Тестовая система «Мозаика» как инструмент формирования навыков контроля и самоконтроля на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В отличие от большинства других школьных дисциплин, основным компонентом содержания обучения иностранному языку являются не столько знания, сколько навыки и умения. При формировании последних на первый план выдвигается такой способ обучения, как подкрепление. Успешное становление навыка и умения невозможно без того, чтобы обучающийся не знал, правильны ли его действия или нет. Не получая такой информации извне, он дает оценку своим действиям сам, что нередко закрепляет ошибочные действия и формирует у школьников неправильные навыки. При формировании навыков и умений оценку действиям учащегося дает учитель. Оценка действий ученика и есть подкрепление. Но осуществить подкрепление нельзя без наблюдения за действиями учащегося или без ознакомления с их результатами. Кроме того, для того чтобы оценка была правильной, необходимо квалифицированное наблюдение, которое, собственно говоря, и представляет собой контроль. Безусловно, преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих навыков у учащихся.

Самым проблемным этапом в процессе обучения, как мне кажется, является оценка качества усвоения учебного материала. В настоящее время я пытаюсь приблизиться к решению этого вопроса с помощью уникальной тестовой системы типа “Мозаика”, которая в Германии называется “Lerne, Übe, Kontrolliere”. Для школьников технология выполнения теста очень проста и привлекательна. Специальное пособие представляет собой пластиковый двустворчатый контейнер, внутри которого находятся квадратики. На одной стороне квадратиков имеются номера, на обратной стороне они имеют разноцветную окраску (Рисунок № 1). Выполняя тест, необходимо положить квадрат с номером задания на соответствующее поле с номером ответа (Рисунок № 2). Когда все поля будут закрыты, надо закрыть створки контейнера, перевернуть его и снова открыть. Если тест выполнен правильно, получится симметричная трехцветная картинка (Рисунок № 3).

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Ошибки в тесте не позволят квадратикам сложиться в целостную картинку. Проверка выполнения задания занимает несколько секунд. Экономия учебного времени очевидна. Для учащихся работа с пособием “Мозаика” не представляет никакой трудности. Но для учителя подготовка заданий – весьма трудоемкий и ответственный процесс.

Как известно, пока в наших педагогических учебных заведениях не знакомят со спецификой составления тестовых заданий. В результате некоторые учителя составляют свои тесты, придавая заданиям внешнее формальное сходство с известными образцами, не подозревая о наличии определенных правил написания вопросов (stem), вариантов ответов (options), вариантов неправильных ответов (distracters). На самом деле технология составления тестов достаточно сложна. Так, создавая тестовые задания, я руководствуюсь следующей классификацией контрольных заданий:

1. Ученический уровень. Тесты на опознание, различение, классификацию, т.е. репродуктивное действие с подсказкой.

2. Алгоритмический уровень. Тесты на подстановку, т.е. репродуктивное действие по памяти.

3. Эвристический уровень. Тесты по применению типового алгоритма в незнакомой ситуации, т.е. продуктивная деятельность.

4. Творческий уровень. Продуктивная деятельность, результатом которой является создание нового материала.

Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому или иному ученику. Таким образом, главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

Результаты проверки тестов анализируются и служат для меня, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой - самооценкой моей работы, что позволяет мне внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников. С целью профилактики ученики записывают возможные типичные ошибки в тетради, дополняя это правилами (на русском языке), разъясняющими ту или иную грамматическую структуру, и несколькими, наиболее характерными и четкими примерами на употребление её в речи.

Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся класса/группы; выполнение теста занимает минимум времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии. При выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия, они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение. Тест дает возможность включать большой объём материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе.

Содержание тестовых заданий зависит от многих аспектов, в том числе и от функции контроля.

Функции и задачи контроля являются важнейшими компонентами технологии тестовых заданий.

Контроль знаний, умений и навыков выполняет в процессе обучения следующие функции: проверочную, обучающую, диагностирующую, корригирующую, управленческую, мотивационно-стимулирующую, оценочную, обобщающую, воспитательную, развивающую.

