Диффузия.
Тип урока: комбинированный.
Цели.
- Формирование представления о диффузии, как о явлении
- самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях,
- непрерывном и хаотичном движении молекул.
- Формирование представления о значении диффузии.
- Формирование логического мышления, умений обобщать.
- Развитие познавательного интереса учащихся.
Демонстрации:
- Освежитель воздуха "Кофе", (или любой другой освежитель, на котором подписано название "Лимон", "Апельсин", "Хвойный")
- Диффузия аммиака. (Аммиак, фенолфталеин.)
- Кристаллы йода на стекле под слоем парафина.
- Диффузия в жидкости. (Сосуды, раствор медного купороса)
- Модель броуновского движения, кодоскоп для проекции.
- Пшено и горох.
- Микроскоп для наблюдения броуновского движения частиц туши в молоке.
- Таблицы: "Диффузия в природе", "Цементация"
- Шабловский “Нескучный урок”, с. 31, с.17.
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Повторение
1. У доски:
- Строение вещества. (№49 Лукашик).
- Молекулы. (№50 Лукашик).
2. На местах все:
Физический диктант "Веришь - не веришь"
(На столе листы с текстом физического диктанта (1-2 вариант). Школьники записывают под соответствующим номером "да", если они считают это утверждение верным, или "нет", если считают его неверным)
Вариант 1.
- Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом. (Нет)
- Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть на экране электронного микроскопа. (Да)
- Объем газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру. (Нет)
- Атом – мельчайшая частица вещества. (Нет)
- В молекуле может быть более 1000 атомов. (Да)
- Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т. к. промежутки между молекулами становятся больше. (Да)
- Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь. (Нет)
- Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. (Да)
- Объем тела равен сумме объемов его молекул. (Нет)
- Атомы состоят из молекул. (Нет)
Вариант 2.
- Вещество состоит из мельчайших частиц, видимых в оптический микроскоп. (Нет)
- Объем тела при нагревании уменьшается. (Нет)
- Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к. промежутки между молекулами становятся меньше. (Да)
- Молекула – мельчайшая частица вещества. (Да)
- В молекуле не может быть более 100 атомов. (Нет)
- Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды. (Нет)
- При сжатии газа уменьшается размер молекул. (Нет)
- Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд. (Да)
- Объем тела больше суммы объемов его молекул. (Да)
- Атомы состоят из элементарных частиц. (Да)
3. Основной материал.
1. Диффузия:
- в газах.
Урок начинаю с распыления освежителя; в случае, если ученик почувствовал запах, он должен встать. Таким образом, постепенно, через пару минут, встанут все учащиеся класса. Они безошибочно определят, что за освежитель был распылен.
В беседе учащиеся подводятся к выводам: жидкость, освежитель, превращается в пар; молекулы газа находятся в движении; скорость молекул газа значительна; между молекулами газов, из которых состоит воздух, имеются промежутки; вещества способны перемешиваться по причине движения молекул.
- в жидкостях
У меня на столе в высокий стакан налиты две жидкости: снизу голубой раствор медного купороса, сверху – вода; между ними резкая граница. Если купорос и вода способны самопроизвольно смешаться, то граница между ними должна исчезнуть. Предлагаю ученикам следить за этой границей между жидкостями.
В это время демонстрирую диффузию газов на следующем опыте: к внутренним стенкам высокого цилиндрического сосуда прикрепляю смоченные фенолфталеином полоски белой бумаги. Цилиндр закрываю сверху картоном с прикрепленным к нему кусочком ваты, смоченной нашатырным спиртом. Газ аммиак диффундирует вниз. Если аммиак и воздух перемешиваются, то рано или поздно полоски бумаги окрасятся в ярко-малиновый цвет.
Предлагаю также следить за их цветом.
А в это время рассказываю об эксперименте со смешиванием твердых тел.
- в твердых телах
Хорошо очищенные и плотно прижатые друг к другу пластины из золота и свинца диффундируют на глубину 1мм за 5 лет.
Демонстрация диффузии кристаллов йода на стекле под слоем парафина.
(парафин около кристалликов йода окрасился в коричневый цвет)
Учитель: Итак, что же произошло за это время в первых двух экспериментах?
