Интегрирующие цели:
- научиться рассчитывать массовую долю элемента, по известной химической формуле вещества;
- называть выполняемые действия и используемые величины.
УЭ-1. Входной контроль.
Цель: проверить умение определять простые и сложные вещества, рассчитывать относительную молекулярную массу вещества.
1.1. Запишите дату и тему урока в тетрадь.
1.2. Ответьте на вопросы теста (на обратной стороне листа).
1.3. Ответы запишите в тетрадь.
1.4. Сверьте ответы с образцом (за каждый верный ответ 0,5 балла)
1.5. Внесите заработанные баллы в листок учета знаний.
УЭ-2
Цель: познакомиться с понятием массовая доля элемента.
2.1. Прочитайте первые пять абзацев параграфа 2.5
2.2. Найдите определение массовой доли элемента, после параграфа 2.5, выделенное синим (зеленым) шрифтом.
2.3. Запишите определение в тетрадь.
2.4. Сделайте запись формулы, по которой рассчитывают массовую долю элемента.
где n –индекс;
W (читается “омега”) – массовая доля элемента в сложном веществе, измеряется в долях единицы или в процентах.
УЭ-3
Цель: Уметь рассчитывать массовую долю элемента, пользуясь алгоритмом.
3.1. Прочитайте параграф 2.5 до вертикальной синей (зеленой) черты.
3.2. Запишите в тетрадь алгоритм расчета массовой доли элемента.
Алгоритм расчета массовой доли элемента.
1. Рассчитать Mr (вещества);
2. Ar (Э) умножить на индекс и разделить на Mr (вещества);
3. Полученное значение умножить на 100%.
Например: Рассчитайте массовую долю кислорода в серной кислоте – H2SO4.
Ar(O)=16; Mr(H2SO4)=98
Пример:
Если возникли трудности, обратитесь к учителю или консультанту.
3.3. Решите расчетные задачи (работайте парами, пользуйтесь таблицей Д. И. Менделеева и калькуляторами).
а) Вычислите массовую долю серы в сульфате натрия Na2SO4.
б) Вычислите массовую долю йода в иодиде алюминия Al I3.
в) Рассчитайте массовую долю хлора, калия и кислорода в бертолетовой соли KClO3.
Возьмите образец решения, у учителя, сверьте решение друг друга с образцом;
за правильно решенную задачу поставьте 2 балла;
за решение с одной ошибкой 1 балл;
если решение полностью неправильное, обратитесь к учителю за консультацией.
УЭ-4
Цель: научиться, самостоятельно составлять задачи и решать их.
4.1. Составьте задачу на вычисление массовой доли элемента.
4.2. Запишите условие задачи на отдельную карточку.
4.3. Решите её на карточке.
4.4. Покажите задачу учителю.
За правильно составленную и решенную задачу 3,5 балла, за задачу без решения – 2 балла).
Подсчитайте количество заработанных вами баллов.
Если вы набрали 10–11 баллов, то ваша отметка за урок – 5;
Если вы набрали 8–9 баллов, то ваша отметка за урок – 4;
Если вы набрали 6–7 баллов, то ваша отметка за урок – 3;
Если вы набрали меньше, вам придется остаться после уроков и еще раз пройти по программе.
Желаю успеха!
УЭ-5
Цель: Рефлексия.
5.1. Прочитайте ещё раз интегрирующую цель урока и ответьте на вопрос:
– Достигли ли Вы цели урока? В какой степени?
5.2. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, хорошо” или “удовлетворительно”.
5.3. Запишите домашнее задание:
Д/З параграф 2.5, упражнение №2, №3 после параграфа 2.5.
Спасибо за работу!
Сдайте листы учета знаний консультантам.
Тест для входного контроля
1. Сколько простых и сложных веществ записаны формулами: Fe, NaNO3, S, O2, CuO, О3?
А) 4 и 2; б) 2 и 4; в) 3 и 3; г) 5 и 1.
2. Определите, чему равна относительная молекулярная масса глюкозы, химическая формула которой С6Н12О6.
А) 152; б) 180; в) 96; г) 100.
3. Укажите формулы сложных веществ:
А)CuO; б)Cu ; в)CO2; г)H2.
4. Соотношение атомов серы и кислорода в молекуле сернистого газа равно 1:2. Найдите его формулу.
А) SO2; б)SO3; в)H2S; г)H2SO4.
5. Среди перечисленных веществ выберите формулы простых веществ металлов.
А)Cu; б)N2; в)Al; Г)O2.
Образцы решенных заданий
Входной контроль:
1а; 2б; 3а,в; 4а; 5а,в.
УЭ-3
3.3.
а) Дано: Решение:
Na2SO4 Mr(Na2SO4)= 23 х 2 +32 + 64= 142
W(S)– Х% W(S)%= 32 х 1 /142 х 100% = 22,5%
Ответ: массовая доля серы составляет 22,5%.
Б) Дано: Решение:
Al I3 Mr (Al I3)= 27 + 127 х 3 = 408
W(I) = Х% W(I) = 127 х 3 / 408 х 100% = 93,3 %
Ответ: массовая доля йода составляет 93,3 %.
В) Дано: Решение:
KClO3 Mr (KClO3) = 39 + 35,5 + 16 х 3 = 122,5
W(Cl)= Х% W(Cl) = 35,5 х 1 / 122,5 х 100% = 28,9%
W(K) = у% W(K) = 39 х 1 /122,5 х 100% = 31,8%
W(O) = Z% W(O) = 16 х 3 / 122,5 х 1000% = 38,1%
Ответ: массовая доля хлора составляет 28,9 %, калия 31,8, а у кислорода 39,18%.
Листок учёта знанийУчебный элемент | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя или консультанта | Итоговая оценка |
---|---|---|---|---|
УЭ-1 | ||||
УЭ-3 | ||||
УЭ-4 | ||||
УЭ-5 |