Остановимся на некоторых из вышеупомянутых функций.

Диагностирующая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений и навыков, привычных действий, оценке реального поведения. Суть данной функции проявляется в способности определить существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучения, обнаружив тем самым успешность или неуспешность обучения, и, в зависимости от обнаруженных результатов, строить дальнейшую обучающую деятельность.

Диагностирующая ценность результатов контроля обусловливается предельной простотой и направленностью на одну операцию. И учитель, и ученик в этом случае получают достаточно четкое определенное представление о том, насколько эффективно работалось именно сегодня, есть ли сдвиг относительно “вчера”, какова точка отсчета для “завтра”. В процессе работы с пособием “Мозаика” эти задачи решаются легко, т.к. сразу видно количество ошибок и их место.

Корригирующая функция реализуется на моих уроках следующим образом. Определив уровень сформированности навыков и умений у учащихся, при необходимости, вношу определенные коррективы в методику обучения, если вижу, что те приемы, которые были использованы, недостаточно эффективны для достижения поставленной цели. В дальнейшем мне нужно убедиться, что коррекция дала положительный эффект. Процесс и результаты контроля очень важны для совершенствования моей работы. Корректировочная деятельность должна осуществляться систематически, так как именно систематичность влияет на эффективность корректировочной деятельности.

Проверочная функция является важной и специфической. В ней реализуется проверка качества поставленных задач, то есть достижение определенного уровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний.

Оценочная функция охватывает и отражает разные аспекты контроля как компонента педагогического процесса. Оценочная функция контроля несет в себе большую воспитательную нагрузку, в ней заложен стимул, под воздействием которого у учащихся формируется не только стремление, мотив познания, но и желание быть хорошим и не быть плохим.

С позиции оценочной и мотивационно-стимулирующей функций контроль, прежде всего, является способом обнаружения достижений и успехов школьников.

Правильно организованный контроль служит как целям проверки, так и целям обучения. Поэтому обучающая функция – важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности.

Тесты находят применение как упражнения, предназначаемые для овладения учащимися тем или иным языковым материалом и/или отдельными речевыми умениями. В соответствии с этим в литературе на английском языке всё чаще появляется термин teaching test “обучающий тест”.

Закрепление за тестами обучающей функции представляется оправданным и перспективным по следующим причинам. Прежде всего, сам характер тестовых заданий и их организация по своей сути соответствуют назначению упражнения. Выбор ответа из ряда предложенных, объединение языковых единиц по какому-либо признаку, определение факта наличия или отсутствия какого-либо признака у языковых единиц, восстановление целого из его частей – все это виды работы, в основе которых лежат аналитические операции. Эти действия направлены на выделение дифференциальных признаков тренируемой единицы, а последние, как известно, составляют основу запоминания языкового материала.

При составлении обучающих тестов обеспечивается противопоставление одной языковой единицы другим, уже известным, относящимся к тому же уровню и имеющим сходные с ней черты. Причем следует иметь в виду, что одна и та же единица (например, слово) имеет черты сходства (существующие объективно или только с точки зрения учащегося) с разными рядами единиц в зависимости от её формальных (звучание, написание, грамматические формы) или семантических (значение, сочетаемость) признаков. Один из вариантов тестовой системы “Мозаика” может иметь такой вид:

What have they done?

