Цели урока:
- научить изображать сказочных птиц, выделять особенности и различия сказочных птиц и настоящих птиц;
- развивать самостоятельность мышления, творчество, воображение, расширять кругозор;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
Методы: наблюдение, активный диалог.
Оборудование: краски, кисти, альбомные листы, ножницы, клей, ватман с изображением сказочного леса.
ТСО: проектор, слайды с изображением сказочных птиц, написанных художниками.
Ход урока
У.: Сейчас у нас урок рисования. вы готовы? сегодня к нам на урок пришли гости. поприветствуйте гостей. А сейчас закройте глаза (дети закрывают глаза, а в это время учитель открывает доску, на которой помещён ватман с изображением сказочного леса). Ребята, как вы думаете, что здесь изображено?
Д.:Здесь изображён лес.
У.: А вы любите гулять в лесу?
Д.: Да.
У.: Тогда я приглашаю вас на прогулку в сказочный лес. Как вы думаете, кто может жить в таком лесу?
Д.: Животные, птицы…
У.: Птицы. а каких птиц вы знаете?
Д.: Воробей, ворона…
У.: Обратите внимание на рисунки, которые вы выполняли на прошлом уроке. Это настоящие птицы?
Д.: Да.
У.: А как вы думаете, такие птицы могли бы жить в сказочном лесу?
Д.: Нет.
У.: Тогда какие птицы могут жить в сказочном лесу?
Д.: Сказочные.
У.: Вы можете определить тему нашего урока?
Д.: Мы будем рисовать сказочную птицу.
У.: Да, сегодня на уроке вы будете изображать сказочных птиц, а затем, чтобы наш лес ожил, поселим в него наших сказочных птиц. И прежде чем вы приступите к рисованию сказочных птиц, давайте посмотрим, как другие художники изображали сказочных птиц в книгах сказок, учебниках.
Презентация №1 (показ слайдов с изображением сказочных птиц)
Птица №1
У.: Птица изображена в портрете. возможно, художник изобразил птицу счастья, талисман. Какую птицу она напоминает?
Д.: Голубя.
У.: Да, тело этой птицы украшено чешуйками.
Птица №2
У.: Часто в книгах сказок красная строка украшалась птичками. Оперение у этих птиц красивое, но в сказках они могли играть отрицательную роль. А другая птица, наверное, живет в царских садах, потому что она сидит на виноградной ветке. И она в сказке играла, наверное, положительную роль.
Птица №3
У.: Обратите внимание, что почти у всех сказочных птиц голова украшена причудливыми перьями, тело покрыто чешуйками. Возможно, эта птица могла передвигаться не только по воздуху, но и по воде.
Птица №4
У.: А иногда художники отождествляли птиц с человеком, и изображали их с головой девушки. На голове у этой птицы корона. Возможно, какой - то волшебник превратил царевну в птицу. Обратите внимание на то, что верхняя часть тела птицы похожа на лебединую, а нижнюю часть художник изобразил от хищной птицы.
Птица №5
У.: А эта птица изображена с головой русской царицы. На её голове изображена царская корона. Необычно и то, что у этой птицы есть русская коса.
Птица №6
У.: А у этой птицы пёрышки на крыльях изображены в виде зигзагов, волнистых линий. Туловище украшено кружочками, голова украшена пёрышками в виде капелек, а на хвост нанизаны бусинки.
Птица №7
У.: Изображая сказочных птиц, художники использовали яркие цвета. Розовая птица. На какую птицу похожа?
Д.: На лебедя.
У.: Но смотрите, художник раскрасил её в ярко – розовый цвет, добавил пушистый хвост, украсил голову пёрышками. И лебедь превратился в сказочную птицу.
Птица №8
У.: А эта птица на какую похожа?
Д.: На павлина.
У.: Но это не павлин. почему?
Д.: Окрас жёлтый.
У.: Что символизирует в сказках жёлтый цвет?
Д.: Золотой.
У.: Как в сказках называют таких птиц?
Д.: Жар – птицей.
Птица №9
У.: Это тоже жар – птица. Но у неё свет излучает не всё тело, а только голова, возможно, глаза. Перья на хвосте закручены в завитушки.
У.: Вы внимательно посмотрели слайды со сказочными птицами. Они чем-то похожи на тех птиц, которых вы видели в действительности?
Д.: Похожи.
У.: Чем похожи?
(Ответы детей)
У.: Если похожи, то, как вы думаете, можно ли превратить обычную птицу в сказочную?
Д.: Можно, добавив украшения.
(К нарисованной заранее птице, учитель добавляет различные украшения, изменяет форму хвоста, крыльев и т.д.)
У.: Итак, вы хотите поселить сказочных птиц в наш лес?
Д.: …
У.: Вы сейчас рисуете сказочных птиц, затем вырезаете и при помощи клея помещаете своих птиц в сказочный лес. Приступайте к работе.
После того, как дети нарисовали и поместили птиц в сказочный лес…
У.: Замечательные птицы поселились в нашем лесу, но лес у нас получился тихий, загадочный… а вы хотите, чтобы он ожил?
Далее учитель включает аудиокассету с имитацией голосов птиц.
Итог.
У.: Спасибо за урок. Мне сегодня было приятно с вами работать.