Значение народной культуры как важной части образования и воспитания подрастающего поколения в современном мире общеизвестно и общепринято. Свидетельство тому целенаправленная деятельность многих международных организаций. Так, работа Международного совета организаторов фольклорных фестивалей (KIOFF) посвящена возрождению и изучению народной культуры, как составляющей культурное наследие отдельно взятой страны, а также и всего человечества.
В переводе с латинского языка слово “культура” (cultura) означает “возделывание”, “развитие”, “образование”, “воспитание”, “почитание”.
Национальное в культуре, т.е. народная культура, - это прежде всего самосознание народа, нации, личности, выраженное в языке, искусстве, религии, обычаях и обрядах.
Обоснование актуальности преподавания данного курса в системе среднего школьного образования. Познание мира народной культуры, как полагает автор программы, приводит к пониманию духовных родовых корней, эмоционально-нравственных основ всей культуры. Следует отметить, что обращение к народной культуре разных народов вообще особенно актуально в регионах с многонациональным составом населения. А город Братск также можно отнести к таким регионам. Так, последняя Всероссийская перепись населения – 2002 года показала, что на территории Братска проживают люди разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, татары, немцы, буряты, евреи, мордвины, литовцы и др. Это ли не повод познавать мир народной культуры?!
По мнению автора, образование должно быть открыто для познания культур других народов, тем более сегодня, когда усиливаются экономические и культурные связи между различными народами. Таким образом, в современном мире осознание необходимости обращения к традиционному народному творчеству в детском образовании и воспитании становится устойчивым. А школа, как полагает автор программы, может взять на себя миссию передачи и сохранения в памяти людей народного культурного наследия во всей его полноте. Это ли не повод познавать мир народной культуры в системе среднего школьного образования?!
Цель программы “Мир народной культуры”: Введение учащихся в мир народной культуры через формирование у них учебно-познавательного интереса к поиску нового теоретического знания в данной области, через создание педагогом познавательно-творческих условий, способствующих философскому осмыслению учащимися мира и роли человека в нем.
В соответствии с указанной целью автор ставит следующие задачи для её реализации:
Образовательные:
- Формирование у учащихся теоретического знания о народной культуре;
- Формирование представлений о многогранности мира человеческих ценностей и взаимоотношений, выраженных в народной культуре;
- Формирование через познание народной культуры общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;
- Учить учащихся выражать свои чувства, мысли с помощью изобразительного искусства, литературного творчества, пения, танца, музыки, технического творчества;
- Учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания о народной культуре на практике.
Развивающие:
- Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество;
- Содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
- Способствовать гармоничной социальной адаптации ребенка через участие в коллективном творчестве.
Воспитательные:
- Формирование мировоззренческих позиций, основанных на общечеловеческих ценностях;
- Осознание каждым учеником себя равноценной частью человечества, наследником огромного духовного богатства, заложенного в народной культуре;
- Способствовать философскому осмыслению мира и роли человека в нем.
В процессе преподавания курса “Мир народной культуры” в системе среднего школьного образования учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Знать:
- Знать сущность народной культуры, базовые термины данной области (см. прил. 1);
- Иметь представления о единстве законов, лежащих в основе народной культуры;
- Знать виды и жанры народной культуры: музыку, танцы, сказки, мифы, легенды, архитектуру, народный дизайн, промысел, костюм, праздники, обряды, игрушки и т.п.;
- Знать географические, исторические, национально-культурные особенности того или иного региона для познания многогранности народной культуры;
- Учиться видеть единство и различия народных культур различных территориальных единиц.
Уметь:
- Уметь видеть в разнообразных проявлениях творчества особенности народной культуры;
- Уметь выражать свои впечатления, чувства, эмоции, мысли с помощью слов, звуков, музыки, пластики, цвета, линий, форм и т.п.;
- Уметь использовать полученные знания на практике;
Овладевать навыками:
- Понимать народную символику в народном творчестве;
- Развития навыка работы в коллективе;
- Осознавать, сохранять и передавать полученные знания и опыт;
Данная программа, по мнению автора, дает возможность учителю постоянно изучать, наблюдать, развивать и корректировать:
1. Нравственные понятия учащихся, относящихся к области общечеловеческих ценностей, которые тесно связаны с миром народной культуры;
2. Взаимоотношения в коллективе, подводя учащихся через познание мира народной культуры к созданию сплоченного коллектива;
3. Творческие способности своих учеников.
Организационно-педагогические критерии преподавания курса “Мир народной культуры” в системе среднего школьного образования. Данная программа рассчитана на один учебный год и предполагает введение учащихся в курс народной культуры и постепенное расширение их знаний, умений, навыков в этой области. Курс “Мир народной культуры” предусмотрен автором программы для учащихся пятого класса средней общеобразовательной школы.
