Урок по окружающему миру "Волшебные слова". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о вежливых словах;
  • обогащать их нравственный опыт и продолжать формировать навык правильного поведения в обществе.

Оборудование:

  • учебник А.А.Плешакова (1 класс) “Мир вокруг нас”,
  • С.А. Насонкина “Уроки этикета”,
  • В.Осеева “ Волшебное слово”,
  • С.Погорельский “Попробуй волшебником стать”.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Сообщение темы урока

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с интересной темой. Я вам буду читать фразы, а вы их заканчиваете:

Зеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)

Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: … ( здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы : “Простите,…. (пожалуйста)”

- А теперь посмотрите на доску и скажите как называются такие слова?

Сегодня на уроке мы поговорим об этих удивительных словах.

3. Изучение нового материала

- Раз мы эти слова назвали волшебными, значит они совершают какое-то волшебство, а какое мы узнаем, прочитав рассказ В. Осеевой “Волшебное слово”. (чтение учителя) Слушайте внимательно, чтобы после прочтения вы смогли ответить на вопросы.

- Почему же Лена разрешила Павлику взять ее краски?

- Какое же слово совершило волшебство?

- Волшебником может стать каждый из нас, а вот как нам расскажут ваши товарищи, прочитав стихотворение С. Погорельского “Попробуй волшебником стать” (читают подготовленные ученики).

- Как же можно стать добрым волшебником?

- Какие желания в этом стихотворении исполнились?

- Вы сказали, что эти слова мы называем еще вежливыми.

- Какого человека мы называем вежливым?

- Зачем нам нужны вежливые слова?

- Какие вы еще знаете вежливые слова?

Вежливые слова различаются на слова приветствия и прощания. В древние времена, когда людей было еще мало, они, наверное, очень радовались, встречаясь где-нибудь на дикой тропе. И наверное, поэтому они приветствовали друг друга. А может быть, и не так это было, но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия.

- Откроем книгу “уроки этикету” на стр. 9 и посмотрим на рисунок сверху, как приветствуют друг друга древние люди.

- Разные народы делают это по-разному. (стр.9)

Меняются времена, изменяется и форма приветствия. Посмотрите на рисунок внизу и ответьте на вопрос:

- Как же приветствуют друг друга рыцари?

- Мушкетеры?

- Люди сейчас?

- Какой же мы можем сделать вывод?

Вывод: сам обычай остается и сохранится навсегда.

Но есть такие слова, которыми мы можем приветствовать друг друга. Откройте стр.10 и прочитайте отрывок о слове “здравствуйте”.

- Что же значит это слово?

- Что мальчик говорит маме утром? Прочитайте.

- Что он говорит бабушке?

- Можно ли этого мальчика назвать вежливым?

3. Физминутка

Ребята, мой знакомый из города Добрые слова прислал два письма. Давайте их прочитаем (читают 2 ученика).

1 письмо

Встретил Витю я, соседа
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова…. Извините.

- Чем был огорчен Витя?

2 письмо

Дед про внучку говорил:
Экая досада -
Я портфель ей подарил,
Вижу очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба
Ну сказала бы… спасибо

- Чем был не доволен дедушка?

Не надо забывать про эти добрые слова дома, в школе, на улице. Но важно помнить, что разговаривая по телефону вы так же должны использовать вежливые слова..

5. Работа с учебником

Откроем учебник на стр. 119 и прочитаем диалог между попугаем Ильи и песика Рыжика (дети читают про себя).

- Вам понравился диалог? Почему?

- Какие ошибки допустили собеседники?

Давайте исправим ошибки и прочитаем диалог правильно.

6. Закрепление

Учебник стр. 118.

Задание: перед вами рисунки с разными ситуациями. Вы должны придумать разговоры между героями, используя волшебные слова (работа в парах).

Проверка.

7. Итог урока

- С какими вежливыми словами мы познакомились на уроке?

- Нужны ли нам такие волшебные слова?