Вводно-коррективный курс для учащихся 7–8-х классов, не изучавших английский язык

Разделы: Иностранные языки


В качестве интегративной цели обучения иностранным языкам рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета [7]. Задача учителя – создать максимально благоприятные условия для реализации этой цели. Урок должен быть эффективен для каждого ученика.

Я работаю в кадетском корпусе. Наши учащиеся – мальчики от 10 до 16 лет. Кадеты постоянно находятся в поле зрения педагогов. Благодаря такой форме организации выполнения домашних заданий, как самоподготовка, ребята могут выполнять задания в группах и парах, а не только индивидуально.

Но возникают некоторые сложности, обусловленные спецификой учебного заведения. Уровень подготовки учащихся в пределах одной группы резко различается. Ежегодно мы проводим дополнительный набор почти во все классы. Следовательно, нет возможности обучать одних и тех же детей в течение всего курса. Состав класса порой обновляется на 20–40%. К нам поступают дети с разным уровнем обученности. В одной группе есть учащиеся, изучавшие язык с 1-го, 5-го класса, не полностью изучавшие и не изучавшие его вообще. Причем, качество знаний отличается даже у тех, кто изучал язык систематически. Такая картина типична для каждой группы.

Тип учебного заведения определяет критерии формирования классов. Учет уровня подготовки по иностранным языкам в них не входит. Дети не сдают вступительных экзаменов по иностранному языку. Поэтому выделить учащихся, ранее не изучавших язык, в отдельные классы не представляется возможным.

Мы видим выход из создавшейся ситуации в организации группы языковой коррекции. В нее входят ученики 7–8 кл., ранее не изучавшие английский язык или изучавшие его в неполном объеме. Следовательно, возникает необходимость разработать вводно-коррективный курс, который является основой для дальнейшего овладения и совершенствования английского языка.

Чтобы определить объем материала и методы его подачи, я ознакомилась с рядом российских и зарубежных авторов и наметила некоторые подходы, которые легли в основу курса:

  • личностно-ориентированный подход;
  • развитие учебной самостоятельности;
  • формирование коммуникативной компетенции;
  • тематическая соотнесенность при отборе речевого материала.

Курс рассчитан на 30 уроков для учащихся 7–8 классов, начинающих изучать английский язык. Занятия должны проводиться не менее 3 часов в неделю, с обязательным выполнением индивидуальных заданий на уроке и самостоятельной работой во время подготовки. Только при этих условиях можно заложить фундамент в формировании коммуникативного ядра у учащихся.

Критерии при составлении курса:

1. Соответствие требованиям Примерных программ по иностранным языкам при определении целей и содержания обучения.

  • В области обучения говорению:
    • осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне в пределах изучаемой тематики (диалог этикетного характера,
      диалог – расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог – обмен мнениями);
    • делать элементарные связанные высказывания о себе, окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном.
  • В области обучения аудированию:
    • понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах изученной тематики.
  • В области обучения чтению:
    • развивать технику чтения;
    • учить читать и понимать содержание текстов, соответствующих уровню обученности, с разной степенью проникновения в содержащуюся в них информацию:
      • с извлечением полной информации;
      • основной информации;
      • частичной информации.
  • В области обучения письму:
    • графически правильное письмо.

Приоритетным следует сделать обучение чтению, т.к. владение навыками чтения даст возможность для дальнейшего совершенствования речевых и общеучебных умений.

2. Ориентация на используемые учебники. Отобрать в них общий фонетический, лексический, грамматический языковой материал.

3. Тематическая соотнесенность. Определить основные сферы общения, темы, ситуации, которые в дальнейшем будут изучаться и расширяться.

4. Акцент на овладение учебно-информационными навыками, умениями, в которых находят отражение способы и приемы самостоятельного приобретения знаний учащимися.

Предполагается проведение двух контрольных работ. Первая – контроль техники чтения (урок №15). Вторая – на двух последних уроках, включающая контроль лексики, грамматики, чтения и говорения.

