Урок москвоведения во 2-м классе по теме: "Как Москва стала столицей"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: сформировать представление детей о становлении Москвы, как столицы.

I. Образовательные задачи:

  • продолжать знакомить с историей возникновения нашего города;
  • проследить ход превращения города в столицу;
  • знакомить с Московскими князьями, повлиявшими на рост и развитие Москвы.

II. Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к родному городу;
  • уважительное отношение к нашим предкам.

III. Развивающие задачи:

  • расширить кругозор;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать умение правильно, чётко и логично отвечать на вопросы;
  • развивать мышление, память и фантазию;
  • учиться обобщать и выделять главное;
  • развивать диалогическую и монологическую речь.

1. Организационный момент.

Сегодня мы отправимся путешествовать в далёкое прошлое, когда наш город только появился.

2. Повторение пройденного.

Для этого мы должны вспомнить всё то, что знаем о Москве.

За правильный ответ на вопрос я буду давать “звёздочку”. В конце урока посчитаем “звёздочки” у каждого и определим победителя.

Начнём!

  • С именем какого князя связано основание Москвы?
  • Что об этом рассказывает летопись?
  • Чем отличался город от деревни?
  • Как укрепляли города? Зачем?
  • Как произошло название города?

3. Объяснение нового материала.

И вот появился город. А мы знаем, что Москва сейчас не только город, но и столица нашей Родины.

  • А кто сможет объяснить, что такое столица?

(Столица – это главный город страны, где находятся президент и правительство, здесь принимают законы, по которым должны жить все люди в государстве.)

  • А тот город, что основан Юрием Долгоруким, можно назвать столицей?
  • Почему?

(Иллюстрация на доске)

Мы сегодня попробуем проследить, как такой маленький город превратился в столицу.

Москва росла, но всё равно оставалась лишь небольшим городом на окраине Владимиро-Суздальского княжества. Но случилось важное событие для всей Руси.

А какое, вы попробуете догадаться, прослушав музыкальный фрагмент. Закройте глазки, вслушайтесь в музыку и почувствуйте её настроение. Может быть кто-то догадается о том, что случилось на Руси.

(Звучит музыкальный фрагмент (“Половецкие пляски”))

  • Какая музыка: тревожная или спокойная, весёлая или грустная, радостная или печальная?
  • Что представилось вам, слушая эту музыку? (Война)

На Русь напали степные кочевники (татаро-монголы) во главе с ханом Батыем.

Они грабили и жгли русские города, а людей забирали в плен. И называли они себя Золотой ордой.

Войско монголов подошло и к Москве. Все люди от мала до велика встали на защиту родного города. Москвичи ответили, что лучше погибнуть, чем попасть в плен. Полчища Батыя значительно превосходили по численности. В Москве ни кого не осталось в живых.

Прошло не много времени. На опустошенную землю снова пришли люди. Застучали топоры на Боровицком холме.

  • Кто догадается почему холм называется Боровицким? (От названия леса “бор”).

Выросла здесь деревянная крепость. Москва вновь отстроилась (но не раз ещё город после татарских набегов возрождался из пепла).

История возвышения Москвы была долгой и кровопролитной. Началась она с первого истинно Московского князя Даниила Александровича. Он был умным и храбрым. Ему удалось расширить границы своего княжества и присоединить к Москве города Коломну и Переяславль-Залесский (важные для обороны границ княжества и торговли города). Своим покровителем он считал святого Даниила и в его честь основал Свято Данилов монастырь.

  • Что же сделал для Москвы князь Даниил Александрович?

Продолжил дело Даниила Александровича его сын Иван Данилович. Он стал собирать русские земли, как монеты в кошелёк. И носил на поясе небольшой кожаный мешочек, называемый калита.

(Показ кошелька (калиты))

За это ему и дали в народе имя Иван Калита.

Калита понимал, что Русь слаба и не может дать отпор врагу.

  • А кто был врагом Руси?

И стал он регулярно ездить с дорогими подарками в орду. А те за это не нападали на Москву целых 40 лет. За это время город сумел разрастись и окрепнуть.

Ещё одно важное дело совершил Калита. Об этом мы прочитаем в учебнике.

  • Подумайте, что сделал важного для Москвы Иван Калита и кого он пригласил?

