Цели урока:
- закрепить и обобщить знания о глаголе (числе, времени, спряжении, видах);
- закрепить умение распознавать части речи.
Оборудование:
- рисунки,
- схемы глаголов,
- плакат-карта.
Ход урока
1. Вступительная беседаРебята! Сегодня у нас не простой урок, а урок-путешествие. Отправимся мы в сказочную страну - Глаголию, поплывем на корабле с дядюшкой Глаголем (на доске плакат-карта). Чтобы нам попасть в эту страну, Вам надо будет вспомнить все, что вы знаете о глаголе. По пути нам придется останавливаться на каждом острове и выполнять задания, которые нам предложат друзья дедушки Глагола. Но для начала нам всем необходимо попасть на корабль. Он тоже волшебный. Если вы ответите на мой вопрос правильно, то мы сможем отплыть в сказочную страну:
Что такое глагол?
2. Закрепление понятия о глаголе
Вход на корабль открыт. Мы отправляемся в путешествие.
Глагол - настоящий богатырь среди частей речи. Он имеет: лицо, время, вид, спряжение, наклонение. Никакая другая часть речи не имеет столько форм. Глагол и работник хороший. Всегда при деле, всегда с кем-то связан. Итак, наш корабль добрался до первого острова. Давайте посмотрим, что нам надо здесь сделать.
3. Закрепление понятия о совершенном и несовершенном видах глагола
Итак, на какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида? Я вам по секрету расскажу, что дедушка Глагол любит всегда быть красивым (показывается рисунок).
А на какой вопрос отвечает глагол несовершенного вида? А теперь выполним задание. Если мы его выполним, то сможем плыть дальше. Я вам буду сейчас читать слова, а вы в первый столбик будете записывать слова совершенного вида, а во второй столбик - несовершенного вида:
сварил, думал, шумел, потрудился, устал, катался.
(Проверка)
4. Закрепление понятия о неопределенной форме глагола
Подплываем ко второму острову. На нем живет подруга дедушки Глагола. А называют ее - Неопределенной форма. На какой вопрос отвечает глагол в неопределенной форме? Из этих слов вы должны изменить и записать глаголы в неопределенной форме:
- Дежурный
- Мороз
- Желтый
- Рисунок
(Все эти слова на доске).
5. Закрепление понятия о времени глаголаПлывем дальше. Вот и третий остров. Живут здесь три брата дядюшки Глагола - Времена. Какие времена глагола вы знаете? На какие вопросы они отвечают? Вы уже знаете, какой глагол бывает красивый. На доске он нам написал рассказ о том, что с кем однажды произошло. Прочитаем.
Я пошел на рынок. Выбрал себе красивую шляпку. Торговался с продавцом, отсчитывал деньги. И, наконец, купил себе бейсболку.
В каком времени написан рассказ? Назовите глаголы, показывающие это время. А сейчас вам надо будет записать этот рассказ в тетрадь, но в настоящем времени. Но, прежде, вспомним, на какие вопросы отвечает глагол в настоящем времени? На какие вопросы отвечает глагол в будущем времени? Прочитаем наш текст в будущем времени (устно).
6. Изменение глагола по лицам и числамМолодцы, нам пора в путь. Вот и четвертый остров. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
Речь идет о лицах и числах. Дедушка Глагол хочет знать, хорошо ли вы знаете числа и лица. Слушайте задание: измените глагол прыгать по лицам и числам в настоящем времени. Аналогично с глаголом считать.
-А как изменяются глаголы в прошедшем времени? Правильно, по числам. Измените глагол мечтал по числам (устно). В каком числе изменяются по родам? Запишите в тетрадь глагол прилетать и измените его по родам (работа в тетрадях).
7. Спряжение глаголаИ с этим вы справились. Этот остров вам под силу, а впереди пятый остров, где живут царь и его два сына. Послушайте рассказ, а потом ответьте мне на вопрос: О чем этот рассказ?
Было у царя два сына: Первое спряжение и Второе спряжение. Призвал однажды их к себе царь и говорит: “Стар я стал. Трудно мне управлять государством. Пришло время заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как царствовать”. Думали два брата и решили. Второе спряжение будет править теми, которые оканчиваются на – ить, а Первое спряжение всеми остальными. Пришли они к царю-отцу и рассказали ему о своем решении. Царь выслушал их и издал указ. Но весть эта не всех обрадовала. Получилось так, что одна семья оказалась в двух разных городах. И пришла она к царю с просьбой.
Милостивый государь, помоги нам.
Что случилось? - отвечал царь.
Наши родители остались в одном городе, а мы в другом. Скажи, как нам быть?
Рад бы помочь вам, - говорит царь, - но не могу нарушить свой указ.
Смилуйся, государь, сделай исключение.
Не смог устоять царь перед их просьбой и сделал для них исключение. [1]
Вот такой случай произошел с жителями этого царства. Теперь ответьте на вопросы:
- О чем это рассказ?
- О каких двух сыновьях говорится в этом рассказе?
- Какие окончания имеют глаголы первого спряжения?
- Какие окончания имеют глаголы второго спряжения?
- Какие глаголы оказались сразу в двух городах? Назовите их.
Молодцы, оказывается, вы все знаете.
Итог урока
- Ребята, посмотрите, пока мы с вами отвечали на вопросы и выполняли задания последнего острова, наш корабль почти доплыл до страны Глаголии. Но прежде, чем мы вплывем в нее, дедушка Глагол хочет, чтобы мы еще раз вспомнили:
- Что такое глагол?
- Какие два вида глагола вы знаете?
- Как может изменяться глагол?
Молодцы! Дедушка Глагол просил передать, что ему очень понравилось, как вы справились со всеми заданиями на каждом острове.
Список литературы
1. В.Волина, “Учимся играя”, изд. “Новая школа”, г. Москва, 1994 г.