Раздел программы: “Научно-технические расчёты на ЭВМ”
Тема урока: “Приближенное вычисление корня уравнения методом деления отрезка пополам”
Продолжительность занятия: 2 академических часа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная.
Время проведения: первый урок по теме “Приближенные вычисления”
Цели урока:
- Развитие представлений о применениях ЭВМ для научно-технических расчетов.
- Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
- Формирование общеучебных и общенаучных навыков работы с информацией.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, воспитание умения четко организовать самостоятельную работу.
- Образовательная – изучить и закрепить приемы использования языка программирования для решения задач приближенного решения уравнений, закрепить знания и умения по теме “Алгоритмизация и программирование”.
- Развивающая – расширение кругозора.
Методы: Словесные, наглядные, практические.
Организационные формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Материально-техническая база: доска, ПК с установленным ПО ЯП Turbo Pascal 7.0.
Межпредметная связь: математика.
Требования к знаниям и умениям: учащиеся должны знать основные команды языка программирования для задач вычислительного характера, уметь составлять и записывать алгоритмы с использование циклов и ветвлений; по записи алгоритма записывать программу на языке программирования Turbo Pascal.
План урока:
Содержание этапа урока |
Вид и формы работы |
1. Организационный момент | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока. | Постановка цели урока. |
3 Изучение нового материала. Ознакомление с новым методом приближенного решения уравнений, показ образца действий. |
Работа в тетради. |
4. Закрепление и проверка полученных знаний. | Фронтальный опрос. Работа у доски. Работа в тетради по кодированию программ |
5. Упражнения творческого характера. | Лабораторная работа: применение созданной программы для приближенного вычисления корня функции. Работа в тетради. Защита результатов. |
6 Подведение итогов урока, домашнее задание. | Работа в тетради. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивационное начало урока. Постановка цели урока
Учитель: Вычисления на компьютере
обладают большей гибкостью, чем привычные всем
вычисления в математике. Рассмотрим для примера
задачу вычисления корня уравнения f(x) = 0. В
курсе школьной математики вам известен метод
дискриминанта для уравнений вида:
ax2 + bx + c = 0, выражаемой по
формуле . Однако,
во многих случаях, ответ не выражается формулой
(например, для корня уравнения cos(x) = x формулы
просто нет). Но можно, не выводя точных формул,
вычислить корень приближенно, с заданной
точностью, например, до 0,0001. Сегодня мы
рассмотрим один из приближенных методов
вычисления корня уравнения – метод деления
отрезка пополам.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Рассмотрим задачу в следующей постановке.
Дано уравнение f(x) = 0 и числа a и b: a < b, f(a) и f(b) имеют разные знаки на отрезке [a, b], т.е. f(a)* f(b)<0, а график функции y = f(x) есть непрерывная линия на отрезке [a, b]. В этом случае график функции обязательно пересечет ось OX. (См. рис 1).
Рисунок 1
Требуется определить корень уравнения W с точностью E > 0.
Если V–точный корень уравнения f(V) = 0, a < V < b, то требуется найти W: |W – V| < E, a < W < b.
При такой постановке алгоритм метода деления отрезка пополам следующий:
1) c = (a + b)/2 {вычисляем середину отрезка [a, b]}
2) если f(a) * f(b) < 0, то b = c иначе a = c. {выбираем левую или правую часть отрезка, где находится корень уравнения}
3) если |a – b| > E, то перейти к пункту 1). {если величина длины отрезка не достигла требуемой точности, то процесс деления отрезка продолжаем}
Любая точка отрезка [a, b] при таком алгоритме даст приближенное решение с заданной точностью.
Запишем алгоритм решения нашей задачи в виде блок схемы: (См. рис. 2).
Рисунок 2
Учитель: Есть ли вопросы?
Если у учащихся есть вопросы, то необходимо все уяснить, прежде чем переходить к следующему этапу урока/
Учитель: Какой алгоритм по структуре у нас получился?
ПО: циклический, причем использовать надо цикл с предусловием.
Учитель: Что необходимо вписать в блоки, помеченные звездочкой ( * )?
ПО: Здесь необходимо записать команду вычисления конкретной функции в точке a и в точке c.