Любой учитель может использовать этот курс, внеся свои коррективы по мере необходимости. В аналогичной ситуации находятся интернаты, санаторные школы, где состав учащихся регулярно обновляется и уровень подготовки различен у каждого ученика.

В нашем учебном заведении накоплен определенный положительный опыт в этом направлении. Большинство кадет, которые прошли обучение по вводно-коррективному курсу, хорошо успевают. Они являются активными участниками учебного процесса. Обладая высокой мотивацией, умением самостоятельно добывать и критически осмысливать информацию, ребята совершенствуют полученные знания и умения, ведь вводно-коррективный курс – это только первый шаг на пути познания.

Структура курса:

Курс состоит из 30 уроков. Каждый урок включает разделы по развитию чтения, говорения, лексических и грамматических умений и навыков.

Содержание курса:

Речевой материал соотнесен тематически: “О себе”, “Еда”, “Мой рабочий день”, “В семье”, “В школе”, “В городе”.

Основной грамматический материал: “Артикли”, “Имя существительное”, “Глаголы”, “Модальные глаголы”, “Местоимения”, “Предлоги”, “Настоящее простое время”, “Прошедшее простое время”, “Будущее простое время”, “Настоящее совершенное время”, “Настоящее длительное время”.

Лексический запас около 350 единиц (для активного и пассивного усвоения).

Reading Speaking

Grammar

Vocabulary

1

The ABC

Making short utterances about a person(introducing)

To be (Simple Pres.),
Personal pronouns

You, he, she, it, they, we, name, from, England, Russia(n), my, what, where

2

The ABC

Mini-dialogues about relatives (giving in information) and asking for information

Have (got)
Simple Pres.

Family, mum, dad, parents, sister, brother, grandmother, grandfather, daughter, son, who

3

The ABC

Short utterances about appearance (description)

Possessive pronouns

His, her, you, its, our, their, eyes, hair, lips, red, blue, brown, black, grey, green

4

“A” in the 1-st type of syllable

Mini-dialogues about qualities and things (giving information)

Articles

Yellow, white, man, woman, boy, girl, long, short, big, little, this, pen, book, table

5

“E” in the 1-st type of syllable

“My appearance” (description)

Noun (plurals)

These, round, square, this, thin, thick, bad, good, nose, head, ears, face, pencil

6

“I/Y” in the 1-st type of syllable

“Profession” (evaluation)

Noun (cases)

Old, young, new, doctor, teacher, worker, engineer, farmer, profession, friend, job, work

7

“Q,U” in the 1-st type of syllable

“My pets” (giving information)

Numerals

One…, twenty-one, a hundred, first, second…, cat, dog, pig, cow, sheep, fish, pet, many

8

“I” in the 2-nd type of syllable

“At the lesson” (talking about abilities and duties)

Modal Verbs (affirmative, negative forms)

Can, may, must, to speak, to play, to read, English

9

“E” in the 2-nd type of syllable

“Food” (expressing wishes, asking permissions)

Modal Verbs (interrogative form)

To buy, to offer, porridge, tea, bread, butter, milk, coffer, apple, potato, chips, meat

10

“A” in the 2-nd type of syllable

“Food” (talking about likes)

Present Indefinite Active (affirmative)

To like, to hate, sausage, orange, cheese, fruit, break, fast, dinner, supper, with

11

“O” in the 2-nd type of syllable

Short dialogues about a working day (asking for and giving information)

Present Indefinite Active (interrogative, negative forms)

Every day, Sunday, school, to go, to get up, to watch TV, to play, games, to help, house, often

12

“U” in the 2-nd type of syllable

“My Spare Time” (giving info)

Simple Present Active (consolidation)

Usually, evening, morning, afternoon, to go to bed, early, to walk, to ski, to skate, hockey, ball, tennis, football

13

The 3-rd type of syllable

“At School” (description)

Simple Future Active

School, subjects, library, teacher, room, workshop, floor, time-table, lesson, to write, half past, o’clock, tomorrow

14

Revision (1,2,3 types of syllables) Combinations t(ch), sh

“In the Room” (asking for and getting info)

