Введение.
На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спицы, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40–60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8–16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребёнка.
В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников.
Причины введения уроков плавания вытекают из существующего противоречия образовательного процесса: достижение повышенного уровня содержания образования возможно только при условии достаточных функциональных возможностей организма. Существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью выбора личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни и недостаточной работой, способствующей повышению укрепляющих, развивающих и защитных свойств, организма.
Для решения данной проблемы и исходящих условий создана представляемая программа.
Особенность изучаемого курса состоит не только в сохранении и укреплении здоровья обучаю-щихся, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных уроков, а также во время соревнований. (Приложение 5)
Весьма важно прикладное значение плавания. К прикладному плаванию относят ныряние в длину и глубину, плавание в одежде, переправы вплавь, простые прыжки в воду и пр.
Эти навыки могут понадобиться людям самых разных профессий: рыбакам, геологам, морякам, водолазам и многим другим. (Приложение 3)
Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии, относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.
При правильно проводимых занятиях у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.
Программа по плаванию ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, кото-рые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.
Отличительными чертами данной программы является то, что большое внимание уделено игро-вому фактору. Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания. (Приложение 4)
Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально; развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них легче получаются. Это даёт возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно. (Приложение 2)
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации “Об образовании” среди принципов государственной политики в области образования выдвигается приоритет жизни и здоровья человека.
Статья 51 Закона “Об образовании” предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
Образовательное учреждение в соответствии с существующим законодательством несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.
“Концепция модернизации российского образования” включает в себя задачи по формированию ценностного ответственного отношения к собственному здоровью, формированию культуры здоровья и обучения навыкам здорового образа жизни.
“Комплексная программа физического воспитания 1–11-х классов”, раздел Плавание. Авторы программы: д.п.н. В.И. Лях и к.п.н. А.А. Зданевич, Москва.: “Просвещение”, 2004 г.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план в инвариантную часть.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как физическая культура, основы валеологии, ОБЖ.
Программа адресована учащимся 1–4-х классов, а также частично может быть использована в среднем звене.
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
- Названия плавательных упражнений.
- Способов плавания и предметов для обучения.
- Влияние плавания на состояние здоровья.
- Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.
Каждый ученик должен уметь: проплыть вольным стилем 15 метров и владеть: двумя любыми видами плавания.
Основная цель программы заключается в том, чтобы развить ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: удовлетворить естественную потребность организма в движении, совершенствовать гигиеническое обучение и воспитание младших школьников, формирование норм и навыков ЗОЖ, обучение плаванию в условиях урока детей 7–10 лет.
В курсе освещаются следующие разделы:
- Раздел 1. Вхождение в воду
- Раздел 2. Передвижение по дну бассейна.
- Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди.
- Раздел 4. Кроль на груди.
- Раздел 5. Кроль на спине.
- Раздел 6. Плавание стилем Брасс.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-зачетов, соревнований, посещение секции плавания.
Курс завершается приёмом контрольных нормативов, которые проводятся в конце года.
Курс обучения состоит из 26 учебных часов в 1 классе и 34 часов во 2 – 4 классах.
Содержание программы.
Курс обучения разбит на три этапа, основной задачей каждого из которых является:
- обучение детей держаться на воде с помощью плавательных средств;
- обучение плаванию различными способами, поворотам в воде и стартовым прыжкам;
- освоение комплексного плавания.
В программу 1–4-х классов по плаванию входят следующие типы.
Вхождение в воду: по трапу бассейна лицом к ступеням и соскоком вниз ногами с бортика бассейна.
Передвижение по дну бассейна: ходьба, бег, прыжки вверх и вперёд с гребковыми движениями рук.
Упражнения на всплывание и лежание на груди: “Поплавок”, “Звезда”, “Медуза”, “Стрела”.
Кроль на груди: движения ногами, руками, согласование движений руками и дыхания, скольжения на груди с последующим подключением ног, рук и дыхания; повороты.
Кроль на спине: скольжение руки вдоль туловища, с подключением работы ногами и гребка одной рукой; с гребком, выполняемым одновременно правой и левой рукой; с попеременным выполнением гребка правой и левой рукой; согласование движений рук, ног и дыхания.
