Основные практические задачи:
- Повторение алфавита.
- Повторение рифмованного материала и песенки.
Оформление: кабинет (зал) украшен цветными шарами, иллюстрациями к известным немецким сказкам; на доске плакат: "Das ABC – Fest"; магнитофон, кассета с немецкими песенками, вальсами, маршами, польками.
ХОД УРОКА
Звучит музыка.
Ведущие выходят на сцену и открывают праздник.
1-й ведущий: Guten Tag, Ciebe Freunde! Wer feiern heute das ABC – Fest.
2-й ведущий: Добрый день, дорогие
друзья!
Мы рады приветствовать всех, кто пришёл сегодня
на наш праздник: наших первоклассников, мам, пап,
а также наших учителей. И конечно же виновника
праздника – немецкий алфавит.
1-й ведущий:
Как-то раз алфавит немецкий
Расшумелся совсем по-детски!
Буквы спорили так сердито:
Кто из них глава алфавита?
И кого из всех в целом свете
Всех быстрее запомнят дети?
Выходит буква "А".
2-й ведущий:
Буква "А" перед всеми встала,
Заклинание прошептала.
Буква "А": "Apfelbaum!"
2-й ведущий:
Яблоня тут же появилась.
А на ветке – скажите на милость! –
Apfel – Яблоко – засветилось!
"А" сказала, сорвав его с ветки:
(Буква "А" держит в руках яблоко)
"На здоровье кушайте, детки!"
1-й ведущий:
Вдруг упали сверху две точки –
И сейчас же на этой строчке
Буква "Ä" – "А умляут"
Глядь – и яблоко вдруг пропало,
Äpfel – яблоки – появились,
С ветки дерева вниз скатились.
Появляется и уходит буква "Ä", держа в руках корзину с яблоками.
2-й ведущий:
А потом вышла буква "Бэ"
Рассказать о своей судьбе:
Как однажды Biene – пчела –
Мячик – Ball – на лугу нашла.
И о том, что ручей в горах
По-немецки зовётся Bach.
Уходит буква "В", появляется "С".
1-й ведущий:
Буква "Цэ" промолвила:
"В мае я в Café вас всех приглашаю.
А в кафе том хор – Chor – поёт,
Никому грустить не даёт.
Ешьте, слушайте и смотрите:
Я приятней всех в алфавите!"
"С" уходит
2-й ведущий:
Тут предстала "Дэ" перед нами,
Словно важная дама – Dame,
И артикли шли позади –
Эти das, der, des, dem, den, die.
Так шагали они в сапогах –
Чуть не рухнула крыша – Dach.
Проходит "D", а за ней в костюмах артикли.
1-й ведущий:
И пришла тут очередь "Э" нам поведать всё о себе.
Рассказать, как Esel – осёл – как-то к Eulе – сове пришёл.
И сказал, что в наследство – Еrbe – получил он горошину – Erbse.
Он горошину в землю – Erde – посадил немедля,
И вот так богат урожай был – Ernte, –
Что засыпал весь огород!
На смену "Е" выходит "F" в костюме феи.
2-й ведущий: Вот и буква "Эф" подоспела и тихонько песню запела.
"F" поёт:
"Добродушней лягушки – Frosch –
Ты на всём пруду не найдёшь!
Всех прекрасней и веселее
Наша фея, добрая – Fee!"
"F" уходит, появляется "G".
1-й ведущий:
Буква "Гэ", улыбнувшись, встала,
Вилкой – Gabel – о стол постучала –
Garten – сад – возник ниоткуда!
Появляется буква "Н" с игрушечным зайцем в руках.
2-й ведущий:
Буква "Ха" с неба – Himmel – спустилась,
О забор она облокотилась –
И оттуда выскочил сразу
Шустрый серенький заяц – Hase.
"Н" уходит.
1-й ведущий:
Буква "И" поднялась из строчки
С аккуратною шляпой-точкой.
Вместе с ней вышел ёжик – Igel,
На колючках нёс остров – Insel.
А на острове – буква "Йот".
(Чур, не путать с лекарством "йод"!)
Буквы "J" и "I", взявшись за руки, уходят.
2-й ведущий:
Буква "Ка" подружилась с кошкой.
Поиграла с нею немножко.
Назвала по-немецки – Katze.
Стала кошка тут умываться.
Тёрла мордочку лапкой киска,
Kopf – головку – склоняя низко.
Уходит буква "К", унося мягкую игрушку – кошку.
1-й ведущий:
Буква "Эль" так горда, важна:
В слово "Löwe" входит она!
А ведь Löwe по-русски – лев!
