Урок русского языка по теме: "Формообразование. Словообразование"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Совершенствовать знания роли значимых частей слова в словообразовании. Их роль в лексическом значении слов.
  2. Отработать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического, толкового, словообразовательного словарей.
  3. Учить высказывать свои мысли в виде творческих сочинений. Использование материала детских сочинений в качестве содержания учебного материала данного урока.
  4. Формировать лингвистическую речь. Активизировать словарный запас детей.

Ход урока:

Учитель: Мы долго ждали этого момента. Показываем урок для гостей и для себя, потому что нам этот урок еще нужно и прожить. А начинали проживать его с вами на предыдущем уроке, упражнение было №84. Откройте, пожалуйста, учебники задание: “С соседом (или соседкой) по парте напишите как можно больше слов с суффиксами, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение. Начните со своих имен”. У нас с вами, конечно же, не было времени разобрать задание. Вот образовалось 7 групп (парами). Я вас ограничивала во времени. Сколько времени я вам давала?

Дети: 5-7 минут.

Учитель: Я вам прибавила до 10 минут. Как сначала мы выполняли это задание?

Дети: На черновик.

Итак, группа “Тимурчик и Алиночка”. Вы написали 10 слов с суффиксами: бабушка, домик, зубик, избушка, котенок, зайчик, тетрадочка, портфельчик. Как замечательно, правда?! Мы усложнили задание, и дети попытались выделить суффикс, который они выбирали.

Разбор слова зайчик вызвало сомнение. Может этой группе поможет класс? Ребятки, в слове зайчик суффикс –чик или –ик? Давайте, послушаем слово заяц. Нет кого? Зайца. Доволен кем? Зайцем.

Какая основа у этого слова? Дети: Заяц.
Учитель: А в слове? Дети: на –ч-.
Учитель: Какой корень? Дети: Зайч!
Учитель: Что слышите в корне?! Дети: Чередование ч/ц.
Учитель: Значит, какой суффикс в слове зайчик?! Дети: Ик!
Учитель: Смотрим группу “Дианочка и Рустамушка”. (Дети смеются).

Учитель: Как Рустам себя ласково назвал. Все слова читать не буду, их 19! (Избушечка, дороженька, бабуленька, дедуленька, столик, стульчик, магазинчик, подруженька, грибочек, досочка, картиночка, курточка, шапочка, шарфик, ведерочко, книжечка, линеечка). Больше?! Прочитаем хором, какие ребята использовали суффиксы: очк, ушк, ечк, еньк, ик, чик, оч, ек.

Дети читают хором.

Учитель: Замечательно!

Берем другую группу: “Танюшка и Тимурчик”. 20 слов составили. (Бабулечка, бабушка, дедушка, домишко, картошечка, окошечко, стульчик, носик, столик, березонька, тряпочка, занавесочка, домовеночек, замочек, растеньице, учебничек, картиночка, помидорчик). Такая проблема была, бегали за словообразовательным словарем, с каким словом “помучились?”.

Дети: Домовеночек.

Учитель: От какого слова образовывали? Какие родственные слова подбирали?

Дети: Дом, домовой: суффикс –ов-; домовенок –енок_; домовеночек – ек

Учитель: А в слове бабулечка суффикс – ечк-, а это что –л-? Многие написали слово бабушка, бабулечка, любите своих бабушек! От какого слова образовано это слово?!

Дети: Баба, бабы, бабой. Корень –баб-.

Учитель: Значит, какой еще суффикс?

Дети: -ул-!

Учитель: 20 слов составили. Молодцы! Группа “Полиночка и Алиночка” хорошо поработали. 23 слова образовали! (Веревочка, тропинка, бантик, пирожок, домик, дворик, карандашик, буковка, пуговка, книжечка, бабушка, дедушка, внученька, маленький, линеечка, тетрадочка, грибочки, солнышко, доченька, травушка, цветочки).

Группа “Иванушка и Эллиночка” - 23 слова! (Картиночка, тетрадочка, дощечка, книжечка, цветочек, портфельчик, домишко, машинка, замочки, часики, рученька, кофточка, циферка, глазки, волосики, пенальчик, квадратик, брючки, карандашик, рубашечка, пиджачок). Поровну. Кто писал Эллинушка или Иванушка?

