Цели и задачи:
- отработать умения различать химические элементы;
- актуализировать знания о классификации элементов, разделение смесей;
- продолжить развитие:
а) речевых навыков,
б) наблюдательности
в) умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету через необычную форму проведения занятия, детской фантазии и представлений.
- создать условия для воспитания желания активно учиться с интересом, без принуждения и перегрузок.
Методы и приемы:
- индивидуальная работа с карточками
- чтение вслух формул и названий элементов, содержащихся в водопроводной воде, окружающей среде, овощах
- работа с магнитной доской
- конспектирование материала
- лабораторный эксперимент
- домашний эксперимент
- работа с раздаточными таблицами, схемами
- отгадывание кроссворда, загадок и т.д.
Оборудование и реактивы: пробирки, держатели для пробирок, воронка, песок, железные опилки, снег, вода, делительная воронка, стакан, магнит, спиртовка, спички.
Оснащение:
- карточки с формулами элементов (для учащихся)
- магнитная доска
- карточки с формулами элементов на магнитах
- таблица с изображением овощей и грибов
- таблица “Содержание элементов в окружающей среде и организме человека”
- кроссворд по названию лабораторного оборудования
- карточки “Крестики-нолики”
- карточки с названиями и формулами элементов (для задания “Найти соответствие”)
- цветные карточки для определение эмоционального состояния учащихся
- вопросы рефлексии
- предметы изготовленные из различных веществ (мяч, игрушка и т.д.)
Ход урока:
Учитель. Ребята, сегодня я вас приглашаю совершить “Путешествие в мир химических элементов и веществ”. Давайте представим, что мы сели на корабль под названием “Вещества”. Вы будете пассажирами и расположитесь по командам. Я буду капитаном, а еще у нас будет штурман, который укажет наш маршрут. А ваши тетради пусть превратятся в “путевые дневники”. Согласны? Хорошо. Но в начале проверим с каким настроением и запасом знаний вы готовы к путешествию. Определите общее настроение в своей команде и поднимите карточку красную, если настроение радостное, желтую – приятное, синюю – грустное, черную – трудно сказать (плохое). Химическую разминку проведет штурман, но вначале вспомним, что такое вещество? Штурман показывает вам тело, а вы определите вещество, из которого оно изготовлено (мяч, игрушка т.д.)
Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Тогда в путь! Начнем с “путевых дневников”. Запишите в тетрадях: “Записи в путевом дневнике о путешествии в мир элементов и веществ”
Этапы путешествия: |
1 |
(записываем пункты, в которых побывали) |
2 |
||
3 |
Штурман. Капитан! Мы попали в поток Кроссвордов.
Капитан. Сообщение принято. Отметим в путевых дневниках: 1. Поток Кроссвордов. На столах у каждой команды лежит кроссворд и, только разгадав его, мы можем двигаться дальше. Ключевым словом является название оперы известного русского химика и композитора А.П. Бородина (рисунок 1).
Штурман. Капитан! Кажется, нас ждут неприятности: мы попали на рифы Формул.
Капитан. Сообщение принято. Отметим в дневниках: 2. Рифы Формул. Их необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. Кто отважится быть проводником на рифах Формул и расправиться с формулами на магнитной доске (Найти соответствие между названием и формулой элемента) (рисунок 2).
Пассажирам разложить карточки с элементами перед собой и лист №1 (рисунок 3). Один из пассажиров называет элементы, которые содержатся в овощах, а остальные поднимают карточку с символом данного элемента. В водопроводной воде содержатся примеси некоторых элементов, о чем свидетельствует накипь на стенках чайников. И избыточное содержание некоторых из них вызывает заболевание. Я называю элемент, содержащийся в водопроводной воде, а вы поднимаете нужную карточку.
Штурман. На горизонте море Звука.
Капитан. Под цифрой 3. Море Звука. Я показываю элемент,и по взмаху моей руки мы будем все вместе называть элемент (идет отработка речевых навыков). Положите перед собой таблицу №2 (рисунок 4). На ней указаны элементы, содержащиеся в окружающей среде и входящие в состав организма человека. Вместе со штурманом перечислите эти элементы по часовой стрелке (хором), а затем их произношение.
Штурман. На горизонте остров Безопасности.
Капитан. Запишите в дневниках 4. Остров Безопасности.
– Каковы правила работы со спиртовкой.
– Каковы правила ТБ при нагревании.
Пока мы бродили по острову, немного устали. Давайте отдохнем, наберемся сил. Кругом растут экзотические растения, с ветки на ветку прыгают обезьянки. Давайте понаблюдаем за одной из них. (Звучит музыка – шум моря, тренажер для глаз).
Штурман. Корабль держит курс к реке Экспериментальной.
Капитан. Прошу пассажиров сделать пометку в тетрадях: 5. Река Экспериментальная. Вы знаете, что вещества входят в состав различных смесей.
Какие бывают смеси?
По инструкции выполняете практическую работу, и затем командир или кто-нибудь из команды подведет итог своей работы (рисунки 5 и 6).
Давайте проверим результаты домашней практической работы:
- Нужно было выяснить, является ли молоко смесью?
- Одним из способов разделения смесей является экстракция.
- Хроматоргафией тоже можно разделить смесь:
- бумажная
- крахмальная
(С отчетом выступают 4 учащихся).
Капитан. Штурман! Взять курс к последнему пункту нашего маршрута. Пассажирам его отметить его в “путевых дневниках”.
Штурман. Последний пункт маршрута – 6. Водопад Веществ. Отгадайте, о каких веществах идет речь? (Штурман загадывает загадки об углероде, водороде и других элементах). Игра “Крестики-нолики”.
Капитан. Уважаемые пассажиры! Наше путешествие в мир элементов и веществ по маршруту: поток Кроссвордов, рифы Формул, море Звука, остров Безопасности, река Экспериментальная, водопад Веществ – подошло к концу. С каким настроением вы заканчиваете путешествие? (Учащиеся поднимают карточки определенного цвета). Спасибо вам за то, что вы с интересом участвовали в приключениях и достойно проявили себя в неожиданных ситуациях. И вы все сегодня заслужили звание “Самый умный” и “Самый любознательный”. (Штурман раздает медали)
Рефлексия.
Закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы делали на уроке. А теперь выполните тест. Листочки не подписывайте. Если согласны с утверждением, то ставьте около него “+”:
- Я узнал(а) много нового.
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На уроке я поработал(а) добросовестно.
- Мне было интересно.
Поднимите руки те, кто поставил 5 “+”, 4 “+”, 3 “+”. (Это оценка за урок учителю)