Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
- систематизировать и обобщить представления учащихся о анатомо-физиологическом строении человека;
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы;
- развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей;
- развивать умение оценивать свою работу, рефлектировать.
Главная цель урока: проверить знания по разделу “Организм человека”, продолжить работу по формированию общеучебных умений.
Задачи:
- Формировать потребность в здоровом образе жизни.
- Развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности.
- Обосновать необходимость заботы о своем здоровье.
- Развивать умения вести диалог “ученик–ученик”, “учитель–ученик”.
Оборудование:
- кроссворд;
- мультимедийный проектор с компьютером;
- учебник “Мы и окружающий мир”, 4 класс (1–4). Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.;
- рабочая тетрадь;
- элементы костюма для презентации наук о человеке.
Основные понятия:
- науки о человеке:
- анатомия,
- физиология,
- гигиена,
- медицина;
- здоровье;
- закаливание организма.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. План урока и форма проведения.
– Мы с вами закончили изучать большой раздел учебника. Как он называется? Сегодня мы обобщим основные сведения о строении человека, познакомимся с вашими творческими работами, которые вы подготовили вместе с учителем информатики, создавая мультимедийную энциклопедию “Человек и природа” (Приложение 1). На нашей научной конференции заслушаем выступления консультантов и ответим на их умные вопросы, решим кроссворды..
II. Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка.
– Одного мудреца спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.
– Подумайте и объясните, почему так ответил
мудрец.
– Что же является главным в жизни каждого
человека?
– Что значит, по-вашему, быть здоровым?
Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться. – Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться. Нужно узнавать свой организм. (Переход к таблицам на доске )
III. Какие науки о человеке помогают сберечь здоровье?
Рисунок 1
– Что является составляющими здоровья?
Правила оберегающие здоровье.
Рисунок 2
– Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. И сам человек состоит из компонентов – органов, связанных друг с другом и выполняющих общую задачу в организме.
IV. Обобщение и систематизация знаний
– Какие системы органов вы можете назвать?
- Опорно-двигательная
- Система пищеварения
- Дыхательная
- Выделительная
- Система кровообращения
- Органы чувств.
- Нервная.
– Слово предоставляется консультантам, которые познакомят нас с результатами своих работ по изучению данного вопроса, познакомят со своим мнением о системах организма, и проверят как вы усвоили изученную тему. (Приложение 1)
– Что такое человек с точки зрения своего
происхождения и биологического строения?
Оказывается, в ходе эволюции человека
вертикальное положение в пространстве и
терморегуляции кожи с большим количеством
потовых желез привело к тому, что все ситсемы
стали подчиняться единому ритму. ЖИТЬ, ВЫЖИТЬ И
ПРОДОЛЖИТЬ РОД.
Сейчас, рассмотрим системы органов.
– Как же мы ходим?
– О роли и строении органов пищеварения.
– Как удаляются из организма ненужные вещества,
расскажут консультанты по выделительной
системе:
– Для чего и как мы дышим?
– Волшебная восьмерка – движение крови по
организму.
– Многогранный мир чувств.
– Нервная система.
V. Итог урока
– Предлагаю всем участникам научной конференции высказать свое мнение по вопросу “Почему небходимо знать строение своего организма?”
– Вот и подошла к концу наша научная
конференция. Надеюсь, что она помогла вам лучше
узнать о строении человека, что поможет вам
грамотно заботится о своем здоровье.
Некоторые органы могут работать очень долго,
например почка до 120, сердце до 200 и более лет,
печень от 80 до 90 лет, капилляры имеют свойство
самовосстанавливаться, как и печень. Это все
говорит о том, что здоровье в руках самого
человека, и вы в школе не только получаете знания,
но и учитесь быть здоровыми.
Посмотрим, как новые знания помогут вам
справится с заданиями:
Рисунок 3
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Перед собой ставила цели:
систематизировать и обобщить представления об
анатомо-физиологическом строении человека,
развивать познавательную активность, развивать
умение работать в группе, укреплять чувство
ответственности за результат своей работы и за
работу группы, умение считаться с мнением
товарищей.
Основной дидактической задачей является
изучение дополнительного материала и включение
его в систему уже имеющихся знаний.
Обобщающий урок по теме “Строение человека”
является одной из организационных форм, в
процессе которой учащиеся самостоятельно
изучают учебный материал по различным
источникам знаний. Эта форма проведения урока
способствует активизации познавательной
деятельности учащихся и формированию у них
умения самостоятельной работы.
Эффективности проведения такого типа урока
способствует большая предварительная работа,
фрагменты разрабатывались с использованием
новых компьютерных технологий, программы Microsoft
Office PowerPoint, где создавались мультимедийные
презентации (электронное приложение к учебнику).
На уроке были реализованы принципы научно-технического образования, что обеспечивало развитие познавательной деятельности учащихся с помощью персонального компьютера. На уроке, учащиеся, имели возможность, проявить себя в неординарной ситуации, повторить, показать и обобщить свои знания.Ребята продемонстрировали высокий уровень подготовки, ответственности за поручное дело, интерес к предмету и желание познавать и открывать для себя новое.
Считаю, что цели и задачи урока достигнуты.