Дети: Иванушка. У Эллинушки было бы покрасивее, аккуратнее! (Дети смеются).

Учитель: Вы правильно распределили роли. Почему? Как вы договорились между собой?!

Дети: Мы оба писали. Я писал под Иванушкой, а она под Эллинушкой.

Где Иванушка написано, там я писала, а где Эллинушка – он.

Учитель: Наоборот, вы меня совсем запутали. Почерк у Эллинушки стал, как у Иванушки.

Дети смеются.

Учитель: Опять некоторые слова вызывают сомнение: цветочек. От какого слова?

Дети: Цвет, цветик, цветок.

Учитель: Цветочек. Вернемся к учебнику стр.43. Над этой темой только начали работать. Смотрим низ, красная полоса: голубь голуб-ок голубок –ек (к/ч в суффиксе).

Дети: чередование в суффиксе.

Учитель: Это новое для нас! К этой теме мы еще вернемся. Дальше группа “Антошенька и Дианочка”. 24 слова! (Подруженька, девочка, мальчик, деревушка, бабушка, дедушка, досочка, линеечка, стерочка, тетрадочка, елочка, листик, глобусик, тряпочка, словарик, цветочек, лампочка, коробочка, батареечка, файлик, столик, журнальчик). И то же сомнение – цветочек: 2 суффикса –оч- -ек-. Чередование где?

Дети: В суффиксе.

Учитель: Хорошо! Группа рекордсмен 29 слов! “Ванечка и Юленька”. (Бабушка, бабулечка, рученька, доченька, сыночек, внученька, домик, реченька, кофточка, треугольничек, столик, ротик, пирожочек, стульчик, досочка, линеечка, окошечко, тетрадочка, заколочка, глазки, замочек, шурупик, гвоздик, котик, книжечка, ноженька, носик). Проблема та же, тема не усвоена в словах сыночек, треугольничек, замочек: 2 суффикса.

Ваши материалы работ войдут в последующие уроки, и мы будем разбирать слова по составу. Спасибо, Вам, большое, за работу. Я обобщила ее. Вы вместе написали более 120!

У детей восторг.

Это удивительно, как может суффикс преобразить слова! На предыдущем уроке мы с вами накануне писали сочинения. Как оно называлось?

Дети: “Мои размышления о слове суффикс”.

Учитель: Полностью сочинения зачитывать не буду.

Саша Смагин пишет: “Если бы не было суффиксов, мы не могли друг друга называть ласково. Мне нравится, когда мама меня называет Сашенька”.

Диана Николаева: “Без суффиксов русский язык не был бы такой богатый и красивый!”.

Согласны с этой фразой?!

Дети: Да.

Юля Лиханова: “Суффикс помогает точнее выразить свои мысли и чувства”. Так или не так?!

Дети: Так.

Учитель: Тимур Муртазин: “Суффиксы могут образовывать положительные и отрицательные слова. Например: старичок, старушка, старикан, старикашка”. (Дети смеются).

Учитель: Допустимо ли, так называть пожилых людей? Дети: Нет, конечно.

Учитель: Возьмем слово “старушка”. Посмотрите, пожалуйста, в учебник упр.85 на иллюстрации кого видите?!

Дети: Старушку.

Учитель: Подходит к этой иллюстрации слово “старушка”.

Дети: Да.

Учитель: Какая она?

Дети: Старенькая, с палочкой, улыбается, спина сгорбилась под тяжестью лет. Она не в общежитии живет, а в доме на волшебной полянке. (Дети и гости смеются).

Учитель: Посмотрите внимательно, вокруг летают птички и еще что-то, мы ведь на русском языке!

Дети: Суффиксы, приставки, окончания, буквы, слова.

Учитель: Хорошо. Спасибо. Дорожка, или речка?

Дети: Речка, рыбки прыгают.

Учитель: Это избушка, или избушка на курьих ножках?

Дети: Избушка.

Учитель: Докажите.

Дети: Нет лапок.

Учитель: А что в основании.

Дети: Фундамент.

Учитель: Читаем задание. Запишите стихотворение по законам письменной речи. Прочитайте про себя. Стихотворение это или нет?!

Дети: Стихотворение.

Учитель: Доказывайте.