Лев же – царь зверей на земле!
Букве "Эль" поэтому снится,
Что она среди букв царица.
Уходит буква "L" с короной на голове.
2-й ведущий:
Буква "Эм" сказала всем прямо:
"До чего же вы все упрямы!
Я всегда была самой-самой:
В слово Mutti вхожу я – мама!"
1-й ведущий:
Буква "Эн" – капризная очень!
Ничего-то она не хочет.
Что ни спросишь – один ответ:
"Nein!", чтo значит по-русски – "нет!".
2-й ведущий:
Ну, а что любит буква "О"?
Любит свежие фрукты – Obst!
На печи любит греться – Ofen.
И возиться с быками – Oxen.
1-й ведущий:
Масло постное Öl называется,
"О умляут" как сыр в нём катается.
2-й ведущий:
Буква "Пэ" промолвила вот что:
"Слово Post означает "почта",
А без почты, мои друзья,
Людям жить ну никак нельзя!"
Уходят О и О-умляут.
1-й ведущий:
Молча слушала буква "Ку"
Без любимой подружки "У".
Quark – творог – и Quelle – родник –
Букву "Ку" с буквой "У" роднит.
"Ку" одна в словах не встречается
И сама никак не читается.
2-й ведущий:
Буква "Эр" у пруда уселась,
В гладь зеркальную погляделась
И сказала "R":
"Это не я! Это русская буква Я!"
2-й ведущий:
Ворон – Rabe – высказал мнение:
"Это всё же твоё отражение!"
1-й ведущий: Буква "Эс" змеёй изогнулась,
Чуть до неба не дотянулась!
А змея – по-немецки – Schlange.
Ты не путай её со шлангом!
Буква "Тэ" проворнее всё же.
И на стол она – Tisch – похожа.
Выходит буква "U", на шее у неё висят на шнурке часы.
2-й ведущий:
Буква "У" провисла как шнур:
"Ох, часы тяжёлые – Uhr!"
Выходит У-умляут.
2-й ведущий:
Словно клоун из цирка, над строчками,
"У умляут" жонглирует точками.
Выполняет она в движении
Übung – сложное упражнение.
1-й ведущий:
Буква "Фау" со всеми дружит,
Vatti – папy – зовёт на ужин.
Вышла из леса – Wald – буква "Вэ",
Прилегла отдохнуть на траве.
2-й ведущий:
Ну а буква "Икс" – иностранка
И ведёт себя очень странно:
Где найдёшь немецкое слово,
Что начаться с неё готово?
Лишь слова из чужой земли,
Что в немецкий язык пришли.
Xylophon, например, – ксилофон,
Из далёкой Греции он.
Подходит буква Х в тёмных очках, изображающая иностранку.
1-й ведущий:
Буква "Ипсилон" – гостья тоже
И недаром на "Икс" похожа.
Да, такой горделивой даме
Не дружить с простыми словами!
2-й ведущий:
Подошла к иностранкам "Цэт".
И, с улыбкою на лице, им сказала:
"Ну чем вы гордитесь?
Лучше вы поудобней садитесь –
Покажу вам своих друзей.
Ведь с друзьями жить веселей!
Показывает картинки.
Вот коза весёлая – Ziege,
Принесла кирпич она – Ziegel.
Zwiebel – лук – полезный и вкусный…
Без друзей же – скучно и грустно!
1-й ведущий:
Тут решили буквы дружить,
В умных книжках людям служить.
И не важно, кто, где стоит.
И с кого начался алфавит!
Ведущие предлагают исполнить алфавитную песенку. Затем ведущие приглашают детей принять участие в весёлых играх. В играх все дети делятся на команды. Очки, баллы, заработанные на отдельных этапах кем-то из команды, зачисляются на счёт всей команды.
1. Эстафета: на доске двумя столбиками записаны русские имена. Каждый участник эстафеты записывает эти имена по одному на немецком языке. Какая команда быстрее закончит?
Коля – Kolja Анна – Марина – Наташа – Вероника – |
Лена – Олег – Саша – Яна – Оля – |
На другой доске написаны в две колонки названия немецких городов с пропусками, которые командам надо заполнить. Выигрывает та, которая это быстрее сделает. Mün–en, B–n и т.д.
2. "Поле чудес". Отгадываются слова:
а) числительные fünf и т.д.;
б) прилагательные, например, klug и т.д.;
в) существительные das Mädchen и др.
3. Ведущий предлагает вспомнить знакомые рифмовки.
Праздник завершается подсчётом общей суммы баллов у команд, награждением. Ведущие благодарят всех участников.