Учитель: Что необходимо предварительно сделать, прежде чем применять этот алгоритм для нахождения корня уравнения?
ПО: Необходимо, в первую очередь, проверить, удовлетворяет ли функция постановке задачи: является ли график функции непрерывной линией на отрезке [a, b], разные ли знаки имеет функция на концах отрезка [a, b].
IV. Этап закрепления, проверки полученных знаний
Учитель: Можно ли применять метод деления отрезка пополам для нахождения корней уравнений, на заданных отрезках (уравнения записаны на доске):
- x2 – 5 = 0, [0, 3] (ПО: функция непрерывна на отрезке и f(0) * f(3) < 0, применять метод можно)
- sin(x) – 0,2 = 0 [0, /2] (ПО: функция непрерывна на отрезке и f(0) * f(/2) < 0, применять метод можно)
- 1/(x – 1) [–2, 2] (ПО: функция не существует в точке х=1, применять метод нельзя)
- x4 + cos(x) – 2 = 0 [0, 2] (ПО: функция непрерывна на отрезке и f(0)* f(2) < 0, применять метод можно)
- x5 – 1 = 0 [–5, 2] (ПО: функция непрерывна на отрезке и f(– 5) * f(2) < 0, применять метод можно)
V. Задания для самостоятельного выполнения
1. Записать для алгоритма на рисунке 2 программу на языке Паскаль.
(Program XXX;
Uses Crt;
Var a, b, e, fa, fc, c: Real;
Begin ClrScr; e : = 0.001;
fa : = … ;
While Abs (a – b) > e do
Begin c : = (a + b)/2;
fc : = … ;
If fc . fa < 0 Then b : = c
Else Begin a : = c; fa : = fc; end;
end;
Writeln (‘Корень уравнения равен ’, a : 6 : 3);
Readkey;
End.
Программу учащиеся математического класса пишут самостоятельно, для непрофильного класса её можно дать в готовом виде с пояснениями учителя).
2. Используя программу, вычислить на компьютере приближенные корни уравнения с точностью до 0.001 следующих уравнений: (записаны на доске)
- x2cos(2x) + 1 = 0 [0, /2]
- x3 + x2 + x + 1 = 0 [–2,1]
- x5 – 0,3 | x – 1 | = 0 [0,1]
- 2x – cos(x) = 0 [0, /4]
- tg(x) – (x + 1)/2 = 0 [0, /4]
3. Это задание для учащихся математического
класса: Вычислить значения , используя этот же метод деления
отрезка пополам. Ответы сравните с расчетами на
инженерном калькуляторе.
ВСЕ результаты вычислений фиксируются в
тетради.
4. Результаты лабораторной работы должны быть защищены в индивидуальном порядке в беседе с учителем: проверяется понимание метода и используемой программы.
Вопросы для собеседования:
- В чем смысл переменной…?
- Что означает данная команда…?
- Как вы записывали для функции а) – е) выражение в команде fa : = ...?
- Для чего в программе используются операторные скобки?
- Для чего использовали в программе команду ветвления? Цикла?
- Где в программе осуществляется выбор отрезка, где находится корень уравнения?
На выполнение задания дается 30 минут. (Для выполнения задания учащиеся рассаживаются за компьютеры, загружают среду программирования и начинают проверять программу).
Защита результатов осуществляется по мере готовности учащихся, наиболее продвинутые учащиеся назначаются консультантами и принимают зачет вместе с учителем.
VI. Подведение итогов. Домашнее задание
Учитель: Подведем итоги. Сегодня на уроке вы
узнали, как находить решение уравнений методом
деления отрезка пополам, как использовать для
этого компьютер. Я проверила во время
практической работы и в процессе защиты
результатов работы как вы усвоили материал, вы
хорошо справились с заданием и получили
следующие отметки… На этом изучение применений
компьютера для научно-технических расчетов не
заканчивается, предлагаю проанализировать свои
записи в тетради и выполнить домашнее задание:
подумать над вопросом “Какие методы поиска
площадей фигур вы знаете?”. Запишите его себе в
тетрадь.
Спасибо всем за работу.