Возраст пятиклассников – 11-12 лет. Этот этап как отмечают психологи, характеризуется бурным ростом человека, формированием нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. У них возникает повышенное внимание к своим успехам и достижениям в процессе деятельности, которая получает ту или иную общественную оценку. Осознавая общественную значимость собственного участия в выполнении разных видов деятельности подростки вступают в новые взаимоотношения между собой, т.к. каждая такая деятельность выполняется коллективно, а её результаты подлинную оценку получают опять - таки в коллективе. Это ли не повод ввести данный курс в пятом классе ?! К тому же курс предполагает взаимосвязь в нем таких новых для пятиклассников учебных дисциплин, как: история, география, иностранный язык, литература, а также изобразительное искусство, музыка, труд, т.е. предметы, которые учащиеся изучают с первого класса.
Занятия данного курса, по предложению автора программы, должны проводиться один раз в неделю в расчете на один академический час, таким образом, общее количество учебных часов по данному курсу за год составляет 34 ч. Основная форма проведения занятий данного курса - урок – форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта. (Интересно заметить, что народная культура является составной частью такого опыта.) Однако для более эффективной реализации задуманной программы важнейшее значение приобретает и внеурочная работа, формы проведения которой могут быть разнообразны – это и народные праздники, и посиделки, и экскурсии, и посещение музеев, и просмотр кинофильмов и т.п. Сочетание урочной и внеурочной формы работы по курсу “Мир народной культуры” становится здесь просто необходимым. Внеурочная работа непременно связана с работой на уроке. Участие в ней учащихся курса открывает перед ними возможность на практике применить имеющиеся и полученные знания, умения и навыки, а учителю постоянно изучать, наблюдать, развивать и корректировать ЗУН учащихся в ходе преподавания данного курса.
В ходе курса “Мир народной культуры” учитель должен стремиться к тому, чтобы общение учащихся с народной культурой вызывало у них чувство радости, удовлетворения. Таким образом, подготовка и проведение уроков и внеурочной работы требует от учителя, по мнению автора программы, использования в разнообразных сочетаниях общенаучных и специально-педагогических методов.
В рамках общенаучных методов, автор программы считает целесообразным использовать метод системного анализа и синтеза, обобщения, а так же сравнительный и логический методы.
Из многообразия специально-педагогических методов на уроках и внеклассной работе курса “Мир народной культуры” можно применять следующие методы для достижения ожидаемых результатов:
- Объяснительно-иллюстративный метод;
- Репродуктивный;
- Частично-поисковый метод;
- Метод игровых элементов – включение игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс;
- Метод ситуации успеха – помогает стимулировать интерес учащихся к миру народной культуры. Данный метод особенно будет необходим в тех случаях, когда учащиеся проявляют старание, но испытывают некоторые трудности, неуверенность в себе. А поощряя своих учеников, учитель создает ситуацию успеха, которая приводит к тому, что переживание радости придает учащимся силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус. Таким образом, подбадривание и положительная оценка помогают создать обстановку раскованности, непринужденности, которая необходима для творчества;
- Метод эмоционального воздействия – умение выражать свое отношение к народной культуре образным словом, мимикой, жестами. Использование данного метода во многом, как полагает автор, может определить успех курса;
- Метод эффекта удивления – проявление интереса учащихся к миру народной культуры зависит от привлечения необычных фактов, создания атмосферы удивления.
Автор программы предлагает оценивать результаты учащихся курса “Мир народной культуры” по зачетной системе. Дело в том, что процесс творчества, по мнению автора, имеющего опыт преподавания подобных занятий, невозможно оценивать по пятибалльной схеме, т.к. неизмерим внутренний мир ребенка, богатство его душевных переживаний.
Курс “Мир народной культуры” не предусматривает выполнение учащимися домашнего задания. Однако в течение преподавания курса возможны задания на дом для учащихся следующего содержания: доделать творческое задание, принести что-либо для выполнения определенной работы на уроке или внеурочной деятельности, подготовить небольшой доклад на заданную тему (см. прил. 2) и т.п.
Программа “Мир народной культуры”
Программа курса “Мир народной культуры” выстроена в форме 5 разделов (тематических блоков), разделение которых подчинено основному принципу, суть которого состоит в том, чтобы каждый раздел программы соответствовал общей направленности курса и раскрывал его сущность:
I четверть – 1 раздел – ТРАДИЦИОННОСТЬ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ – 9 часов, из них 1 час – проверочно-обобщающий.
