Конспект урока по "Обучению грамоте" в 1-м классе. Тема: "Знакомство с согласными звуками [г], [г’]. Буквы Гг"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с согласными звуками [г] , [ г’].
  • Развивать фонематический слух, мышление, связную речь.
  • Познакомить с образом печатной и письменной буквы Гг.
  • Уточнить представления детей о классификации грибов (съедобные и ядовитые), познакомить с названиями распространённых грибов.
  • Обогащать словарный запас.
  • Тренироваться в чтении слогов, слияний букв, слов, предложений.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать культуру поведения на занятии.

Оборудование:

  • Плакат “Веселый алфавит”.
  • Картинки птиц: дятел, сова, гусь, сорока.
  • Плакат с изображением печатной и письменной букв Гг.
  • Картинки из серии “На что похожа буква?”
  • Картинки грибов (съедобных и несъедобных).
  • Корзинка.
  • Индивидуальные карточки со словами и предложениями для “читающих” учеников.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель напоминает детям правила посадки за партой, правила поведения на уроке (поднимать руку для ответа, не выкрикивать с места, не перебивать товарища).

2. Повторение пройденного материала.

Проговаривание алфавита – стихотворения с опорой на плакат.

АБВГДЕЁЖе – прикатили на еже,

ЗИЙКЛМНО – дружно вылезли в окно,

ПРСТУФХа – оседлали петуха,

ЧЦШЩЪЫЬЭЮЯ – вот и все мои друзья.

3. Логическое упражнение “Кто лишний?”.

На доске картинки с изображением птиц:

Дятел     Сова     Гусь      Сорока

- Кто нарисован на этих картинках?

Назовите одним словом. (Птицы).

- Перечислите всех птиц.

- Какая птица здесь лишняя? Почему?

- Опишите гуся (длинная шея, красный клюв, красные лапки с перепонками между пальцев).

- Зачем ему нужны эти перепонки?

- Как подаёт голос гусь? (Га-га-га).

- Значит, что он делает? (Гогочет).

Итак, ребята, сегодня у нас на уроке гостем будет ГУСЬ. Я вам расскажу про него историю. Однажды гусь решил пойти в птичью школу. Первым был урок обучения грамоте. И спросила его строгая учительница:

- С какого звука начинается твоё имя?

Растерялся гусь, не смог ответить на этот вопрос.

Давайте вы поможете ему.

4. Выделение звука г из слова и его характеристика.

- Назовите первый звук в слове “гусь”.

- Произнесём этот звук 3 раза.

- Гласный он или согласный?

- Глухой или звонкий? (Проверим, закрыв руками уши и проговаривая).

- В слове “гусь” он твёрдый или мягкий?

- Итак, подведем итог. Что мы узнали про звук [ г]? (Согласный, звонкий, твёрдый).

- А бывает звук мягким?

- Давайте придумаем ГУСЮ имя, которое начинается с мягкого звука [г’]. (Гена, Герман).

Вот теперь вы сами можете рассказать господину ГУСЮ про этот звук .

Теперь ГУСЮ будет легче учиться в птичьей школе.

5. Физминутка “Летает – не летает”.

6. Знакомство с буквами Гг.

- А кто знает, как выглядит печатная буква Г?

- Напиши на доске.

(На доске появляется плакат с изображением буквы).

- На что похожа буква?

(На доске появляется картинка с изображением кочерги).

А ВОТ ЭТО БУКВА Гэ

СТОИТ ПОДОБНО КОЧЕРГЕ.

- Из каких элементов состоит буква?

- Постройте букву из карандашей.

- Молодцы.

- А сейчас сделайте её из квадратиков.

- Сколько квадратов понадобилось? (7).

7. Игра “Твёрдый – мягкий”.

Встают мальчики, если услышат твёрдый звук [ г].

Встают девочки, если звук мягкий.

Слова: галстук, гитара, гармонь, книга, гиря, глобус, книги, гора, Гена, Галя, гномик, гирлянда.

- Какое женское имя упоминалось в игре? (Галя).

- А сейчас мы вместе с Галей отправимся в лес.

8. Физминутка “Галя шла, шла, шла..”

- Что она собирала в лесу? (Грибы).

- Есть ли здесь звук [г]? В каком месте? (В начале слова).

- Давайте представим, что мы вместе с Галей пошли по грибы.

Галя шла, шла, шла.
Белый гриб нашла.
Раз – грибок, два – грибок.
Положила в кузовок.

(Дети имитируют движения девочки: ходьбу, наклоны).

9. Беседа “Грибы”.

- В стихотворении сказано, что девочка нашла БЕЛЫЙ гриб. Какой он? Как ещё можно назвать его? (Боровик).

- Какие ещё грибы вы знаете? (Названия грибов подкрепляются картинками).

- А все ли грибы можно собирать, кушать?

- Какие грибы вы не советовали бы класть в корзинку? (Кладём картинки съедобных грибов в настоящую корзину).

10. Чтение слогов.

- Вот принесла Галя домой полную корзинку грибов, мама приготовила из них суп.

- Как он называется? (Грибной суп).

- А вечером к ним пришли …(Гости).

И наша буква Г тоже решила пойти в гости в этот дом (показ картинки “дом гласных букв”).

- Кто живёт в этом доме?

- Сначала буква Г встала после гласной буквы А. Читаем слог АГ.

- УГ ОГ ЫГ ЭГ ЯГ ЮГ ЕГ ЁГ ИГ.

- ГА ГО ГЫ ГУ ГЭ ГЯ ГЮ ГЕ ГЁ ГИ.

11. Дифференциация задания по чтению.

“Читающие” дети получают индивидуальные карточки со словами и предложениями. Все остальные читают под руководством учителя слоги на доске.

На доске:

аг ог уг ыг эг

яг ёг юг иг ег

га го гу гы гэ

гя ге гю ги ге

12. Проверка те, кто читал по карточкам.

13. Итог урока.

- Какой звук мы изучали на уроке?

- Что вы запомнили про этот звук?

- Я раздам вам колокольчики, на которых написана буква Г. Его надо раскрасить так, чтобы было понятно какой звук обозначает эта буква.

- Как вы это сделаете? (Половину – синим цветом, половину – зеленым).

- Молодцы, ребята. Этот колокольчик остается у вас в награду за хорошую работу.