Цели урока:
- обобщить знания учащихся о вежливых словах;
- обогащать их нравственный опыт и продолжать формировать навык правильного поведения в обществе.
Оборудование:
- учебник А.А.Плешакова (1 класс) “Мир вокруг нас”,
- С.А. Насонкина “Уроки этикета”,
- В.Осеева “ Волшебное слово”,
- С.Погорельский “Попробуй волшебником стать”.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Сообщение темы урока
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с интересной темой. Я вам буду читать фразы, а вы их заканчиваете:
Зеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: … ( здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы : “Простите,…. (пожалуйста)”
- А теперь посмотрите на доску и скажите как называются такие слова?
Сегодня на уроке мы поговорим об этих удивительных словах.
3. Изучение нового материала
- Раз мы эти слова назвали волшебными, значит они совершают какое-то волшебство, а какое мы узнаем, прочитав рассказ В. Осеевой “Волшебное слово”. (чтение учителя) Слушайте внимательно, чтобы после прочтения вы смогли ответить на вопросы.
- Почему же Лена разрешила Павлику взять ее краски?
- Какое же слово совершило волшебство?
- Волшебником может стать каждый из нас, а вот как нам расскажут ваши товарищи, прочитав стихотворение С. Погорельского “Попробуй волшебником стать” (читают подготовленные ученики).
- Как же можно стать добрым волшебником?
- Какие желания в этом стихотворении исполнились?
- Вы сказали, что эти слова мы называем еще вежливыми.
- Какого человека мы называем вежливым?
- Зачем нам нужны вежливые слова?
- Какие вы еще знаете вежливые слова?
Вежливые слова различаются на слова приветствия и прощания. В древние времена, когда людей было еще мало, они, наверное, очень радовались, встречаясь где-нибудь на дикой тропе. И наверное, поэтому они приветствовали друг друга. А может быть, и не так это было, но почему-то у всех людей на земле есть обычай приветствия.
- Откроем книгу “уроки этикету” на стр. 9 и посмотрим на рисунок сверху, как приветствуют друг друга древние люди.
- Разные народы делают это по-разному. (стр.9)
Меняются времена, изменяется и форма приветствия. Посмотрите на рисунок внизу и ответьте на вопрос:
- Как же приветствуют друг друга рыцари?
- Мушкетеры?
- Люди сейчас?
- Какой же мы можем сделать вывод?
Вывод: сам обычай остается и сохранится навсегда.
Но есть такие слова, которыми мы можем приветствовать друг друга. Откройте стр.10 и прочитайте отрывок о слове “здравствуйте”.
- Что же значит это слово?
- Что мальчик говорит маме утром? Прочитайте.
- Что он говорит бабушке?
- Можно ли этого мальчика назвать вежливым?
3. Физминутка
Ребята, мой знакомый из города Добрые слова прислал два письма. Давайте их прочитаем (читают 2 ученика).
1 письмо
Встретил Витю я, соседа
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте, зря от Вити
Ждал я слова…. Извините.
- Чем был огорчен Витя?
2 письмо
Дед про внучку говорил:
Экая досада -
Я портфель ей подарил,
Вижу очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба
Ну сказала бы… спасибо
- Чем был не доволен дедушка?
Не надо забывать про эти добрые слова дома, в школе, на улице. Но важно помнить, что разговаривая по телефону вы так же должны использовать вежливые слова..
5. Работа с учебником
Откроем учебник на стр. 119 и прочитаем диалог между попугаем Ильи и песика Рыжика (дети читают про себя).
- Вам понравился диалог? Почему?
- Какие ошибки допустили собеседники?
Давайте исправим ошибки и прочитаем диалог правильно.
6. Закрепление
Учебник стр. 118.
Задание: перед вами рисунки с разными ситуациями. Вы должны придумать разговоры между героями, используя волшебные слова (работа в парах).
Проверка.
7. Итог урока
- С какими вежливыми словами мы познакомились на уроке?
- Нужны ли нам такие волшебные слова?