Цели:
Оборудование:
- Плакат “Веселый алфавит”.
- Картинки птиц: дятел, сова, гусь, сорока.
- Плакат с изображением печатной и письменной букв Гг.
- Картинки из серии “На что похожа буква?”
- Картинки грибов (съедобных и несъедобных).
- Корзинка.
- Индивидуальные карточки со словами и предложениями для “читающих” учеников.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель напоминает детям правила посадки за партой, правила поведения на уроке (поднимать руку для ответа, не выкрикивать с места, не перебивать товарища).
2. Повторение пройденного материала.
Проговаривание алфавита – стихотворения с опорой на плакат.
АБВГДЕЁЖе – прикатили на еже,
ЗИЙКЛМНО – дружно вылезли в окно,
ПРСТУФХа – оседлали петуха,
ЧЦШЩЪЫЬЭЮЯ – вот и все мои друзья.
3. Логическое упражнение “Кто лишний?”.
На доске картинки с изображением птиц:
Дятел Сова Гусь Сорока
- Кто нарисован на этих картинках?
Назовите одним словом. (Птицы).
- Перечислите всех птиц.
- Какая птица здесь лишняя? Почему?
- Опишите гуся (длинная шея, красный клюв, красные лапки с перепонками между пальцев).
- Зачем ему нужны эти перепонки?
- Как подаёт голос гусь? (Га-га-га).
- Значит, что он делает? (Гогочет).
Итак, ребята, сегодня у нас на уроке гостем будет ГУСЬ. Я вам расскажу про него историю. Однажды гусь решил пойти в птичью школу. Первым был урок обучения грамоте. И спросила его строгая учительница:
- С какого звука начинается твоё имя?
Растерялся гусь, не смог ответить на этот вопрос.
Давайте вы поможете ему.
4. Выделение звука г из слова и его характеристика.
- Назовите первый звук в слове “гусь”.
- Произнесём этот звук 3 раза.
- Гласный он или согласный?
- Глухой или звонкий? (Проверим, закрыв руками уши и проговаривая).
- В слове “гусь” он твёрдый или мягкий?
- Итак, подведем итог. Что мы узнали про звук [ г]? (Согласный, звонкий, твёрдый).
- А бывает звук мягким?
- Давайте придумаем ГУСЮ имя, которое начинается с мягкого звука [г’]. (Гена, Герман).
Вот теперь вы сами можете рассказать господину ГУСЮ про этот звук .
Теперь ГУСЮ будет легче учиться в птичьей школе.
5. Физминутка “Летает – не летает”.
6. Знакомство с буквами Гг.
- А кто знает, как выглядит печатная буква Г?
- Напиши на доске.
(На доске появляется плакат с изображением буквы).
- На что похожа буква?
(На доске появляется картинка с изображением кочерги).
А ВОТ ЭТО БУКВА Гэ
СТОИТ ПОДОБНО КОЧЕРГЕ.
- Из каких элементов состоит буква?
- Постройте букву из карандашей.
- Молодцы.
- А сейчас сделайте её из квадратиков.
- Сколько квадратов понадобилось? (7).
7. Игра “Твёрдый – мягкий”.
Встают мальчики, если услышат твёрдый звук [ г].
Встают девочки, если звук мягкий.
Слова: галстук, гитара, гармонь, книга, гиря, глобус, книги, гора, Гена, Галя, гномик, гирлянда.
- Какое женское имя упоминалось в игре? (Галя).
- А сейчас мы вместе с Галей отправимся в лес.
8. Физминутка “Галя шла, шла, шла..”
- Что она собирала в лесу? (Грибы).
- Есть ли здесь звук [г]? В каком месте? (В начале слова).
- Давайте представим, что мы вместе с Галей пошли по грибы.
Галя шла, шла, шла.
Белый гриб нашла.
Раз – грибок, два – грибок.
Положила в кузовок.
(Дети имитируют движения девочки: ходьбу, наклоны).
9. Беседа “Грибы”.
- В стихотворении сказано, что девочка нашла БЕЛЫЙ гриб. Какой он? Как ещё можно назвать его? (Боровик).
- Какие ещё грибы вы знаете? (Названия грибов подкрепляются картинками).
- А все ли грибы можно собирать, кушать?
- Какие грибы вы не советовали бы класть в корзинку? (Кладём картинки съедобных грибов в настоящую корзину).
10. Чтение слогов.
- Вот принесла Галя домой полную корзинку грибов, мама приготовила из них суп.
- Как он называется? (Грибной суп).
- А вечером к ним пришли …(Гости).
И наша буква Г тоже решила пойти в гости в этот дом (показ картинки “дом гласных букв”).
- Кто живёт в этом доме?
- Сначала буква Г встала после гласной буквы А. Читаем слог АГ.
- УГ ОГ ЫГ ЭГ ЯГ ЮГ ЕГ ЁГ ИГ.
- ГА ГО ГЫ ГУ ГЭ ГЯ ГЮ ГЕ ГЁ ГИ.
11. Дифференциация задания по чтению.
“Читающие” дети получают индивидуальные карточки со словами и предложениями. Все остальные читают под руководством учителя слоги на доске.
На доске:
аг ог уг ыг эг
яг ёг юг иг ег
га го гу гы гэ
гя ге гю ги ге
12. Проверка те, кто читал по карточкам.
13. Итог урока.
- Какой звук мы изучали на уроке?
- Что вы запомнили про этот звук?
- Я раздам вам колокольчики, на которых написана буква Г. Его надо раскрасить так, чтобы было понятно какой звук обозначает эта буква.
- Как вы это сделаете? (Половину – синим цветом, половину – зеленым).
- Молодцы, ребята. Этот колокольчик остается у вас в награду за хорошую работу.