Обобщающее занятие в 7-м классе на тему: "Путешествие в мир химических элементов и веществ"

Разделы: Химия


Цели и задачи:

  • отработать умения различать химические элементы;
  • актуализировать знания о классификации элементов, разделение смесей;
  • продолжить развитие:

а) речевых навыков,
б) наблюдательности
в) умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету через необычную форму проведения занятия, детской фантазии и представлений.

  • создать условия для воспитания желания активно учиться с интересом, без принуждения и перегрузок.

Методы и приемы:

  • индивидуальная работа с карточками
  • чтение вслух формул и названий элементов, содержащихся в водопроводной воде, окружающей среде, овощах
  • работа с магнитной доской
  • конспектирование материала
  • лабораторный эксперимент
  • домашний эксперимент
  • работа с раздаточными таблицами, схемами
  • отгадывание кроссворда, загадок и т.д.

Оборудование и реактивы: пробирки, держатели для пробирок, воронка, песок, железные опилки, снег, вода, делительная воронка, стакан, магнит, спиртовка, спички.

Оснащение:

  • карточки с формулами элементов (для учащихся)
  • магнитная доска
  • карточки с формулами элементов на магнитах
  • таблица с изображением овощей и грибов
  • таблица “Содержание элементов в окружающей среде и организме человека”
  • кроссворд по названию лабораторного оборудования
  • карточки “Крестики-нолики”
  • карточки с названиями и формулами элементов (для задания “Найти соответствие”)
  • цветные карточки для определение эмоционального состояния учащихся
  • вопросы рефлексии
  • предметы изготовленные из различных веществ (мяч, игрушка и т.д.)

Ход урока:

Учитель. Ребята, сегодня я вас приглашаю совершить “Путешествие в мир химических элементов и веществ”. Давайте представим, что мы сели на корабль под названием “Вещества”. Вы будете пассажирами и расположитесь по командам. Я буду капитаном, а еще у нас будет штурман, который укажет наш маршрут. А ваши тетради пусть превратятся в “путевые дневники”. Согласны? Хорошо. Но в начале проверим с каким настроением и запасом знаний вы готовы к путешествию. Определите общее настроение в своей команде и поднимите карточку красную, если настроение радостное, желтую – приятное, синюю – грустное, черную – трудно сказать (плохое). Химическую разминку проведет штурман, но вначале вспомним, что такое вещество? Штурман показывает вам тело, а вы определите вещество, из которого оно изготовлено (мяч, игрушка т.д.)

Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Тогда в путь! Начнем с “путевых дневников”. Запишите в тетрадях: “Записи в путевом дневнике о путешествии в мир элементов и веществ”

Этапы путешествия:

1

(записываем пункты, в которых побывали)

2

3

Штурман. Капитан! Мы попали в поток Кроссвордов.

Капитан. Сообщение принято. Отметим в путевых дневниках: 1. Поток Кроссвордов. На столах у каждой команды лежит кроссворд и, только разгадав его, мы можем двигаться дальше. Ключевым словом является название оперы известного русского химика и композитора А.П. Бородина (рисунок 1).

Штурман. Капитан! Кажется, нас ждут неприятности: мы попали на рифы Формул.

Капитан. Сообщение принято. Отметим в дневниках: 2. Рифы Формул. Их необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. Кто отважится быть проводником на рифах Формул и расправиться с формулами на магнитной доске (Найти соответствие между названием и формулой элемента) (рисунок 2).

Пассажирам разложить карточки с элементами перед собой и лист №1 (рисунок 3). Один из пассажиров называет элементы, которые содержатся в овощах, а остальные поднимают карточку с символом данного элемента. В водопроводной воде содержатся примеси некоторых элементов, о чем свидетельствует накипь на стенках чайников. И избыточное содержание некоторых из них вызывает заболевание. Я называю элемент, содержащийся в водопроводной воде, а вы поднимаете нужную карточку.

Штурман. На горизонте море Звука.

Капитан. Под цифрой 3. Море Звука. Я показываю элемент,и по взмаху моей руки мы будем все вместе называть элемент (идет отработка речевых навыков). Положите перед собой таблицу №2 (рисунок 4). На ней указаны элементы, содержащиеся в окружающей среде и входящие в состав организма человека. Вместе со штурманом перечислите эти элементы по часовой стрелке (хором), а затем их произношение.

Штурман. На горизонте остров Безопасности.

Капитан. Запишите в дневниках 4. Остров Безопасности.

– Каковы правила работы со спиртовкой.

– Каковы правила ТБ при нагревании.

Пока мы бродили по острову, немного устали. Давайте отдохнем, наберемся сил. Кругом растут экзотические растения, с ветки на ветку прыгают обезьянки. Давайте понаблюдаем за одной из них. (Звучит музыка – шум моря, тренажер для глаз).

Штурман. Корабль держит курс к реке Экспериментальной.

Капитан. Прошу пассажиров сделать пометку в тетрадях: 5. Река Экспериментальная. Вы знаете, что вещества входят в состав различных смесей.

Какие бывают смеси?

По инструкции выполняете практическую работу, и затем командир или кто-нибудь из команды подведет итог своей работы (рисунки 5 и 6).

Давайте проверим результаты домашней практической работы:

  1. Нужно было выяснить, является ли молоко смесью?
  2. Одним из способов разделения смесей является экстракция.
  3. Хроматоргафией тоже можно разделить смесь:
  • бумажная
  • крахмальная

(С отчетом выступают 4 учащихся).

Капитан. Штурман! Взять курс к последнему пункту нашего маршрута. Пассажирам его отметить его в “путевых дневниках”.

Штурман. Последний пункт маршрута – 6. Водопад Веществ. Отгадайте, о каких веществах идет речь? (Штурман загадывает загадки об углероде, водороде и других элементах). Игра “Крестики-нолики”.

Капитан. Уважаемые пассажиры! Наше путешествие в мир элементов и веществ по маршруту: поток Кроссвордов, рифы Формул, море Звука, остров Безопасности, река Экспериментальная, водопад Веществ – подошло к концу. С каким настроением вы заканчиваете путешествие? (Учащиеся поднимают карточки определенного цвета). Спасибо вам за то, что вы с интересом участвовали в приключениях и достойно проявили себя в неожиданных ситуациях. И вы все сегодня заслужили звание “Самый умный” и “Самый любознательный”. (Штурман раздает медали)

Рефлексия.

Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы делали на уроке. А теперь выполните тест. Листочки не подписывайте. Если согласны с утверждением, то ставьте около него “+”:

  1. Я узнал(а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над чем подумать.
  4. На уроке я поработал(а) добросовестно.
  5. Мне было интересно.

Поднимите руки те, кто поставил 5 “+”, 4 “+”, 3 “+”. (Это оценка за урок учителю)