Брасс: согласованное движение руками и ногами; повороты.
Прыжки в воду: в длину, в глубину, обыкновенные с бортика; сильный толчок руками; правильный сгиб ног в коленных суставах при входе в воду; малое разведение ног при входе в воду; неглубокий вход в воду.
Урок состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения. Греются в сауне, принимая там травяную ингаляцию и выполняя точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. (Приложение 1)
Урок плавания продолжается 40 минут, 10 минут из которых уделяются спортивным играм в воде.
Учебно-тематический план.
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||
Раздел 1. Вхождение в воду | |||||
1.1. По трапу бассейна | 3 | 1 | 1 | 1 | |
1.2. Соскоком вниз ногами с бортика | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Итого по разделу: | 6 | 2 | 2 | 2 | |
Раздел 2. Передвижение по дну бассейна | |||||
2.1. Ходьба | 2 | 1 | 1 | 1 | |
2.2. Бег | 2 | 1 | 1 | 1 | |
2.3. Прыжки вверх и вперёд с гребковым движением рук | 2 | 1 | 1 | 1 | |
Итого по разделу: | 6 | 3 | 3 | 3 | |
Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди | |||||
3.1. “Поплавок” | 2 | 2 | 1 | 1 | |
3.2. “Звезда” | 2 | 2 | 1 | 1 | |
3.3. “Медуза” | 2 | 2 | 1 | 2 | |
3.4. “Стрела” | 2 | 2 | 1 | 1 | |
Итого по разделу: | 8 | 8 | 4 | 5 | |
Раздел 4. Кроль на груди | |||||
4.1. Движения руками | 1 | 2 | 2 | 1 | |
4.2.Движения ногами | 1 | 2 | 2 | 1 | |
4.3. Согласование движений руками и дыхания | 1 | 2 | 2 | 3 | |
4.4. Скольжение на груди с последующим
подключением
|
1 1 1 |
2 1 1 |
2 2 1 |
1 1 3 |
|
Итого по разделу: | 6 | 10 | 11 | 10 | |
Раздел 5. Кроль на спине | |||||
5.1. Скольжение рук вдоль туловища | 2 | 3 | 1 | ||
5.2.С подключением работы ногами и гребка одной рукой | 2 | 3 | 1 | ||
5.3. С гребком, выполняемым одновременно правой и левой руками | 3 | 3 | 3 | ||
5.4. С попеременным выполнением гребка правой и левой рукой | 4 | 5 | 4 | ||
Итого по разделу: | 11 | 14 | 9 | ||
Раздел 6. Плавание стилем Брасс | 5 | Прием контрольных нормативов. Тест. | |||
Итого по разделу: | 5 | ||||
Всего: | 26 | 34 | 34 | 34 |
Список литературы.
1. Бабенкова. Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М.: Астрель, 2003.
2. Балакирева Н.И. и др. Валеологизация образовательного процесса. Методическое пособие. – Новокузнецк, 1999.
3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., 1997.
4. Кубышкин В.П. Учите школьников плавать.
5. Министерство образования РФ. Программы для общеобразовательных школ.
6. Мурыкин Р.П. Я учусь плавать.
7. Петухов С.И., д.п.н., и др. Познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания. Программно-методический комплекс. – Новокузнецк, 2002.
8. Физкультура для всей семьи./Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина – М., 1989.
Контрольные материалы.
Контрольные нормативы даются на выбор учащихся.
- Проплыть 15 метров вольным стилем.
- Работа ног с досточкой и дыхание.
- Согласование движений руками и ногами.
Тест “Моё здоровье”.
Ответь на вопросы и подсчитай очки.
|
Очки 0 5 15 0 5 10 3 5 10 1 2 10 2 3 10 |
Теперь займёмся подсчётом.
- Если набралось 6–7 очков – ты в полном порядке.
- От 7 до 20 очков – уделяй больше внимания своему здоровью!
- От 20 до 55 очков – пора подумать серьёзно о своём здоровье!
Будь здоров!