Цель: учить выделять корень в однокоренных словах, наблюдать над единообразием написания корня в однокоренных словах, наблюдать над лексическим значением корня, развитие речи, орфографической зоркости на материале Хабаровского Краевого Компонета.
I. Вступление
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постараюсь все понять
Буду грамотно писать.
II. Подготовка руки к письму
Упражнения для пальцев руки.
III. Чистописание
– Вспомним четверостишье деда, где мы с ним познакомились? (Аракчеев “По Уссурийской тайге”). Что это за слова? В чем заключалось волшебство? Может ли наша ручка стать волшебной? Запишите по памяти этот стишок.
Если ручкой я пишу
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
– Назовите “ошибкоопасные” места по строчкам.
(Ручка, верчусь, пишу, спешу, пишу, линейкам,
вывожу)
– Из чего состоит стихотворение? (Слова)
– Что знаем о словах? (Слово имеет лексическое,
грамматическое значение, отвечает на вопросы)
– Назовите слова которые отвечают на вопрос "Что?"
(Это часть речи существительное)
– Назовите слова, отвечающие на вопрос "Что
делаю?"
– Какие вопросы еще можно поставить к словам? ("Как?"
– часть речи наречие)
IV. Словарная работа.
– Запишите словарные слова отвечающие на вопрос “Как?” (Весело, громко, аккуратно)
V. Введение в тему:
– Какое было домашние задание?
– Прочитайте свое стихотворение или сказку.
– Что узнали о словах? (В словах есть общая главная часть – корень)
Есть такое правило в стихах:
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть!
Выясни умело линию родства,
Однокоренные подбери слова.
– Вот это тема нашего сегодняшнего урока. Мы
будем учиться находить корень в однокоренных
словах, наблюдать за корнями.
В одном из произведений Константина
Паустовского описан лесник, который любил
разбирать слова. Он взял слова родник, родина,
родня, (народ). Слова, записаные на доске,
спишите в тетрадь. Что у них общего?
Обсуждение в группах.
– На этот вопрос есть два правильных ответа, найдите их оба. (У них общий объединяющий смысл, общий корень – род)
– А вот как рассуждал сам этот лесник: “Родник родит реку, река льется через всю Родину, кормит народ, и все слова как бы родня между собой”. Почему слово народ находится в этом ряду? Обратимся к словарю, страница 22. Слово образовалось от род со значением родится, народится. Исторически в нем выделялась приставка на и было много однокоренных слов: родина, родители, урожай, родня, родной, родственник. Значит народ – те, кто родился. Допишите еще однокоренные слова с корнем род.
ВЫВОД: Общая часть родственных слов называется корнем.
VI. Закрепление:
Не все школьники умеют правильно выделять
корень и понимать его смысл.
У меня на доске написаны слова, что в них общего,
чем они различаются, по какому признаку их можно
сгруппировать?
водичка, водитель, водяной, вождение, наводнить, водить
- Первая группа – водичка, водяной, наводнить.
- Вторая группа – водитель, вождение, водить.
– Почему разделили именно так? По какому признаку делили слова? Что в них общего? Являются ли слова каждой группы однокоренными? Составьте с каждым словом словосочетание или предложение – устно.
ВЫВОД: Корни могут иметь одинаковое написание, но иметь разное лексическое значение, так как в корне заключается смысл слова.
VII. Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре тихо села.
VIII. Комментированное письмо
Нежно блестит на листке капля воды.
IX. Работа с учебником
Страница 76, упражнение №120.
– Выписываем в тетрадь:
Хлеб, хлебный, хлебушек.
Хрусталь, хрустальный, хрусталик.
– Почему разделили эти слова именно так? Какое слово не вошло в эти группы? Составьте к нему ряд однокоренных слов. (Хрустеть, хруст, хрустящий)
X. Итог урока
– Что надо знать и уметь, чтобы правильно выделять корень в словах?
Самоанализ урока.
Урок русского языка по теме “развитие
умения находить корень в группе однокоренных
слов” является вторым в общей теме. Эта тема
прослеживается на протяжении всего курса за 2
класс.
Урок провожу на этапе закрепления, корректировки
основных знаний и на дальнейшем овладении
родного языка через формирование функциональной
грамотности, расширения активного словарного
запаса.
На материале ХКК проводилось письмо по памяти и
чистописание. Тут же решались задачи по
формированию функциональной грамотности через
предупреждение ошибок, повторение изученных
орфограмм и словарных слов.
Развивалось умение находить, объяснять и
исправлять орфографические ошибки.
Слово рассматривалось как единица речи, имеющие
лексическое и грамматическое значение через
комментированное письмо и анализ предложения.
Используя художественное произведение, мы вышли
на подводящий диалог, который способствовал
поисковой работе и освоению знаний о языке.
Использовались знания о языке в воспитательных
целях (родина, народ).
Полученные на уроке знания обобщались,
систематизировались.
На уроке формировались учебно-языковые навыки,
умения и навыки писать правильно. Прививался
интерес к предмету. Соблюдались здоровья
сберегающие технологии.