Дети: Рифмующиеся слова за счет приставок, суффиксов, окончаний.

Учитель: Давайте выйдем на конкретное слово. Читаем 1 строчку.

Дети: В лесу.

Учитель: А где взяли в?

Дети: По смыслу. На поляне.

Учитель: А что такое в?

Дети: Предлог.

Учитель: А вы не называли. Так это предлог, слово, буква, докажите.

Дети: Можно между –в- и – лесу- поставить слово дремучем!

Учитель: Доказал, дальше.

Дети: По речкой, за речкой.

Учитель: Что такое за?

Дети: Предлог.

Учитель: Докажите.

Дети: За голубой, маленькой, большой, узкой.

Учитель: Дальше.

Дети: Стоит избушка.

Учитель: Пропуск какой?

Дети: Суффикс, буква –ш-.

Учитель: Буква, которая пропущена – суффикс?

Дети: Нет, суффикс –ушк-.

Учитель: Какую букву надо писать –ш- или –ж-?

Дети: Ш. Избушечка, избушенька. И знаем суффикс –ушк.

Учитель: Дальше.

Дети: А у избушки…. В избушке?

Учитель: Так у или в?

Дети: У.

Учитель: Я даю подсказку. Нужно писать у, окончание –и-, тема впереди, мы отработаем с вами правописание окончаний. Способ проверки пока не знаем.

Дети: Гуляет старушка. Тоже буква –ш-. Суффикс –ушк- старушечка.

Учитель: Дальше.

Дети:

Мы к избушке подойдем,
В гости к бабушке зайдем,
За избушкой серый кот (картинка нам помогает).
Песни с птичками поет.

Учитель: А где рифма? Я не пойму.

Дети: Избушка – старушка.

Учитель: Какая рифма.

Дети: Созвучие ушка – ушка. Параллельная.

Дети: Подойдем – зайдем.

Кот – поет! Рифма параллельная.

Учитель: Так стихотворение, потому что - рифма?

Дети: Еще по смыслу.

Учитель: Хорошо! Читаем литературно хором.

Дети читают стихотворение выразительно.

Учитель: Теперь читаем с орфограммами, так как написано (хором!).

Учитель: Спасибо! Читаем задание стр.46 “Найди и подчеркни формы одного и того же слова. Как они образованы? Какую роль выполняют предлоги? Выдели в словах основу и окончание”.

Дети: Старушка, избушка, бабушке.

Учитель: Работаем по первой строчке.

Дети: Избушка.

Учитель: Открываем тетради, пишем избушка. Кто напишет, ставит ручку на локоток. 2 строчка.

Дети: У избушки. Поменялось окончание а-и!

Учитель: За счет чего?

Дети: Предлога –у-.

Учитель: Пишем у избушки. Окончание –и- правило еще не изучено.

Дети: Дальше к избушке. Окончание –е-.

Учитель: К бабушке почему не напишем?

Дети: По смыслу разные слова.

Учитель: Дальше.

Дети: За избушкой. Окончание –ой-.

Учитель: Как образована эта группа слов?

Дети: С помощью предлогов.

Учитель: На что повлиял предлог.

Дети: На окончание.

Учитель: Для чего меняется окончание.

Дети: Для связи слов в предложении.

Учитель: Выделяем окончание и основу слов. Таблица нужна?

Дети: Нет.

Работа детей.

Учитель: Что такое основа слова.

Дети: Часть слова без окончания.

Учитель: Что можно сказать про основу слова.

Дети: Она одинаковая. Меняется только окончание.

Учитель: Пошли дальше упр. 86. Любите разгадывать ребусы? Первое слово какое?

Дети: Изба, баба.

Учитель: Уточните.

Дети: Из буквы б – буква а, значит изба.

Учитель: А второй ребус?

Дети: Бабушка, бабенка, бабища.

Избушка, избенка, избища.

Учитель: Так связаны эти ребусы друг с другом, или нет? Посмотрите на начало ребуса. От какого слова будем образовывать?

Дети: Изба.

Учитель: Так, хорошо.

Дети: Избушка, избенка, избища.

Учитель: Пишем второй столбик. Что можете сказать про этот ряд слов?

Дети: Однокоренные (корень –изб-). Добавились суффиксы.

