В качестве интегративной цели обучения иностранным языкам рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета [7]. Задача учителя – создать максимально благоприятные условия для реализации этой цели. Урок должен быть эффективен для каждого ученика.
Я работаю в кадетском корпусе. Наши учащиеся – мальчики от 10 до 16 лет. Кадеты постоянно находятся в поле зрения педагогов. Благодаря такой форме организации выполнения домашних заданий, как самоподготовка, ребята могут выполнять задания в группах и парах, а не только индивидуально.
Но возникают некоторые сложности, обусловленные спецификой учебного заведения. Уровень подготовки учащихся в пределах одной группы резко различается. Ежегодно мы проводим дополнительный набор почти во все классы. Следовательно, нет возможности обучать одних и тех же детей в течение всего курса. Состав класса порой обновляется на 20–40%. К нам поступают дети с разным уровнем обученности. В одной группе есть учащиеся, изучавшие язык с 1-го, 5-го класса, не полностью изучавшие и не изучавшие его вообще. Причем, качество знаний отличается даже у тех, кто изучал язык систематически. Такая картина типична для каждой группы.
Тип учебного заведения определяет критерии формирования классов. Учет уровня подготовки по иностранным языкам в них не входит. Дети не сдают вступительных экзаменов по иностранному языку. Поэтому выделить учащихся, ранее не изучавших язык, в отдельные классы не представляется возможным.
Мы видим выход из создавшейся ситуации в организации группы языковой коррекции. В нее входят ученики 7–8 кл., ранее не изучавшие английский язык или изучавшие его в неполном объеме. Следовательно, возникает необходимость разработать вводно-коррективный курс, который является основой для дальнейшего овладения и совершенствования английского языка.
Чтобы определить объем материала и методы его подачи, я ознакомилась с рядом российских и зарубежных авторов и наметила некоторые подходы, которые легли в основу курса:
- личностно-ориентированный подход;
- развитие учебной самостоятельности;
- формирование коммуникативной компетенции;
- тематическая соотнесенность при отборе речевого материала.
Курс рассчитан на 30 уроков для учащихся 7–8 классов, начинающих изучать английский язык. Занятия должны проводиться не менее 3 часов в неделю, с обязательным выполнением индивидуальных заданий на уроке и самостоятельной работой во время подготовки. Только при этих условиях можно заложить фундамент в формировании коммуникативного ядра у учащихся.
Критерии при составлении курса:
1. Соответствие требованиям Примерных программ по иностранным языкам при определении целей и содержания обучения.
- В области обучения говорению:
- осуществлять диалогическое общение на
элементарном уровне в пределах изучаемой
тематики (диалог этикетного характера,
диалог – расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог – обмен мнениями); - делать элементарные связанные высказывания о себе, окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном.
- осуществлять диалогическое общение на
элементарном уровне в пределах изучаемой
тематики (диалог этикетного характера,
- В области обучения аудированию:
- понимать и реагировать на устные высказывания партнеров по общению в пределах изученной тематики.
- В области обучения чтению:
- развивать технику чтения;
- учить читать и понимать содержание текстов,
соответствующих уровню обученности, с разной
степенью проникновения в содержащуюся в них
информацию:
- с извлечением полной информации;
- основной информации;
- частичной информации.
- В области обучения письму:
- графически правильное письмо.
Приоритетным следует сделать обучение чтению, т.к. владение навыками чтения даст возможность для дальнейшего совершенствования речевых и общеучебных умений.
2. Ориентация на используемые учебники. Отобрать в них общий фонетический, лексический, грамматический языковой материал.
3. Тематическая соотнесенность. Определить основные сферы общения, темы, ситуации, которые в дальнейшем будут изучаться и расширяться.
4. Акцент на овладение учебно-информационными навыками, умениями, в которых находят отражение способы и приемы самостоятельного приобретения знаний учащимися.
Предполагается проведение двух контрольных работ. Первая – контроль техники чтения (урок №15). Вторая – на двух последних уроках, включающая контроль лексики, грамматики, чтения и говорения.
