Цели:
1. Обучающие.
- обучать видеть, наблюдать и объяснять изменения в неживой природе зимой.
2. Развивающие.
- развивать память, внимание, речь, логическое мышление, творческие способности, эрудицию.
3. Воспитательные.
- воспитывать любовь к прекрасному в природе.
4. Деятельностные.
- тренировать способность к коммуникативному взаимодействию;
- тренировать способность к определению новых понятий;
- формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную учебную деятельность;
- формирование адекватной самооценки.
Оборудование:
- бейджи “контролер”, “капитан” - 4 шт.,
- видеокассета – м\ф. “12 месяцев”,
- 4 полотна с изображение неба, земли и дерева,
- вырезанные облака – 12 шт.,
- фольга, белый серпантин,
- марля,
- мишура,
- вырезанные солнца – 4 шт.,
- тест-таблицы - 4 шт.,
- план-задания – 4шт.,
- снежинки для всех детей,
- большое полотно с изображением неба и земли,
- картины зимней природы,
- таблички с признаками зимы,
- таблица с зимними месяцами.
Ход урока
1. Организационный момент.
1) Приветствие. Знакомство с ролями в группах.
Учитель: Один!
Дети: Прозвенел звонок.
Учитель: Два!
Дети: Начался урок.
Учитель: Три!
Дети: Красиво встать!
Учитель: Четыре, пять!
Дети: Тихо за партой свое место занять.
- Сегодня на уроке основная часть работы пройдет в группах. Материал новый, объемный и интересный, поэтому я сама заранее определила состав групп, контролеров и капитанов. (Контролеры и капитаны заранее получают бейджи).
- У нас 4 группы. Хлопните в ладони 1 группа. Капитан и контролер 1 группы поднимите руки.
- Хлопните в ладони 2 группа. Капитан и контролер 2 группы поднимите руки.
Хлопните в ладони 3 группа. Капитан и контролер 3 группы поднимите руки.
Хлопните в ладони 4 группа. Капитан и контролер 4 группы поднимите руки.
- С составом групп мы ознакомились, пора приступать к работе.
2. Постановка учебной задачи и темы урока.
1) Вводное слово учителя.
- На уроках окружающего мира мы открываем перед собой все многообразие окружающей нас жизни. Я прочитаю вам стихотворение М.Волошина. Послушайте, пусть эти слова вдохновят вас на активную работу.
Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами
Пройти по всей земле
Горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить!
2) Просмотр отрывка из м\ф. “12месяцев”.
- Сейчас мы посмотрим отрывок из одной очень доброй и знакомой сказки, и постараемся определить тему и задачу урока.
Содержание отрывка: Январь забирает посох у апреля и возвращает все на свои места. Выключить, когда покажется дворец.
3) Беседа по отсмотренному отрывку.
- Как называется сказка? (12 месяцев)
- Почему она так называется? (Основные персонажи – 12месяцев)
- А как мы в жизни по-другому называем 12 месяцев? (Год)
- На какие 4 части делится год? (Времена года: лето, осень, зима, весна)
- Вспомните, что увидели в отрывке, посмотрите за окно, и скажите тему урока. (Зима)
- А какая была показана природа живая или неживая? (Неживая)
- Значит, мы работаем по теме “Неживая природа зимой”.
- Когда приходит новое время года, что происходит в неживой природе? (Многое меняется)
- Что мы должны сегодня увидеть, понаблюдать, узнать? (Как изменилась неживая природа с приходом зимы.)
Учитель открывает доску. Тема: “Зимние изменения в неживой природе”.
- Это тема нашего урока, а наша задача – определить изменения в неживой природе зимой, или по-другому, признаки зимы.
3. Работа над новым материалом.
1) Беседа.
- Какие месяцы мы считаем зимними? (Декабрь, январь, февраль)
- А у меня немного другое мнение.
Учитель размещает на доске плакат. Зима: ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.
- Права ли я? И почему я так решила? (Предположения, доводы детей)
- Мы живем с Сибири, у нас зима длиться дольше, чем в Европейской части страны. Считается, что зима наступает с покровным снегом, который, выпав, долгое время не тает. В нашей местности такое явление мы можем наблюдать уже в ноябре, и снежный покров не сходит порой и в марте месяце.
2) Зимние пейзажи.
- Все времена года по-своему прекрасны. В зимней природе особенная прелесть, белизна, чистота. Давайте рассмотрим зимние картины природы, чтобы ощутить всю прелесть зимних красот.
- Какие цвета преобладают на картинах? Почему?
- Какие чувства вы испытываете при виде этих картин.
Вывод: Неживая природа изменилась с приходом зимы. Наша главная задача – увидеть и запомнить признаки зимы.
3) Работа на учебных станциях.
- Признаки зимы мы будем изучать на учебных станциях. Их четыре, каждый стол – это станция. На столах лежат планы-задания и коробочки с материалами, их уносить с собой нельзя. У капитана есть тест-таблицы и полотно с зимней природой, их вы берете с собой и заполняете по заданиям. Время работы на станциях 5 минут. По звонку вы перемещаетесь на следующую станцию по кругу по часовой стрелке. Начинаем работать, желаю удачи!
Планы-задания и тест-таблицы смотрите в приложении..
4) Обобщение.
Группы размещают свои готовые полотна на доске.
- Мы должны подвести итог проделанной работе. Каждая группа пусть определит свои успехи и ошибки. После беседы капитаны подытожат работу своей группы.
- Что произошло с солнцем? Солнце поднимается невысоко. Учитель переворачивает карточку с данным явлением)
- Как это повлияло на температуру воздуха? (Мороз.)
- Как изменились осадки? (Снегопад.)
- Как называется снегопад при сильном ветре? (Метель.)
- Как изменилось небо? (Серые, темные тучи.)
- Что покрывает землю? (Сугробы.)
- Что мы наблюдаем на деревьях и проводах в мороз? (Изморозь.)
- А на окнах? (Узоры на стекле.)
- Что произошло на реках, озерах, прудах? (Лед.)
- Как называется потепление и таяние снега зимой? (Оттепель.)
- А если потом ударит мороз, что можно наблюдать? (Гололедица.)
5) Итог.
- Что нового мы сегодня узнали? Над чем работали? (Как изменилась неживая природа зимой, рассматривали признаки зимы)
6) Выступление капитанов по итогам работы.
4. Самооценивание детьми работы на уроке.
- Зимой очень много интересных и завораживающих явлений. Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад. Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки. Мы своими руками и фантазией создали снежинки. Посмотрите, у каждого к рабочему месту прикреплена снежинка. Возьмите в руки свою снежинку. Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.
- Можно встать с места и прикрепить свою снежинку на полотно.
- Большинство ребят считает, что хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу всех поблагодарить за урок. Поапплодируем себе!