Карточка № 2:

2) 24 – 3х = 21

Ответы: 1 – бежит, 2 – лежит, 3 – дрожит.

5) 9х – х + 14 = 94

Ответы: 8 – на, 9 – и, 10 – а.

8) х : 2 + 35 = 36

Ответы: 1 – бездельник, 2 – незнайка, 3 – зазнайка.

10) х + 12705 : 112 = 105

Карточка № 3:

3) 60 – 5х = 30

Ответы: 5 – у, 6 – на, 7 – около.

6) х + 6х – 5 = 72

Ответы: 10 – столе, 11 – печи, 12 – стене.

9) х * 12 – 12 = 24

Ответы: 1 – висит, 2 – стоит, 3 – лежит.

10) х + 12705 : 112 = 105

5. Доклад: (6 мин.) Ученик рассказывает о волшебном числе “Нуль”, которое помогло Ивану-царевичу открыть ворота Кощеева царства.

6. Разминка: (1 мин.)

Вопрос. Как на математическом языке можно сказать фразу “Бабушка купила три литра молока”? Объяснить замену слов.

7. Решение задач различного вида, составленных самими учащимися. Количество задач определяется учителем по ходу урока, в зависимости от оставшегося времени.

(15 мин. или 30 мин.)

Задача № 1(воспитательного плана): На уроке русского языка ученики 5 “д” класса получили от учителя 5 замечаний, на физкультуре – в 2 раза больше, чем на русском, а на музыке – столько, сколько на русском языке и физкультуре вместе. Сколько замечаний получил 5 “д” за учебную неделю, если было 5 уроков русского языка, 2 урока физкультуры и 2 урока музыки?

Задача № 2 (на составление уравнения): Сосед по даче угостил стариков-соседей морковью. Он дал им 20 штук. Бабушка очистила себе в 2 раза больше моркови, чем деду, остальные 8 штук оставила для борща. Сколько моркови досталось бабушке и сколько беззубому дедушке?

Задача № 3 (на движение): Бабушка и дедушка пошли получать пенсию на почту, которая находилась на расстоянии 1400 м от дома. Бабушка “побежала” со скоростью 50 м/мин., а дедушка на 20 м/мин. быстрее. Кто быстрее получит пенсию и на сколько минут? Хватит ли её до следующей пенсии

Задача № 4 (цена, количество, стоимость): 31 декабря на Новый год Дед Мороз и Снегурочка купили подарки детям. В санях уместилось 40 зайчиков по 10 рублей, 70 машинок по 20 рублей, 50 гномиков по 25 рублей. Сколько денег потратил Дед Мороз?

8. Подведение итогов урока: Ученики высказывают своё мнение об уроке, подводят итоги урока (2 мин.).

  1. Что повторили на уроке?
  2. По каким темам вы показали знания и умения?
  3. Чьи ответы вам понравились больше всего?
  4. Что запомнится надолго после сегодняшнего урока?
  5. Ваши впечатления об уроке?

9. Домашнее задание: (1 мин.) повторить действия с натуральными числами, решить примеры по действиям № 824 (в–е).

10. Выводы учителя:

  1. эмоциональный настрой,
  2. качество знаний и умений,
  3. % успеваемости (по оценкам за урок)

11. Доска (перед началом урока):

Приложение 1