Simple Future Active

Student, classmate, mark, board, window, holiday, hall, bookcase, shelf, door, summer

15

Test on reading (3 types of syllables)

“In Town” (giving and asking for information)

Grammar revision (Simple Present, Simple Future)

To visit, cinema, theatre, forest, river, sea, tree, flower, street, way, morning, exercises, to live, to swim

16

Combinations “ou(ow)”, “oi(oy)”

“In Town” (describing the way)

Simple Past Active (regular verbs)

Park, garden, museum, hospital, interesting, to want, to know, to get, corner, yesterday

17

Combinations “ea”, “all”, “wa”

“In Town” (description of a town)

Simple Past Active (irregular verbs)

Address, building, shop, town, city, hotel, cafe, tram, bus, modern, last

18

Combinations “ei(ey)”, “ai(ay)”

“My Birthday” (asking for and giving info)

Simple Past Active (consolidation)

Birthday, party, present, to take, to open, to think, wonderful, beautiful, to play, to cross, country

19

20

“About me”

“Clothes” (asking for and giving information)

Present Perfect Active

Capital, picture, to look, dark, skirt, blouse, hat, shoes, foot, nice, a lot, to wash, bed, kitchen, to see, to forget, to wear, to look, like

21

“Food”

“At the Table” (talking about food)

Prepositions of Place

Near, in, on, over, in the middle of, in front of, behind, ice-cream, pie, to eat, to drink, fruit, vegetable, dish, something

22

“My Working Day”

“My Day” (description)

Prepositions of place

Above, in the centre of, below, then, time, days of week

23

24

“In Family”

“My Family” (giving and asking for info)

Prepositions of Time. Pronoun “some”

At, in, on, winter, spring, autumn, January–December, wardrobe, carpet, wall, curtains

25

26

“At School”

“At the English Lesson” (description, giving and asking for info)

Present Continuous Active

Gymnasium, form, meeting, workshop, to begin, to learn, to ask, to answer, question

27

28

“In Town”

“My Town” (asking the way, talking about sights of the town)

Prepositions of Direction. Grammar Revision

To, along, across, into, from, out of, around. Post-office, side, lights, to turn(to the right), left, to talk, car

29

 

“All about me”. Test on speaking

Test on grammar

Revision of lexis

30

Test on reading

   

Test on lexis

Список литературы:

  1. H. Douglas Brown. “Teaching by Principles. An Interactive Approach to Language Pedagogy”. Prentice Hall regents. Upper Saddle River, New Jersey, 1994.
  2. Б. Лу Ливер “Обучение всего класса”. Издательство АИГО. Салинас, Калифорния, 1994.
  3. Павлова Е.И., Козлова Н.В., Крестовских Т.А. “Учебная самостоятельность: быть или не быть?”. “Русский язык в школе” №5, 1997.
  4. Пассов Е.И. “Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению”. Москва: Просвещение, 1991.
  5. Полат Е.С. “Обучение в сотрудничестве”. ИЯШ №1, 2000.
  6. Программы “Иностранные языки”. М.: просвещение, 1997.
  7. Примерные программы по иностранным языкам. ИЯШ №5, 2005.
  8. Стайкер С., Б. Лу Ливер “Современные методы преподавания иностранного языка”. Издательство АИГО, Калифорния, 1992.
  9. Кузовлев В.П. Английский язык. – 5 кл. – М.: Просвещение, 2004.
  10. Кузовлев В.П. Английский язык. – 6 кл. – М.: Просвещение, 2004.
  11. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык. Happy English.Ru. – 5 кл. – М.: Титул, 2002.
  12. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык. Happy English.Ru. – 6 кл. – М.: Титул, 2003.
  13. Английский язык (начальный курс). (Cambridge English for Schools in Russia). – 5 кл./Под ред. О.И. Виноградовой. – М.: Дрофа, 2000.
  14. Английский язык (I уровень). (Cambridge English for Schools in Russia). – 6 кл./Под ред. О.И. Виноградовой. – М.: Дрофа, 2000.