Учащиеся: Граница между жидкостями не изменилась, а листочки окрасились, т.е. аммиак и воздух перемешались в сосуде.
Учитель: Однако смотрите, что получилось в стакане, куда аккуратно налили купорос и воду неделю назад.
Учащиеся: Граница размыта, купорос и вода перемешались.
Учитель: Сформулируйте ответ, вытекающий из наблюдений и опытов.
Учащиеся: Если привести в соприкосновение твердые тела, жидкости или газы из разных веществ, то они сами собой смешиваются.
Учитель: Мы познакомились с новым явлением, в физике оно известно под названием ДИФФУЗИЯ.
(Работа с учебником, запись определения в тетрадь.)
Явление, при котором происходит самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией
(В итоге, в тетради обучающихся и на доске создается опорный конспект. Смотри приложение №1.)
Перед учениками ставлю вопросы:
- Какие свойства молекул обусловливают смешивания веществ?
- Почему возможна диффузия?
- Какие невидимые процессы происходят с молекулами при диффузии?
- Как объяснить явление проникновение одного вещества в другое?
- Могло бы оно происходить, если бы молекулы были неподвижны и между ними не было промежутков?
Фронтальный эксперимент.
Демонстрация явления диффузии на модели:
- В стаканчик насыпать не доверху горох,
- Досыпать стаканчик с горохом пшеном
- Слегка встряхнуть стаканчик.
(Достаточно эффектно видно, как проникают крупинки пшена в промежутки между горошинами)
После проведенного эксперимента и беседы с учащимися подчеркиваю, что явление диффузии происходит без вмешательства извне, за счет движения самих молекул, т.е. может быть объяснено только тем, что молекулы беспрерывно и беспорядочно движутся и сталкиваются.
Учитель: Как будет вести себя маленькая частичка нерастворимого вещества в жидкости, если окружающие ее молекулы жидкости непрерывно и беспорядочно движутся?
Учащиеся: Молекулы, окружающие частицу, движутся в разных направлениях, часть из них ударяются о частицу. Поскольку частица маленькая, она может двигаться под действием этих ударов. Т.к. молекулы движутся беспорядочно, то число ударов с разных сторон в один и тот же момент различно, и частица будет двигаться то в одну, то в другую сторону, беспорядочно.
(демонстрация с помощью прибора "Модель броуновского движения")
Явление беспорядочного движения взвешенных нерастворимых частиц вещества в жидкости или газе называют броуновским движением.
Откуда такое название, вы узнаете дома из учебника. Пронаблюдать броуновское движение можно под микроскопом, на перемене это каждый сможет сделать.
Различие в скорости протекания диффузии твердых тел, жидкостей и газов объясняют ученики.
Ученики:
- Газы – самые быстрые молекулы.
- Жидкости – скорость молекул меньше, чем в газах.
- Твердые тела – молекулы еле колеблются около своего положения.
2. Значение диффузии в природе и производственной практике.
- Вследствие диффузии газа состав воздуха у поверхности Земли однороден;
- Диффузия имеет существенное значение в питании растений и других организмов;
- Явление диффузии используют на сахарных заводах при извлечении сахара из свеклы;
- На явлении диффузии основаны соление овощей, варка варения, получение компотов и многие другие технологические процессы;
- Диффузию молекул твердых тел используют в технике: для придания железным и стальным деталям значительной твердости их поверхностный слой подвергают диффузному насыщению углеродом (цементация).
3. Зависимость диффузии от температуры.
- Диффузия ускоряется с повышением температуры: с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул.
4. Закрепление.
Объясните почему:
- Бельё разного цвета, замоченное вместе, окрасилось?
- Огурцы через несколько дней после того, как их положили в рассол, стали солеными?
- Природный газ при неправильной эксплуатации может разорвать баллон, в котором он находится?
- Шарик раздувается при наполнении его газом?
- При составлении гербария растения высушиваются?
5. Итоги урока
Дома.
- Всем:
- §9,
- вопросы к §9,
- экспериментальное задание №2(1).
- Одному учащемуся: доклад на тему: "Использование явления диффузии в технике и повседневной жизни".
- Для желающих: Шабловский “Нескучный урок”, с.17, с. 31.
- Для желающих: Рисуем явление диффузии.