Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе на тему: "Анатомо-физиологическое строение человека"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить представления учащихся о анатомо-физиологическом строении человека;
  • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, делать выводы;
  • развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей;
  • развивать умение оценивать свою работу, рефлектировать.

Главная цель урока: проверить знания по разделу “Организм человека”, продолжить работу по формированию общеучебных умений.

Задачи:

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.
  • Развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности.
  • Обосновать необходимость заботы о своем здоровье.
  • Развивать умения вести диалог “ученик–ученик”, “учитель–ученик”.

Оборудование:

  • кроссворд;
  • мультимедийный проектор с компьютером;
  • учебник “Мы и окружающий мир”, 4 класс (1–4). Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.;
  • рабочая тетрадь;
  • элементы костюма для презентации наук о человеке.

Основные понятия:

  • науки о человеке:
    • анатомия,
    • физиология,
    • гигиена,
    • медицина;
  • здоровье;
  • закаливание организма.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. План урока и форма проведения.

– Мы с вами закончили изучать большой раздел учебника. Как он называется? Сегодня мы обобщим основные сведения о строении человека, познакомимся с вашими творческими работами, которые вы подготовили вместе с учителем информатики, создавая мультимедийную энциклопедию “Человек и природа” (Приложение 1). На нашей научной конференции заслушаем выступления консультантов и ответим на их умные вопросы, решим кроссворды..

II. Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка.

– Одного мудреца спросили: “Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец.
– Что же является главным в жизни каждого человека?
– Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться. – Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться. Нужно узнавать свой организм. (Переход к таблицам на доске )

III. Какие науки о человеке помогают сберечь здоровье?

Рисунок 1

Рисунок 1

– Что является составляющими здоровья?

Правила оберегающие здоровье.

Рисунок 2

Рисунок 2

– Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. И сам человек состоит из компонентов – органов, связанных друг с другом и выполняющих общую задачу в организме.

IV. Обобщение и систематизация знаний

– Какие системы органов вы можете назвать?

  • Опорно-двигательная
  • Система пищеварения
  • Дыхательная
  • Выделительная
  • Система кровообращения
  • Органы чувств.
  • Нервная.

– Слово предоставляется консультантам, которые познакомят нас с результатами своих работ по изучению данного вопроса, познакомят со своим мнением о системах организма, и проверят как вы усвоили изученную тему. (Приложение 1)

– Что такое человек с точки зрения своего происхождения и биологического строения?
Оказывается, в ходе эволюции человека вертикальное положение в пространстве и терморегуляции кожи с большим количеством потовых желез привело к тому, что все ситсемы стали подчиняться единому ритму. ЖИТЬ, ВЫЖИТЬ И ПРОДОЛЖИТЬ РОД.
Сейчас, рассмотрим системы органов.

– Как же мы ходим?
– О роли и строении органов пищеварения.
– Как удаляются из организма ненужные вещества, расскажут консультанты по выделительной системе:
– Для чего и как мы дышим?
– Волшебная восьмерка – движение крови по организму.
– Многогранный мир чувств.
– Нервная система.

V. Итог урока

– Предлагаю всем участникам научной конференции высказать свое мнение по вопросу “Почему небходимо знать строение своего организма?”

– Вот и подошла к концу наша научная конференция. Надеюсь, что она помогла вам лучше узнать о строении человека, что поможет вам грамотно заботится о своем здоровье.
Некоторые органы могут работать очень долго, например почка до 120, сердце до 200 и более лет, печень от 80 до 90 лет, капилляры имеют свойство самовосстанавливаться, как и печень. Это все говорит о том, что здоровье в руках самого человека, и вы в школе не только получаете знания, но и учитесь быть здоровыми.
Посмотрим, как новые знания помогут вам справится с заданиями:

Рисунок 3

Рисунок 3

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Перед собой ставила цели: систематизировать и обобщить представления об анатомо-физиологическом строении человека, развивать познавательную активность, развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей.
Основной дидактической задачей является изучение дополнительного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний.
Обобщающий урок по теме “Строение человека” является одной из организационных форм, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний. Эта форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умения самостоятельной работы.
Эффективности проведения такого типа урока способствует большая предварительная работа, фрагменты разрабатывались с использованием новых компьютерных технологий, программы Microsoft Office PowerPoint, где создавались мультимедийные презентации (электронное приложение к учебнику).

На уроке были реализованы принципы научно-технического образования, что обеспечивало развитие познавательной деятельности учащихся с помощью персонального компьютера. На уроке, учащиеся, имели возможность, проявить себя в неординарной ситуации, повторить, показать и обобщить свои знания.Ребята продемонстрировали высокий уровень подготовки, ответственности за поручное дело, интерес к предмету и желание познавать и открывать для себя новое.

Считаю, что цели и задачи урока достигнуты.