Любой учитель может использовать этот курс, внеся свои коррективы по мере необходимости. В аналогичной ситуации находятся интернаты, санаторные школы, где состав учащихся регулярно обновляется и уровень подготовки различен у каждого ученика.
В нашем учебном заведении накоплен определенный положительный опыт в этом направлении. Большинство кадет, которые прошли обучение по вводно-коррективному курсу, хорошо успевают. Они являются активными участниками учебного процесса. Обладая высокой мотивацией, умением самостоятельно добывать и критически осмысливать информацию, ребята совершенствуют полученные знания и умения, ведь вводно-коррективный курс – это только первый шаг на пути познания.
Структура курса:
Курс состоит из 30 уроков. Каждый урок включает разделы по развитию чтения, говорения, лексических и грамматических умений и навыков.
Содержание курса:
Речевой материал соотнесен тематически: “О себе”, “Еда”, “Мой рабочий день”, “В семье”, “В школе”, “В городе”.
Основной грамматический материал: “Артикли”, “Имя существительное”, “Глаголы”, “Модальные глаголы”, “Местоимения”, “Предлоги”, “Настоящее простое время”, “Прошедшее простое время”, “Будущее простое время”, “Настоящее совершенное время”, “Настоящее длительное время”.
Лексический запас около 350 единиц (для активного и пассивного усвоения).
№ |
Reading | Speaking | Grammar |
Vocabulary |
1 |
The ABC |
Making short utterances about a person(introducing) |
To be (Simple Pres.), |
You, he, she, it, they, we, name, from, England, Russia(n), my, what, where |
2 |
The ABC |
Mini-dialogues about relatives (giving in information) and asking for information |
Have (got) |
Family, mum, dad, parents, sister, brother, grandmother, grandfather, daughter, son, who |
3 |
The ABC |
Short utterances about appearance (description) |
Possessive pronouns |
His, her, you, its, our, their, eyes, hair, lips, red, blue, brown, black, grey, green |
4 |
“A” in the 1-st type of syllable |
Mini-dialogues about qualities and things (giving information) |
Articles |
Yellow, white, man, woman, boy, girl, long, short, big, little, this, pen, book, table |
5 |
“E” in the 1-st type of syllable |
“My appearance” (description) |
Noun (plurals) |
These, round, square, this, thin, thick, bad, good, nose, head, ears, face, pencil |
6 |
“I/Y” in the 1-st type of syllable |
“Profession” (evaluation) |
Noun (cases) |
Old, young, new, doctor, teacher, worker, engineer, farmer, profession, friend, job, work |
7 |
“Q,U” in the 1-st type of syllable |
“My pets” (giving information) |
Numerals |
One…, twenty-one, a hundred, first, second…, cat, dog, pig, cow, sheep, fish, pet, many |
8 |
“I” in the 2-nd type of syllable |
“At the lesson” (talking about abilities and duties) |
Modal Verbs (affirmative, negative forms) |
Can, may, must, to speak, to play, to read, English |
9 |
“E” in the 2-nd type of syllable |
“Food” (expressing wishes, asking permissions) |
Modal Verbs (interrogative form) |
To buy, to offer, porridge, tea, bread, butter, milk, coffer, apple, potato, chips, meat |
10 |
“A” in the 2-nd type of syllable |
“Food” (talking about likes) |
Present Indefinite Active (affirmative) |
To like, to hate, sausage, orange, cheese, fruit, break, fast, dinner, supper, with |
11 |
“O” in the 2-nd type of syllable |
Short dialogues about a working day (asking for and giving information) |
Present Indefinite Active (interrogative, negative forms) |
Every day, Sunday, school, to go, to get up, to watch TV, to play, games, to help, house, often |
12 |
“U” in the 2-nd type of syllable |
“My Spare Time” (giving info) |
Simple Present Active (consolidation) |
Usually, evening, morning, afternoon, to go to bed, early, to walk, to ski, to skate, hockey, ball, tennis, football |
13 |
The 3-rd type of syllable |
“At School” (description) |
Simple Future Active |