Цель раздела: Формирование у учащихся представления о сущности, особенностях народной культуры через познания традиционных её элементов. Учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания о народной культуре на практике. Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество. Воспитания чувства уважения к культурным корням своего народа.
№ урока | Темы уроков 1 раздела | Кол-во часов |
1 | Народная культура – память и опора человека (вводный урок) | 1 |
2 | Народная культура общения | 1 |
3 | Дом человека как традиционный элемент народной культуры. Мой дом. | 1 |
4 | Предметы народного быта | 1 |
5 | Народное граффити – орнамент народной культуры (внеклассная работа) | 1 |
6 | В каждой избушке – свои игрушки | 1 |
7 ; 8 | Национальные игры как элемент народной
культуры
|
2 |
9 | Традиционность в народной культуре (проверочно-обобщающий урок) |
1 |
II четверть – 2 раздел – НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ – 7 часов, из них 1 час – проверочно-обобщающий.
Цель раздела: Формирование у учащихся представления о многогранности мира человеческих ценностей и взаимоотношений, выраженных в народной культуре, на примере выявления и осознания особенностей народной культуры в музыкально-ритмическом творчестве. Расширить знания учащихся о народных инструментах, танцах, творческих коллективах. Учиться видеть единство и различия народных культур различных территориальных единиц, понимать народную символику в народном творчестве.
№ урока | Темы уроков 2 раздела |
Кол-во часов |
1 | Народные музыкальные инструменты | 1 |
2 | Творческая деятельность народных музыкальных ансамблей | 1 |
3 ; 4 | Особенности народных танцев (внеклассная
работа)
|
2 |
5 ; 6 | Национальный костюм – народно-культурное
самосознание
|
2 |
7 | Народная культура в музыкально-ритмическом
искусстве (проверочно-обобщающий урок) |
1 |
III четверть – 3 раздел – НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ – ВЧЕРА И СЕГОДНЯ – 5 часов, из них 1 час – проверочно-обобщающий.
Цель раздела: Формирование у учащихся теоретических знаний о географических, исторических, национально-культурных особенностях того или иного региона для познания многогранности народной культуры через усвоение ими особенностей существования многообразия народных праздников. Осознание каждым учеником себя равноценной частью человечества, наследником огромного духовного богатства, заложенного в народной культуре.
№ урока | Темы уроков 3 раздела | Кол-во часов |
1 ; 2 | Русские народные праздники
|
2 |
3 | Праздники англоязычных народов | 1 |
4 | Особенности праздников народов Азии и Африки | 1 |
5 | Народные праздники – вчера и сегодня (проверочно-обобщающий урок, внеклассная работа | 1 |
4 раздел – НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ – ЭЛЕМЕНТ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ – 5 часов, из них 1 час – проверочно-обобщающий.
Цель раздела: Осознание учащимися того, что народная культура проявляется непосредственно и в искусстве приготовления, приеме пищи. Расширить представления учащихся об особенностях народной национальной кухне. Учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания о народной культуре на практике. Способствовать гармоничной социальной адаптации ребенка через участие в коллективном творчестве. Обогащение духовного мира ребенка через познание многогранности народной культуры;
№ урока | Темы уроков 4 раздела | Кол-во часов |
1 2 3 4 5
|
Искусство изготовления посуды Особенности национального поведения за столом Национальное блюдо как выражение народного духа Посиделки за чашкой чая (внеклассная работа) Национальная кухня – элемент народной культуры (проверочно-обобщающий урок) |
1 1 1 1 1 |
IV четверть – 5 раздел – МЕСТО МАГИИ В МИРЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ – 8 часов, из них 1 час – проверочно-обобщающий урок четверти, 1 час – проверочно-обобщающий урок-внеклассная работа года.
Цель раздела: Формирование представлений о многогранности мира человеческих ценностей и взаимоотношений, выраженных в народной культуре. Учить понимать народную символику в народном творчестве через такой элемент народной культуры как магия.. Способствовать философскому осмыслению мира и роли человека в нем. Обобщить знания, умения, навыки учащихся, полученные в ходе курса “Мир народной культуры” и выявить уровень их усвоения.
№ урока | Темы уроков 5 раздела |
Кол-во часов |
1 | Устное народное творчество | 1 |
2 | Декоративно-прикладное народное творчество. Обереги, талисманы | 1 |
3 ; 4 | Обряды разных народов мира
|
2 |
5 ; 6 | Семейные традиции и обряды
|
2 |
7 | Место магии в мире народной культуры (проверочно-обобщающий урок) | 1 |
8 | Мир народной культуры (проверочно-обобщающий урок-внеклассная работа) | 1 |
Всего за год: | 34 |