“Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств”. (Я.Корчак)
Уважаемые родители!
Новая встреча и новая тема нашего разговора. Вы - люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, - это ваши дети, мальчики и девочки, девушки и юноши, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: “Жизнь состоялась!”. Быть родителями - это и большая радость, и великая ответственность, в какой-то степени акт самопожертвования и самоотречения. Все действительно ценное стоит дорого. И дети не исключение из этого правила.
“Структура личности подростка... В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переходит, все течет”.
(На доске)
Эти слова одного из ведущих психологов ХХ столетия Л.С. Выготского удивительно точны. Развитие подростка - это начало поиска себя, своего уникального “я”. Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: “Не выделяйся, будь такой или таким, как все”. В психологии это период времени называют периодом “брожения” психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями.
Что же является самым главным для ребенка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить.
Любовь – доверие – понимание - поддержка.
(На доске)
Как заметил юморист, с каждым поколением дети становятся все хуже, а родители все лучше, и, таким образом, из все более плохих детей получаются все более хорошие родители.
Для родителей и педагогов этот возраст трудный, для юристов - опасный, а для поэтов - прекрасный.
Итак, это возраст с большим знаком вопроса. И для них и для нас!
Нам необходимо задуматься над вопросом: каким мы хотим видеть нашего ребёнка через несколько лет, какую роль сыграет наша семья в его становлении.
О влиянии особенностей семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребёнка нам расскажет Уркина С.В.
Понимаем ли мы своих детей? Как избежать конфликтов с ними? Как научиться “видеть” их проблемы? Своими мыслями поделится Пери С.В.
Но ни одна книга - справочник по воспитанию не даёт нам полного ответа на эти вопросы. За возникающими конфликтами чаще всего стоит наше нежелание понять ребёнка, увидеть себя его глазами, наше неумение анализировать свои действия и их последствия, авторитаризм.
Самое трудное - понять причины поведения подростка, объяснить мотивы, побудившие действовать определённым образом.
Посмотрите на наше ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ, сколько на нём появилось листочков с вопросами от наших детей, которые хотят быть понятыми и услышанными. Давайте, почитаем их вместе (чтение и обсуждение заранее проведенных исследований детей).
Итак, за что и против чего ведёт борьбу ребёнок в этом возрасте?
Прежде всего:
- за то, чтобы перестать быть ребёнком;
- за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;
- за утверждение среди сверстников.
Уважаемые родители!
- Помогите ребёнку найти компромисс души и тела.
- Все замечания делайте в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков.
- Подробно познакомьте ребёнка с устройством и функционированием организма.
- Помните, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа.
Подростковую психику иногда называют периодом “гормональной дури”. Поиск и становление своего “Я” - это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками.
В семьях, где есть уважение, где каждый имеет права голоса, где у всех есть и права, и обязанности, где отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, ребёнок состоится как человек, как личность.
Готовясь к конференции, нам хотелось узнать мнение детей.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию некоторые итоги теста “Незаконченное предложение”.
1. Семья - это...
2. Мои родители - это...
3. Свет в окнах моего дома - это...
4. Радость в моей семье - это...
5. Горе в моей семье - это...
6. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...
/Родителям предлагаются некоторые из ответов детей на данный тест./
Что же должны сделать родители, чтобы сохранить любовь своих детей? (Родителям раздаются листочки с правилами, идёт их обсуждение).
В переживаниях подростков огромное место занимает дружба и влюблённость. Девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют своё желание. Девочкам
нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, мальчикам - взаимопомощь, понимание.
В 4-7% случаев первая влюблённость ведёт впоследствии к браку. Запрещать в этой сфере - значит сделать подростка несчастным. Эту проблему назиданьями решить нельзя!
А как? Своими мыслями с нами поделится Семенкова В.С.
Растут наши дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся.
Как уберечь своего ребёнка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно, мы не найдём сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.
Слово Акуленко М.В.
Уважаемые родители!
Подходит к концу наш разговор о подготовке к взрослости наших с вами детей.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что вряд ли кто из родителей не хотел бы видеть своего ребёнка счастливым.
А для этого нам нужны такие встречи, которые обогащают всех нас, обращают внимание на то, что ещё не совсем осмысленно, освоено или вообще не замечено в семейном воспитании.
(Желающие берут из конверта карточку и завершают начатое предложение:
“Я согласен с тем, что...”
“Я категорически не согласен с тем, что...”
“На сегодняшней конференции я бы ещё...)
Спасибо!
Мы все хотим невоспитанного сделать - воспитанным, упрямого - сговорчивым, ленивого - трудолюбивым, грубого - ласковым... Пожалуй, вопрос в том, как это сделать? И что самим детям делать с нами - всегда спешащими и мрачными, раздражительными, усталыми?
Как защититься детям от нашего хронического недовольства собой и жизнью, от очень редкого выражения своей любви к ним?
Как нам, взрослым, помочь детям почувствовать, что несмотря ни на что мы всегда и искренне их любим.