School, subjects, library, teacher, room, workshop, floor, time-table, lesson, to write, half past, o’clock, tomorrow |
14 |
Revision (1,2,3 types of syllables) Combinations t(ch), sh |
“In the Room” (asking for and getting info) |
Simple Future Active |
Student, classmate, mark, board, window, holiday, hall, bookcase, shelf, door, summer |
15 |
Test on reading (3 types of syllables) |
“In Town” (giving and asking for information) |
Grammar revision (Simple Present, Simple Future) |
To visit, cinema, theatre, forest, river, sea, tree, flower, street, way, morning, exercises, to live, to swim |
16 |
Combinations “ou(ow)”, “oi(oy)” |
“In Town” (describing the way) |
Simple Past Active (regular verbs) |
Park, garden, museum, hospital, interesting, to want, to know, to get, corner, yesterday |
17 |
Combinations “ea”, “all”, “wa” |
“In Town” (description of a town) |
Simple Past Active (irregular verbs) |
Address, building, shop, town, city, hotel, cafe, tram, bus, modern, last |
18 |
Combinations “ei(ey)”, “ai(ay)” |
“My Birthday” (asking for and giving info) |
Simple Past Active (consolidation) |
Birthday, party, present, to take, to open, to think, wonderful, beautiful, to play, to cross, country |
19 20 |
“About me” |
“Clothes” (asking for and giving information) |
Present Perfect Active |
Capital, picture, to look, dark, skirt, blouse, hat, shoes, foot, nice, a lot, to wash, bed, kitchen, to see, to forget, to wear, to look, like |
21 |
“Food” |
“At the Table” (talking about food) |
Prepositions of Place |
Near, in, on, over, in the middle of, in front of, behind, ice-cream, pie, to eat, to drink, fruit, vegetable, dish, something |
22 |
“My Working Day” |
“My Day” (description) |
Prepositions of place |
Above, in the centre of, below, then, time, days of week |
23 24 |
“In Family” |
“My Family” (giving and asking for info) |
Prepositions of Time. Pronoun “some” |
At, in, on, winter, spring, autumn, January–December, wardrobe, carpet, wall, curtains |
25 26 |
“At School” |
“At the English Lesson” (description, giving and asking for info) |
Present Continuous Active |
Gymnasium, form, meeting, workshop, to begin, to learn, to ask, to answer, question |
27 28 |
“In Town” |
“My Town” (asking the way, talking about sights of the town) |
Prepositions of Direction. Grammar Revision |
To, along, across, into, from, out of, around. Post-office, side, lights, to turn(to the right), left, to talk, car |
29 |
“All about me”. Test on speaking |
Test on grammar |
Revision of lexis |
|
30 |
Test on reading |
Test on lexis |
Список литературы:
- H. Douglas Brown. “Teaching by Principles. An Interactive Approach to Language Pedagogy”. Prentice Hall regents. Upper Saddle River, New Jersey, 1994.
- Б. Лу Ливер “Обучение всего класса”. Издательство АИГО. Салинас, Калифорния, 1994.
- Павлова Е.И., Козлова Н.В., Крестовских Т.А. “Учебная самостоятельность: быть или не быть?”. “Русский язык в школе” №5, 1997.
- Пассов Е.И. “Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению”. Москва: Просвещение, 1991.
- Полат Е.С. “Обучение в сотрудничестве”. ИЯШ №1, 2000.
- Программы “Иностранные языки”. М.: просвещение, 1997.
- Примерные программы по иностранным языкам. ИЯШ №5, 2005.
- Стайкер С., Б. Лу Ливер “Современные методы преподавания иностранного языка”. Издательство АИГО, Калифорния, 1992.
- Кузовлев В.П. Английский язык. – 5 кл. – М.: Просвещение, 2004.
- Кузовлев В.П. Английский язык. – 6 кл. – М.: Просвещение, 2004.
- Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык. Happy English.Ru. – 5 кл. – М.: Титул, 2002.
- Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык. Happy English.Ru. – 6 кл. – М.: Титул, 2003.
- Английский язык (начальный курс). (Cambridge English for Schools in Russia). – 5 кл./Под ред. О.И. Виноградовой. – М.: Дрофа, 2000.
- Английский язык (I уровень). (Cambridge English for Schools in Russia). – 6 кл./Под ред. О.И. Виноградовой. – М.: Дрофа, 2000.