Суффиксальный способ образования.

Учитель: А с окончанием что?

Дети: Не меняется.

Учитель: Почему не меняется? В 1 столбике менялось, а во втором нет?!

Дети: Число не меняется, предлогов нет.

Учитель: А, может быть, вопросы нам помогут?

Дети: Что? Изба, избенка, избища.

Учитель: Как называется такая форма слова?

Дети: Начальная.

Учитель: Разбираем по составу.

Работа детей.

Учитель: Вы сказали суффиксальный способ образования. Попробуйте образовать от слова изба слово, чтоб был суффиксально-префиксальный способ. Чтоб появился префикс, приставка?

Молчание.

Дети: Приизбенка.

Смеются.

Учитель: Еще…. Никак?! Думайте! Не получается. У меня то же никак не получалось, пока я не взяла словарь. Вспомните, когда мы работали с упр.75 и образовывали от слова нос родственные слова, мы удивлялись, а количество не считали. Я потом сосчитала – 86 слов!

Дети: О!О!О!

Учитель: А от слова изба по словообразовательному словарю можно образовать 15 слов. Изба, избушка, избушечный, избенка, избеночка, избишка, избища, избач, избачка, избаческий, избенный, избяной, избной, поизбный, подызбица, изба-читальня.

Меня поразило 2 слова. Я их не знала, пока не открыла словарь. Оказывается, все знать невозможно. Избач ( созвучно скрипач, циркач), подызбица.

Учитель: А знаете, что такое изба – читальня?

Дети: Нет.

Учитель: По словарю С.И.Ожегова изба – читальня – культурно – просветительный пункт в деревне до начала 70-х г.г. А сейчас что?

Дети: Библиотека.

Учитель: На доску вывешиваю карточки со словами: подызбица и избач.

Дети: Избач – мужского рода.

Учитель: Докажи.

Дети: Нулевое окончание.

Учитель: Молодец, хорошо.

Избач – работник избы читальни. Образуйте от слова избач женский род.

Дети: Избачка. (Смеются дети)

Учитель: А подызбица в словаре Даля значение нашла. Может, сами догадаетесь. Какая приставка? В корне чередование и\ы?!

Дети: Под избой.

Учитель: Подызбный, что под избою. Подызбное жилье или подызбица, подклеть, кладовая, погреб или подполье. (Дети удивляются).

Учитель: Сейчас существует такое слово?

Дети: Нет, т.к. дома современные.

Учитель: Возможно, в какой-то деревне это слово еще живет, но я никогда его не слышала. Хотите записать эти слова?!

Дети: Да.

Учитель: В какую группу?

Дети: Во вторую.

Учитель: Сможем разобрать эти слова по составу.

Дети: Да.

Работа детей.

Учитель: Какой способ образования у слова подызбица?

Дети: Суффиксально-префиксальный.

Учитель: Во как!

Может быть вы сможете ответить на вопрос упр. 87. Обсудите значение понятий формообразование, словообразование? Может вам поможет наш сегодняшний урок, столбики слов?!

Дети: Формообразование – это, когда форма образовывается, меняется только окончание. А словообразование, все слово меняется, суффиксы или приставки.

Хочу дополнить Арину, словообразование – смысл у слов одинаковый.

Учитель: Про какой столбик ты говоришь?

Дети: Про второй.

Учитель: Прочитайте еще раз слова: изба, избушка, избенка, избища.

Дети: Разное значение у слов!

Учитель: Какая значимая часть слова влияет на лексическое значение слов?!

Дети: Приставки и суффиксы.

Учитель: А мы много знаем приставок и суффиксов?

Дети: Нет пока.

Учитель: Вернемся к сочинениям.

Ваня Никифоров пишет: “Приставка, корень, суффикс – закадычные друзья, а объединяет их основа. А окончание вот так: то есть оно, то нет его, поэтому дружба не получается никак.

Хорошо, когда всегда вместе дружные друзья!”.

