Развитие интеллектуальных способностей детей методами создания проблемных ситуаций на уроках

Разделы: Начальная школа


С начала 90-х годов в Российской Федерации остро возникла необходимость обновления начального образования. На первый план выдвинулась функция обучения, обеспечивающая становление полноценной личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных способностей, в первую очередь за счет повышения его осознанного, активного участия в осуществлении учебного процесса, усиления личностного начала, повышения творческой активности детей.

Успешное решение указанных выше задач стало возможно исключительно путем применения инновационных систем развивающего обучения. На сегодняшний день на повестку дня встал вопрос о синтезе старой традиционной и инновационных развивающих систем. Но педагоги-практики выступают против радикального разрыва между традиционной системой и системой развивающего обучения. С этой точки зрения уроки развития интеллектуальных способностей методами создания проблемных ситуаций на уроках, очень эффективны, поскольку в этой методике сохраняются все основные этапы традиционного урока. Более того, она предназначена для использования в традиционной системе обучения и нацелена на обеспечение ее развивающей направленности. Новизна методики преподавания заключается в последовательном регулярном использовании таких методических средств, которые способствуют становлению логического мышления, сочетаемых с повышенной речевой активностью, а также за счет непосредственного участия детей в планировании учебного процесса, в составлении учебных заданий, формулировании обобщений, выводов. Уроки построены так, что дети сами формулируют тему и цели урока. Они не получают знания в готовом виде, а овладевают ими самостоятельно и даже сами формулируют задания. На каждом этапе такого урока у детей одновременно развивается внимание, память, речь, логическое мышление. Этим качествам придавал огромное значение основатель русской педагогической психологии К.Д. Ушинский в своей книге “Человек как предмет воспитания”. Он подчеркивал, что ребенок может мыслить только вслух, отсюда необходимо развивать речь. А все приемы, направленные на развитие этих качеств ребенка, способствуют его интеллектуальному развитию.

Другая немаловажная особенность этой методики – это обеспечение высокой степени самостоятельности в учебном процессе, но это отнюдь не отменяет руководящую роль учителя, но делает ее менее заметной. Именно в этом случае ученик получает полноценную возможность не только обретать новые знания, но и раз за разом относительно самостоятельно проходить сам путь познания, испытывая каждый раз радость открытий.

Жан-Жак Руссо писал: “Ребенок может делать все, что он хочет, но хотеть он должен того, что хочет воспитатель”. Это высказывание как нельзя лучше передает всю суть методики интеллектуального развития младших школьников на уроках.

Практическое применение этой методики попробую показать в разработке урока чтения в 3-ем классе.

3-й класс.

Чтение.

Тема: Владимир Леонидович Дуров “Наша Жучка”.

Цели:

  • познакомить с произведением В.Л. Дурова “Наша Жучка”;
  • научить правильно и выразительно читать; анализировать
  • произведение.

Оборудование:

  • портрет В.Л. Дурова,
  • картина с изображением театра зверей “Уголок Дурова” в Москве,
  • разноцветные квадратики с буквами и разноцветные геометрические фигуры.

Ход урока

2. Организационный момент.

1. Мобилизующий этап:

На доске разноцветные геометрические фигуры, соответствующие определенным литературным жанрам, детям предлагается внимательно посмотреть в течение одной минуты и закрыть глаза, в это время учитель добавляет еще один символ.

У. Что изменилось?

Д. Появился еще один символ.

У. Что обозначает этот символ?

3. Актуализация знаний.

У. Ребята, дома вы еще раз читали рассказ В.И. Белова “Про Мальку”, есть ли на доске символ, который соответствует жанру этого рассказа? (Нет).

У. А какой символ нужно добавить? (Коричневый квадрат).

У. Что он обозначает? (Рассказ о животных).

У. Как вы думаете какие чувства заставили Мальку броситься в холодную воду? (Материнские).

У. Ребята, ведь чувства есть не только у человека, но и у животных. Но они лишены дара речи и не могут выражать свои чувства. Я думаю, что вы в этом убедитесь, познакомившись новой темой нашего урока.

4. Подготовительный этап, формулировка темы и целей урока.

(По всей доске разбросаны разноцветные буквы, тема урока закрыта разноцветными квадратами, соответствующими буквам темы урока. Вместо имени писателя – шифр

ВЛА-ДО-ДИ-ВИЧ-МИР-ДУ-ЛЕОНИ-РОВ).

У. Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением необычного автора, фамилию, имя и отчество которого вам предстоит расшифровать.

(После расшифровки, фамилия пишется на доске.)

У. А почему он необычный автор?

(Выслушиваются несколько предположений детей, после этого знакомство с биографией автора).

