Цели:
- закрепить умение учащихся различать домашних и диких животных;
- расширить их знания через рефераты, подготовленные под руководством учителя;
- развивать интерес к окружающему миру, активную жизненную позицию;
- развивать умение выступать перед аудиторией;
- развивать речь, мышление, память, любознательность, наблюдательность, доброту, коллективизм;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- плакаты-объявления;
- видеоматериалы, снятые учителем об ушастом ёжике и домашних животных;
- телевизор, видеомагнитофон;
- альбом “Таймыр – удивительный край”;
- комплект дидактических материалов “Домашние и дикие животные”;
- “Толковый словарь” Ожегова;
- кроссворды;
- загадки;
- карточки со скороговорками;
- рефераты учащихся;
- атрибуты команд: эмблемы, девизы;
- грамоты и призы для награждения.
1. Приветствие команд
Команда “Козлики”
Девиз: “Бодайся, не сдавайся!”
Команда “Зайчики”
Девиз: “Попробуй, догони!”
2. Конкурс капитанов – артистический.
– Кто мог дать такие объявления? Передать голосом так, чтобы узнали автора.
- “Друзья, кому нужны иглы, обращаться ко мне!”
- “Я – самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!”
- “Помогу всем, у кого сломался будильник”
- “Прошу разбудить меня весной, приходить с мёдом”
(Ёж, лиса, петух, медведь)
3. Сообщение темы и целей урока
4. Кроссворд “Домашние животные”
– Из отгадок в клетках по вертикали получится слово, значение которого надо объяснить .
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.Заплелись густые травы,
Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.Хвост крючком,
Нос пятачком.Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку
Спотыкалочкой.Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок.
– Что означает слово “пастбище”?
Высказывания учащихся, работа с “Толковым словарём”.
5. Конкурс “Домашнее задание”
Выступления учащихся от команд с рефератами о домашних и диких животных.
6. Видеопутешествие в деревню
– Кто больше запомнил домашних животных в сюжете?
Команды записывают ответы на листочках.
– Рассказать о работе комбайна.
– Что удивило в сюжете? (Ушастый ёжик – дикое животное, случайно забрёл на участок)
7. Разгадывание кроссворда о диких животных
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Зовут её ...Жилище лисы.
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасётся весь день,
Кто это? …На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.Так смеялся, что губа треснула.
– Объясните значение получившегося слова по вертикали “линька”.
Работа с “Толковым словарём”.
8. Рассматривание фотоальбома “Таймыр – удивительный край”.
Реферат “Животный мир Севера”.
9. Конкурс скороговорок
– Чья команда быстрее соберёт скороговорки и быстрее произнесёт.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
- Мёд в лесу медведь нашёл. Мало мёда, много пчёл.
10. Итог урока-соревнования
Выступления с рефератами тоже оцениваются в баллах.
– Что нового узнали на необычном уроке?
– Почему животных называют нашими меньшими
братьями?
– Почему природу надо узнавать и беречь?
– Как вы, малыши, можете помочь животным?
Вручение грамот.