Таня Молотова: “Я всегда суффиксы представляла в виде маленьких разноцветных шариков, которые все говорят по-разному об одном и том же. Хотя они говорят одно и то же предложение. Вот, например, суффиксы, которые увеличивают, говорят: “Я видел такую большущую собачищу”. Вы, наверно, догадываетесь, какие суффиксы говорят так: “Я видел такую большенькую собачонку”. Я говорю ласкательно-уменьшительным суффиксом: “Собака - очень большущая”. А они мне отрицают: “Собачонка большенькая”, а те, которые увеличивают, говорят совершенно по-другому.

Вот как-то раз я представила, что попала в страну суффиксов. Я там видела очень много суффиксов, которые спорили между собой и у них были очень интересные домики.

Суффиксы живут по несколько человек под одной крышей, но некоторые живут и по одному. Около страны суффиксов есть еще два города: страна корней и страна приставок. Жители этих стран очень любят играть между собой в паровозики. И когда они цепляются к корню и получаются новые слова”.

Дети хлопают.

Учитель: Спасибо, ребятки. Вернемся к стихотворению. Мы образовали от слова изба новые слова: избушка, избенка, избища. В стихотворении, какое слово было?

Дети: Избушка.

Учитель: Попробуем прочитать это стихотворение со словом избенка?!

Дети:

В лесу за речкой стоит избенка
А у избенки гуляет старушонка. (Смеются).

Учитель: Со словом избища?!

Дети: В лесу за речкой стоит избища

А у избищи гуляет старучища. (Смеются).

Учитель: Я подобрала к уроку еще 1 стихотворение. Вспомните 2 класс, праздник “День Гимназиста”, на котором мы разыгрывали сценку “Былина” Олега Григорьева. Какой тон у автора в начале стихотворения.

Дети: Ласково, затем насмешка.

Дети все выходят к доске и разыгрывают это стихотворение.

Сидит Славочка на заборчике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: “Дурачок ты, Славочка”.
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: “Ты - дурачище”.
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славища взял скамеищу
Да как треснет Борищу в шеищу.
Плачет Славочка под заборчиком.
Под скамеечкой плачет Боренька.

(Дети смеются и хлопают).

Учитель: В конце как автор относится к героям!?

Дети: Жалеет, насмехается над ними.

Учитель: И, наверное, осуждает за такое поведение. А у нас все нормально бывает между собой.

Дети: Нет, не всегда.

Учитель: Да. Нам то же есть над чем подумать. В заключение урока, хочется зачитать еще сочинения.

Хакимова Алиночка: “Я считаю, что суффикс значимая часть слова и по-своему он занимается словообразованием. Это очень серьезное занятие!”.

Сергина Полиночка: “ Другие слова может превратить в нежные, ласковые: дочурка, березонька, реченька. А может и в дразнилки: хитрюга, жадюга, злюка.

Поэтому, суффикс очень важная и нужная часть слова, которая делает разнообразным русский язык”.

Хафизуллин Тимурчик: “Один суффикс пошел в лес и написал. Я зашел в лесок, сел на пенек и съел пирожок. А затем набрал грибов лукошко, колокольчиков немножко, землянички красной. Притомился, задремал, сон красивый увидал!”. ( Дети хлопают).

Учитель: Ребятки, как вы считаете, вы поняли, что такое словообразование и формообразование?

Дети: Да!

Учитель: Я то же так думаю. Что нам в этом помогло?!

Дети: Суффиксы, приставки.

Учитель: Где этот материал взяли?!

Дети: В учебнике и в словарях!

Учитель: Спасибо, Вам, ребятки за Урок!

На уроке присутствовала Нечаева Наталья Васильевна (автор учебника), которой Эллина Нуруллина зачитала свое сочинение: “Я раньше не знала смысл этого слова, и мне было интересно узнать. Я очень долго думала, пока не вышел учебник 3-го класса Натальи Васильевны Нечаевой, и пока мы не дошли до темы “Заимствованные слова”. Мне очень понравилось это объяснение слова “суффикс” и я узнала, что оно в переводе с латинского языка означает “прикрепленный”. Я поняла, что словообразование – это серьезное занятие. Суффикс умеет делать удивительные вещи. Я хочу привести пример: слово тетя без суффикса простовато как-то, с суффиксом –ушк- тетушка уменьшительно звучит ласкательно, а с суффиксом –к- тетка грубо как-то. фСпасибо, что Вы, Наталья Васильевна Нечаева, выпускаете такие учебники, и будете выпускать!”