Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе на тему: "В гости к зиме. (Зимние изменения в неживой природе)"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Обучающие.

  • обучать видеть, наблюдать и объяснять изменения в неживой природе зимой.

2. Развивающие.

  • развивать память, внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, эрудицию.

3. Воспитательные.

  • воспитывать любовь к прекрасному в природе.

4. Деятельностные.

  • тренировать способность к коммуникативному взаимодействию;
  • тренировать способность к определению новых понятий;
  • формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную учебную деятельность;
  • формирование адекватной самооценки.

Оборудование:

  • бейджи “контролер”, “капитан” - 4 шт.,
  • видеокассета – м\ф. “12 месяцев”,
  • 4 полотна с изображение неба, земли и дерева,
  • вырезанные облака – 12 шт.,
  • фольга, белый серпантин,
  • марля,
  • мишура,
  • вырезанные солнца – 4 шт.,
  • тест-таблицы - 4 шт.,
  • план-задания – 4шт.,
  • снежинки для всех детей,
  • большое полотно с изображением неба и земли,
  • картины зимней природы,
  • таблички с признаками зимы,
  • таблица с зимними месяцами.

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Приветствие. Знакомство с ролями в группах.

Учитель: Один!

Дети: Прозвенел звонок.

Учитель: Два!

Дети: Начался урок.

Учитель: Три!

Дети: Красиво встать!

Учитель: Четыре, пять!

Дети: Тихо за партой свое место занять.

- Сегодня на уроке основная часть работы пройдет в группах. Материал новый, объемный и интересный, поэтому я сама заранее определила состав групп, контролеров и капитанов. (Контролеры и капитаны заранее получают бейджи).

- У нас 4 группы. Хлопните в ладони 1 группа. Капитан и контролер 1 группы поднимите руки.

- Хлопните в ладони 2 группа. Капитан и контролер 2 группы поднимите руки.

Хлопните в ладони 3 группа. Капитан и контролер 3 группы поднимите руки.

Хлопните в ладони 4 группа. Капитан и контролер 4 группы поднимите руки.

- С составом групп мы ознакомились, пора приступать к работе.

2. Постановка учебной задачи и темы урока.

1) Вводное слово учителя.

- На уроках окружающего мира мы открываем перед собой все многообразие окружающей нас жизни. Я прочитаю вам стихотворение М.Волошина. Послушайте, пусть эти слова вдохновят вас на активную работу.

Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами
Пройти по всей земле
Горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить!

2) Просмотр отрывка из м\ф. “12месяцев”.

- Сейчас мы посмотрим отрывок из одной очень доброй и знакомой сказки, и постараемся определить тему и задачу урока.

Содержание отрывка: Январь забирает посох у апреля и возвращает все на свои места. Выключить, когда покажется дворец.

3) Беседа по отсмотренному отрывку.

- Как называется сказка? (12 месяцев)

- Почему она так называется? (Основные персонажи – 12месяцев)

- А как мы в жизни по-другому называем 12 месяцев? (Год)

- На какие 4 части делится год? (Времена года: лето, осень, зима, весна)

- Вспомните, что увидели в отрывке, посмотрите за окно, и скажите тему урока. (Зима)

- А какая была показана природа живая или неживая? (Неживая)

- Значит, мы работаем по теме “Неживая природа зимой”.

- Когда приходит новое время года, что происходит в неживой природе? (Многое меняется)

- Что мы должны сегодня увидеть, понаблюдать, узнать? (Как изменилась неживая природа с приходом зимы.)

Учитель открывает доску. Тема: “Зимние изменения в неживой природе”.

- Это тема нашего урока, а наша задача – определить изменения в неживой природе зимой, или по-другому, признаки зимы.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа.

- Какие месяцы мы считаем зимними? (Декабрь, январь, февраль)

- А у меня немного другое мнение.

Учитель размещает на доске плакат. Зима: ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.

- Права ли я? И почему я так решила? (Предположения, доводы детей)

- Мы живем с Сибири, у нас зима длиться дольше, чем в Европейской части страны. Считается, что зима наступает с покровным снегом, который, выпав, долгое время не тает. В нашей местности такое явление мы можем наблюдать уже в ноябре, и снежный покров не сходит порой и в марте месяце.

2) Зимние пейзажи.

- Все времена года по-своему прекрасны. В зимней природе особенная прелесть, белизна, чистота. Давайте рассмотрим зимние картины природы, чтобы ощутить всю прелесть зимних красот.

- Какие цвета преобладают на картинах? Почему?

- Какие чувства вы испытываете при виде этих картин.

Вывод: Неживая природа изменилась с приходом зимы. Наша главная задача – увидеть и запомнить признаки зимы.

3) Работа на учебных станциях.

- Признаки зимы мы будем изучать на учебных станциях. Их четыре, каждый стол – это станция. На столах лежат планы-задания и коробочки с материалами, их уносить с собой нельзя. У капитана есть тест-таблицы и полотно с зимней природой, их вы берете с собой и заполняете по заданиям. Время работы на станциях 5 минут. По звонку вы перемещаетесь на следующую станцию по кругу по часовой стрелке. Начинаем работать, желаю удачи!

Планы-задания и тест-таблицы смотрите в приложении..

4) Обобщение.

Группы размещают свои готовые полотна на доске.

- Мы должны подвести итог проделанной работе. Каждая группа пусть определит свои успехи и ошибки. После беседы капитаны подытожат работу своей группы.

- Что произошло с солнцем? Солнце поднимается невысоко. Учитель переворачивает карточку с данным явлением)

- Как это повлияло на температуру воздуха? (Мороз.)

- Как изменились осадки? (Снегопад.)

- Как называется снегопад при сильном ветре? (Метель.)

- Как изменилось небо? (Серые, темные тучи.)

- Что покрывает землю? (Сугробы.)

- Что мы наблюдаем на деревьях и проводах в мороз? (Изморозь.)

- А на окнах? (Узоры на стекле.)

- Что произошло на реках, озерах, прудах? (Лед.)

- Как называется потепление и таяние снега зимой? (Оттепель.)

- А если потом ударит мороз, что можно наблюдать? (Гололедица.)

5) Итог.

- Что нового мы сегодня узнали? Над чем работали? (Как изменилась неживая природа зимой, рассматривали признаки зимы)

6) Выступление капитанов по итогам работы.

4. Самооценивание детьми работы на уроке.

- Зимой очень много интересных и завораживающих явлений. Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад. Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки. Мы своими руками и фантазией создали снежинки. Посмотрите, у каждого к рабочему месту прикреплена снежинка. Возьмите в руки свою снежинку. Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.

- Можно встать с места и прикрепить свою снежинку на полотно.

- Большинство ребят считает, что хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу всех поблагодарить за урок. Поапплодируем себе!