1. What have you – this morning? done 23, did 24.
2. I’ve – breakfast. have 20, had 21.
3. I’ve – a glass of milk. drunk 20, drank 21.
4. They’ve – in the river. swam 23, swum 24.
5. She’s – a letter. written 13, wrote 14.
6. He’s – his new bike rode 21, ridden 22.
7. Mr. Smith has – to London? driven 15, drove 16.
8. The thief has – her money. stole 16, stolen 17.
9. Who has – the thief? catch 18, caught 19.
10. He has – her bag. taken 14, took 15.
11. He’s – it into the river. throw 18, threw 19.
12. He’s – away. run 16, ran 17.
13. Have you ever – to London? were 10, been 11.
14. Yes, I’ve often – there. was 8, been 9.
15. Yes, I’ve never – the Queen. saw 6, seen 7.
16. I’ve – the Tower. drew 11, drawn 12.
17. I’ve already – him the picture. show 3, showed 4.
18. I’ve – it to my aunt. given 8, gave 9.
19. Have you – your new hat yet? wore 3, worn 4.
20. Yes, but the wind has – it away. blew 4, blown 5.
21. It has – into the river. fallen 1, fell 2.
22. I’ve just – home. came 9, come 10.
23. Have you – the pudding yet? eaten 6, ate 7.
24. No, I’ve – to eat it. forget 1, forgotten 2.

Обучающие тесты дают возможность противопоставлять языковую единицу по каждому из указанных признаков, что трудно обеспечить какими-либо другими видами упражнений. Иными словами, обучающие тесты дают возможность “обработать” соответствующую единицу по всем её признакам без большой затраты времени. Таким образом, как раз та характеристика теста, которая ставит под сомнение “чистоту” контроля, возможность сравнения дифференциальных признаков схожих вариантов ответа, составляет его учебную ценность как упражнения. Помещение изучаемой единицы в положение то избираемой, то отвергаемой по тому или иному признаку дает возможность не только многократно её повторить, но и использовать для её запоминания как произвольное, так и непроизвольное внимание. Организация теста позволяет постепенно сокращать время его выполнения. Это, по сути дела, означает, что можно работать над ускорением операций анализа, их свертыванием, т. е. добиваться автоматизации процессов узнавания. Последнее очень важно, так как в арсенале методики имеется небольшое количество видов упражнений, позволяющих автоматизировать данные процессы. Диапазон применения тестов в обучающей функции довольно широк, причём их учебная ценность сомнений не вызывает. Само собой разумеется, что в процессе обучения за этими тестами, в которых ответ фактически подсказывается, должны следовать аналогичные нетестовые упражнения, предусматривающие самостоятельное решение задач учащимися. Другими словами, обучающие тесты представляют собой важный промежуточный этап в работе по овладению языковым материалом.

Очень важна развивающая функция контроля. Она дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных особенностей. Тесты, с которыми мы работаем, могут быть выполнены с помощью компьютера. Но кроме самого тестового задания необходимо написать программу обработки данных, и времени на организационный момент при работе с компьютером тратится намного больше. Наиболее весомым аргументом в пользу контроля с пособием “Мозаика” является именно его развивающая функция. При перекладывании квадратиков происходит развитие сенсомоторной координации, т.е. осуществляется связь различных психических явлений с движениями и деятельностью ученика. Эту связь И.М.Сеченов и назвал психомоторикой.

Контроль решает и воспитательную функцию. Она имеет возможность постоянно побуждать учащихся к совершенствованию своих знаний и умений, к выработке объективных самооценочных суждений. Работа с пособием “Мозаика” создает условия для формирования таких суждений.

Самооценка начинается там, где ученик сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Самооценка ребенка в данном случае предшествует оценке учителя, и лишь тогда оценочные отношения перестают быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота. Поэтому приобщение учащихся к творческой работе по созданию тестовых заданий для системы “Мозаика” имеет огромное воспитательное значение. Посильное участие в этом процессе может принять любой школьник, подбирая исходный материал для теста, систематизируя его, выполняя оформительские или технические работы под руководством учителя.

Кроме того, тренировки в выполнении подобных заданий помогают сформировать у учащихся не только навык работы с тестовыми заданиями, но и соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, повышают эффективность подготовки к ЕГЭ, позволяют учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Доступность тестовой системы “Мозаика” проявляется в том, что она может быть успешно использована не только учителями английского языка, но и учителями всех предметов без исключения на разных ступенях обучения школьников при наличии специальных тестовых пособий.