По системе развивающего обучения Л.В. Занкова я работаю 14 лет. Недавно познакомилась с технологией “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП). Оказалось, что цели данной технологии и системы Л.В. Занкова совпадают: это развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых им не только в учебе, но и в жизни. Я решила использовать методические приемы и стратегии РКМЧП на своих занятиях.
В основе урока, построенного по технологии РКМЧП, лежат три фазы: вызов, осмысление, рефлексия.
На стадии вызова перед учителем стоит задача создать условия для обобщения уже имеющихся у учащихся знаний по данной проблеме, а также активизировать и заинтересовать детей для поиска новой информации.
На стадии осмысления идет работа над расширением и получением новых знаний по изучаемому вопросу. Предлагаемые технологией РКМЧП методические приемы и стратегии позволяют активизировать деятельность учащихся и поддерживать ее высокий уровень на протяжении всего урока.
На стадии рефлексии вся полученная информация анализируется, перерабатывается и творчески представляется учащимися.
Предлагаю познакомиться с уроком, который был проведен с использованием методов технологии РКМЧП по курсу “Мы и окружающий мир” в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Проект урока снабжен подробными комментариями.
Тема: Кожа, ее строение и функции.
Цели:
- Сформировать первоначальное представление о коже, ее строении и функциях.
- Развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в группе, умение слушать и слышать собеседника.
Оборудование:
- таблица “Строение кожи”,
- лупы,
- учебник Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казакова “Мы и окружающий мир”,
- предметы для игры “Сыщики” (карандаш, ручка, линейка, кисточка, конфеты).
Проект урока:
I. Фаза вызова – 8 мин.
II. Фаза осмысления содержания (смысловая
стадия) – 25 мин.
III. Фаза рефлексии – 7 мин.
Комментарии к проекту урока:
На стадии вызова учащимся было предложено вспомнить, что они знают о коже, и записать эти знания в тетради в виде опорных слов. Это индивидуальный вид работы.
Следующим этапом стала работа в группах (на мини-группы по 4 человека класс был разделен заранее: ребята сидели за сдвинутыми партами). В рамках РКМЧП групповая деятельность подразумевает строгое распределение ролей: выделяют, как минимум, тайм-кипера (ученика, который следит за временем обсуждения), организатора обсуждения, секретаря (человека, который фиксирует все озвученные идеи), презентатора – то есть того, кто должен будет представить остальной аудитории результаты работы своей группы.
Итак, каждый из учеников высказывался по очереди. Всю информацию, появлявшуюся в результате свободных высказываний, участники обсуждения систематизировали в “гроздь” (кластер). Затем представители групп по очереди выходили к доске, сообщали, что они знают по данной теме, и заполняли общий кластер – каждый из них вносил свою информацию в систему, заданную предыдущими презентаторами. Такой вид работы способствует формированию командного духа и развитию системного мышления.
В общем виде “гроздь”, ставшая результатом деятельности всего класса, выглядела следующим образом:
Рис. 1. Кластер на стадии вызова
Учащиеся, анализируя то, что они уже знают, сами ставят цели обучения. Фаза вызова, таким образом, дает возможность создать дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов, активизирует дальнейшую деятельность учеников.
На стадии осмысления происходит переработка нового материала. В ходе работы с таблицей “Строение кожи” и рисунком учебника на стр. 70 учащиеся определяют слои кожи и в группах дополняют кластер.
Рис. 2. Кластер в начале стадии осмысления
Далее детям была предложена практическая работа: рассмотреть с помощью лупы различные участки наружного слоя кожи (эпидермиса). Обсудив увиденное, вместе с учителем решают, какие функции выполняет кожа. Продолжается заполнение кластера.
Игра “Сыщики” помогает детям познакомиться с осязательной функцией кожи. Четыре человека приглашаются к доске, им предлагается с закрытыми глазами определить, какой предмет они держат в руках. Игра проводится в два этапа: на первом дети “угадывают” один из канцтоваров – карандаш, ручку, линейку, кисточку; на втором они “осязают” конфету, которая и становится наградой каждому из “сыщиков”. Делается вывод о кожной чувствительности, дополняется кластер.
Рис. 3. Кластер в конце стадии осмысления
В конце фазы осмысления учащиеся индивидуально работают над текстом учебника (стр. 70–72), используя прием “Инсерт” – чтение с пометками. На полях учебника они отмечают карандашом:
- “+” – это я знаю;
- “–” – новая информация (этого я не знал);
- “?” – об этом я хочу узнать подробнее.
На этапе рефлексии идет обсуждение прочитанного. Дети отвечают на вопросы учителя:
– Что нового вы узнали, прочитав текст?
– О чем хотелось бы узнать более подробно?
На возникшие вопросы предлагается найти ответы к следующему уроку. Домашнее задание – дополнение кластера новой информацией.
В заключение занятия руководители групп оценивают работу всей своей группы и каждого ее члена.
Учителя, присутствовавшие на этом открытом уроке, отмечали активную работу ребят: “Дети не только обсуждают, обобщают, сравнивают, делают выводы, но и слышат друг друга”; “Очень понравилось умение учеников работать в группах”. Уверена, что эти коммуникативные умения пригодятся ребятам в жизни даже в большей степени, чем знания о коже.