У. А познакомимся мы с произведением, название которого вы видите на доске, подумайте, что же могут обозначать эти квадратики? (Дети соотносят цвет квадратиков с соответствующим цветом буквы. После расшифровки квдратики переворачиваются и дети читают название произведения).

У. А над чем мы будем работать на уроке?

(На доске запись: “Цель:

1. _____________

2______________

3.______________

Дети формулируют цель урока.)

У. Отталкиваясь от темы урока предположите, о чем это произведение? (Высказывания детей).

У. А теперь прослушайте песню Владимира Шаинского “Пропала собака”, может быть эта песня вам подскажет содержание темы? Предположите каким образом содержание песни может быть связано с содержанием рассказа? (Высказывания детей: песня о собаке, грустная).

У. Да, ребята, произведение, с которым мы сегодня познакомимся тоже о собаке и тоже грустная. А все-таки о чем оно?

Может быть эти слова вам подскажут?

5. Словарния работа.

МАР-ШИ-РО-ВА-ЛИ, НАД-ЗИ-РА-ТЕЛЬ, Е-ДИ-НО-ГЛАС-НО, ГИМ-НА-ЗИ-ЧЕС-КУ-Ю, ОГ-ЛЯ-ДЫ-ВА-ЯСЬ,ПО-ЧУВСТ-ВО-ВАВ,ДРАС-СИ-РО-ВАТЬ, ПО-ВИЗ-ГИ- ВА-НИ-ЕМ.

У. Ну как? Слова вам ничего не подсказали?

У. А правильную версию вы узнаете, если сможете восстановить эти слова, написанные на доске, но здесь буквы рассыпались, попробуйте собрать и вы узнаете о чем это произведение.

(Дети пытаются восстановить слова, как правило, восстанавливают без особого труда).

У. Ребята, это произведение о жестокости и жалости одновременно.

6. Первичный синтез.

У. Прослушайте внимательно и определите жанр этого

произведения. (Чтение учителем текста).

У. К какому жанру относится это произведение? (Рассказ.)

У. Почему вы так думаете? (Потому что рассказ – это литературный жанр, небольшой по объему, в котором изображается эпизод из жизни героя).

У. Дети, вы очень хорошо слушали, думаю, поняли содержание рассказа, но все же мне хочется проверить, все ли поняли? Для этого я вам скажу несколько утверждений, если вы посчитаете это правильным, поставьте в тетради цифру 1, а если нет, то 0.

(Учитель читает несколько правильных и ошибочных утверждений по содержанию рассказа, дети составляют в тетради шифр, выслушиваются несколько высказываний детей, затем учитель читает правильный ответ, например: 00101).

7. Физминутка.

У. Ребята, я буду называть вам качества человека, если вы услышите отрицательное качество, приседаете, а если положительное, то встаете и поднимаете кверху руки. Учитель называет качества, останавливается на отрицательном и предлагает: “Для того чтобы встать вам надо назвать положительное качество человека, которые я не называла”. Дети по очереди называют положительное качество и встают.

8. Вторичный синтез (чтение детьми).

(На доске шуточные рисунки с изображением различных состояний человека).

У. Ребята, один из этих шуточных рисунков напоминает одного из героев рассказа, попробуйте догадаться кого я имею ввиду?

(Дети без особого труда выбирают рисунок, напоминающий отрицательного героя).

У. Посмотрите на слова, написанные на доске и скажите какое качество не подходит этому герою и я сразу это уберу.

(На доске написаны слова: бессердечный, добрый, жестокий, злой, отзывчивый, недоброжелательный, эгоистичный, справедливый.

Дети отбирают слова, обозначающие положительные качества, эти слова учитель убирает, остаются те слова, которые характеризуют отрицательного героя).

У. Ребята, можно ли назвать этого героя внутренне красивым человеком? (Нет).

У. Ребята, почему никто не хотел быть палачом? (Это трудно поднять руку на беззащитное животное, тем более убить его).

9. Работа в группах.

(Класс делится на три группы, каждой группе дается один из вопросов по заранее подготовленному учителем плану, дети находят отрывки из текста).

У. Прочитайте слова, при помощи которых автор передает состояние героев (дети находят в тексте цитаты, которые характеризуют героев).

10. Итог урока.

У. Так в чем же заключается самая главная мысль рассказа, которая и явилась причиной того, что Владимир Леонидович Дуров стал дрессировщиком. (Он увидел, что собака не помня зла, ласкается к нему, и навсегда полюбил животных).

У. Ребята, факт добра может увести человека из мира жестокости, в мир любви, навсегда изменить отношение к окружающему миру.

11. Домашнее задание.

У. Еще раз прочитайте рассказ и подумайте какое решение приняли бы вы в такой ситуации.

12. Учитель раздает ученикам, которые получили отметки, карточки, и предлагает узнать самому оценку зачеркнув:

1) повторяющиеся буквы;

2) все гласные, кроме “о”.