Урок москвоведения в 4-м классе начальной школы по теме: "Я — москвич, Москва — мой дом"

Разделы: Начальная школа


Форма проведения: заочная экскурсия.

Цель: обобщить и систематизировать первоначальные знания учащихся об истории возникновения, развития и становления города Москвы.

Задачи:

  • Учить объяснять значение и смысл русских пословиц и соотносить с современной действительностью.
  • Прививать любовь к своему родному городу, развивать желание больше узнать о месте, где дети живут, воспитывать в детях “хозяйское”, заботливое, бережное отношение к своему любимому городу и ко всем его историческим ценностям.
  • Развивать монологическую речь учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

Летом люди часто отправляются в путешествия, ездят друг к другу в гости.Всегда много гостей и в нашем городе. Москва по праву считается одним из самых красивых городов мира. Но человеку, впервые попавшему в Москву, бывает очень трудно. Ведь город наш большой, а хочется увидеть в нем как можно больше интересного и ничего не пропустить.

Как называется специальность людей, которые помогают таким путешественникам?

Сегодня мы попробуем стать экскурсоводами, проведем заочную экскурсию по нашему городу и докажем, что русские пословицы, появившиеся несколько столетий назад до сих пор актуальны для нашей жизни.

3. Работа с пословицами

Москва - всем городам мать.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ученик-экскурсовод подводит итог: Москва – древнейший город нашей Родины. С XIV-XV веков она стала играть руководящую роль, за что ее и прозвали матерью русских городов.

Голос Москвы – матушки за тридевять земель слышен.

Учитель: есть улица Москва в Париже, есть деревушка Москва в Шотландии, пять городов в США имеют название Москва.

Ученик-экскурсовод: Москва – центр общественной жизни, культуры, науки. Слава о Москве летит по всему земному шару. К мнению Москвы прислушиваются.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Ученик-экскурсовод: Москва – красивый город. Кремль, Собор Василия Блаженного, университет имени Ломоносова, Московское метро, стадион в Лужниках – замечательные исторические памятники. Они делают Москву одним из красивейших городов мира.

(Показ иллюстраций)

4. Проведение заочной экскурсии.

А) Как вы думаете, с чего следует начать нашу экскурсию?

Ученик:

Мы с детства запомнили эти слова,
Ведь нету прекрасней и краше,
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.

Пристегнуть ремни, включить контакты, завести мотор. Ж-ж-ж-ж!!!

Мы оказались на Красной площади.

  • Назовите древнее название площади.
  • Что можно увидеть на Красной площади?
  • Правильно, вся Московская земля начинается с Кремля.
  • Назовите год основания Москвы.
  • Кто основатель Москвы?
  • Какой Кремль повелел начать строить Юрий Долгорукий?
  • Из какого камня был построен Кремль при Дмитрии Донском?
  • Что вы знаете о правлении Ивана ?

Информационная справка учителя: А вы знаете, что протяженность стен Кремля более 2 километров, толщина от 3,5 до 6,5 километров, высота от 5 до 19 метров?

Ученик:

  • Сколько башен имеют Кремлевские стены?
  • Над какими башнями горят рубиновые звезды?
  • На какой башне бьют куранты?

Информационная справка учителя: механизм Курантов весит 25 тонн, длина минутной стрелки 3 метра 28 сантиметров, часовой - 2 метра 97 сантиметров.

Ученик:

  • Какие соборы находятся на Соборной площади? (Использование слайдов и видеофрагментов)
  • Наша экскурсия продолжается, и вы видите перед собой Царь-колокол.
  • Кем он отлит?
  • А теперь посмотрите на Царь-пушку.
  • Назовите мастера, изготовившего это орудие.
  • Обратите внимание на великолепное сооружение напротив вас. Это Покровский собор.
  • Как иначе можно назвать Покровский собор?
  • Кто сотворил это архитектурное чудо?

Б) Александровский сад.

Ученик:

Люди всегда чтили своих героев.

За Москву – мать не страшно умирать.

У Кремлевской стены, в Александровском саду, находится еще одно памятное место, связанное с героической страницей истории нашей Родины.

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись….

Информационная справка учителя: Это памятник-комплекс (могила неизвестного солдата), сооружен к 25-летию со дня разгрома гитлеровского войска под Москвой.

  • Что написано на надгробной плите?

В) Ученик:

В Москве есть много памятников, прославляющих город и страну.

  • Назовите их. (использование слайдов)

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

  • Назовите фамилию поэта, написавшего эти строки и название площади на которой установлен памятник этому поэту.
  • Посмотрите на памятник Петру Ильичу Чайковскому.
  • Где он находится? Что вы знаете об этом знаменитом человеке?

Следующий памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Информационная справка учителя: Знаменитый ученый физик, математик, писатель, астроном. Сам начал учебу в 18 лет вместе с девятилетними детьми. Благодаря стараниям Ломоносова был открыт первый в России университет для всех желающих.Теперь МГУ носит имя своего основателя.

Г) Ученик

В Москве огромное количество учебных заведений.

  • А где еще можно получить знания, различные сведения?
  • Как называется главная библиотека города Москвы?
  • А где и как можно проводить свой досуг? (Стадионы, театры, парки)

Д) Ученик

Проявляет заботу о москвичах и мэр нашего города Ю.М. Лужков. Благодаря его стараниям за последнее время отреставрированы Московский зоопарк, Планетарий. Пущена новая станция метро “Парк Победы”.

5. Подведение итогов экскурсии

Ученик

Москвой, что родной матерью, гордятся.

Русский народ гордится своей гостеприимной столицей, так же, как гордятся доброй и отзывчивой матерью. Приветливо встречает Москва приезжающих друзей из других стран.

Учитель: Вы – московские школьники – и это не просто красивые слова, у вас есть большие возможности, для того, чтобы многое узнать и многого добиться в жизни, осуществить свою заветную мечту и принести пользу Родине. Учитесь! Помогите нашей стране стать прекраснее и сильнее!

6. Практическая работа

Задание: вырезать силуэт голубя. Написать свое пожелание для города, свою мечту, пожелания школе. Раскрасить голубя. (Использование фонограммы)

7. Итог урока

Коллективное обсуждение пожеланий и запускание в воздух голубей.