Вопросы после чтения:

  • Кого пригласил Иван Калита в Москву?
  • Кто такой митрополит?
  • Где жил Святой Пётр раньше?
  • Что построил Иван Калита по просьбе митрополита Петра?
  • Что предсказал святой Пётр?
  • Cбылись ли его предсказания на сегодняшний день?

С появлением Успенского собора Москва получает более высокий статус. Калита велел построить новую крепостную стену из дуба.

(Иллюстрация на доске)

Поможем им в этом.

(Физкультминутка:

дети повторяют за учителем движения, эмитирующие строительство стены.)

Ну-ка вместе, ну-ка дружно!

Стену нам построить нужно

Не простую - крепостную!!!

  • Что сделал для Москвы Иван Калита?

Строился дубовый кремль на века, а простоял 30 лет.

  • Как вы думаете, почему?

Ответим на этот вопрос после чтения стихотворения.

Сорок лет земель Московских
Не топтал татарский конь,
Но у старых стен кремлёвских
Был опасный враг – огонь.
Как в засушливое лето
Дым закрутится седой
В слободе за слободой.
Тын за тыном, дом за домом,
По лугам, по хоромам
Запылает вся Москва,
Как в печи горят дрова.

Что могли придумать москвичи?

  • А что они придумали, вы поймёте, прослушав окончание стихотворения.

И из города Коломны
На Москву возы ползут.
Для кремля с каменоломни
Возит камень русский люд.
И былой стене на смену
Строит каменную стену
Небывалой красоты
Внук Ивана Калиты. Н. Кончаловская

В ту пору правил в Москве Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты. Он то и и построил вместо дубовых стен, стены из белого камня. И стал кремль называться белокаменным.

Иллюстрация на доске

Между тем Русь набралась сил и задумал князь Дмитрий Иванович открыто сразиться с врагом. Призвал он в Москву ратников из разных городов. Отправились русские воины на Куликово поле, где речка Непрядва впадает в Дон. Сейчас прозвучит музыка, а вы, по её характеру определите кто победил в сражении.

Звучит музыкальный фрагмент (по выбору учителя)

  • Победил ли русский народ или нет?

После этой победы и получил Дмитрий Иванович прозвище Донской.

  • Что сделал Дмитрий Донской для Москвы?

Но окончательно победить и покончить с врагом удалось только через 100 лет при правлении Ивана III. Он совсем перестал ездить в Орду с дорогими подарками. Когда приехали ордынские послы, то князь ханскую грамоту изорвал, а послов велел казнить. Так стала Русь свободным государством, а себя Иван III стал именовать Государём всея Руси. Москву следовало украсить в соответствии с её столичным статусом. И Иван III приглашает из Италии строителей, которые на месте белокаменных стен возводят стены из красного кирпича.

(Иллюстрация на доске)

Те самые, что и стоят и поныне. И в самом кремле возводит новые белокаменные терема и соборы.

  • Можно ли этот город, при Иване III, назвать столицей?
  • И почему?
  • Что сделал Иван III для Москвы?

4. Первичное закрепление.

Задание №1.

Тетрадь к учебнику, стр.11.

Задание №2.

Каждому ряду нужно составить из нескольких частей фрагмент крепостной кремлевской стены (для 1-го ряда – деревянной, для 2-го ряда – белокаменной, для 3-го ряда – краснокирпичной).

Карточку с изображением дети получают за правильный ответ.

Какой ряд ответит на все вопросы правильно и быстрее соберёт свою картинку, тот и победил.

Вопросы для задания:

  • Что такое столица?
  • Чем отличается Москва при Юрии Долгоруком от Москвы при Иване III?
  • Какое прозвище дали москвичи Ивану Даниловичу и почему?
  • Как назывался главный священнослужитель на Руси? Кто был им при Иване Калите?
  • Почему деревянные стены кремля простояли недолго?
  • Как Иван Калита вёл себя с ордынцами?
  • Какое прозвище дали Дмитрию Ивановичу и за что?
  • Что делали татаро-монголы на Русской земле?
  • Как звали князя, который построил белокаменный кремль?
  • При каком князе Русь окончательно освободилась от набегов татар?
  • Как Иван III обошёлся с ордынскими послами?
  • Каким титулом стал именовать себя Иван III?

5. Итог урока.

  • Какие великие люди помогли Москве приобрести статус столицы.