Тип занятия: интегрированное (программы “Мир вокруг нас”, “Музыкальная азбука”, “Волшебные краски”).
Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.
Задачи:
- познакомить обучающихся с обычаями и традициями русского народа;
- воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
- формировать эстетический вкус;
- развивать воображение и фантазию.
Оформление: <рис. 1>
- ваза,
- веточки вербы,
- блюда с крашеными и расписанными яйцами,
- блюдо с куличом,
- колокол.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик.
Педагог 1: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.
Слушание музыки.
Педагог 1: Что же вы представляли себе, слушая музыку?
Ответы детей.
– Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?
Педагог 1: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.
Педагог 2:
Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад,-
Весь мир весне весёлой рад!
– Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.
Дети делятся своими наблюдениями.
Педагог 2: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?
Ответы детей.
– А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?
Ответы детей.
Педагог 2: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.
Выбор детьми рисунков.
Педагог 2: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков <рис. 2> на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж <рис. 3>.
Звучит инструментальная музыка, дети прикрепляют картинки.
Педагог 2: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?
Ответы детей.
Педагог 2: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?
Ответы детей.
Педагог 2: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?
Ответы детей.
Педагог 2: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.
Педагог 1 с детьми исполняют “Веснянку” . Появляется весна с веточками вербы.
Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?
Ответы детей.
Весна:
Весна ещё не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь вербы распушила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам –
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
Весна: А вы знаете, какой
христианский праздник отмечался в прошлое
воскресенье?
Это вербное воскресенье, оно последнее перед
Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома.
Листочки на деревьях к этому времени ещё не
появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет
силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до
каждого из вас веточками, чтобы вы росли
здоровыми, послушными и разумными.
Весна дотрагивается до детей веточками вербы и дарит их детям.
Педагог 3: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.
Педагог 3, весна и дети украшают веточки бантиками.
Педагог 3: Красивый ли у нас получился весенний букет? <рис. 4> Нравится Вам?
Ответы детей.
Педагог 1: Давайте вместе с Весной мы споем песню “Верба, Верба, Вербочка”.
Дети встают в круг и водят хоровод.
Педагог 2: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.
Сердце с бедами свыкается –
Но, когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьей.
Педагог 2: Пасха – самый главный
праздник церковного года, день воскрешения
Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего
дурного. Это праздник надежды на будущее,
радость, победа Добра над Злом. Празднуют Пасху и
многие неверующие, ведь она – начало весны и
пробуждения природы.
Именно в этот день людям можно было войти в
церковную звонницу и прикоснуться к волшебным
звонам, не только взрослым, но и детям – это
бывает один раз в году. Это сегодня можете
сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда,
когда вы будете точно знать, что вы хотите
попросить. Это такая просьба, которая может
кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о
выздоровлении, спасении и тому подобном.
Попросите самое заветное, но про себя, в полной
тишине.
Дети подходят к колоколу и загадывают желания.
Педагог 2: Правда, красивый русский обычай?
Педагог 3: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?
Ответы детей.
Педагог 3: Украшают дом, пекут куличи,
красят яйца.
Накануне Пасхи дети и взрослые красят и
расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны
и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ
надежды.
Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть
писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите
где писанки (расписанные яйца), а где крашенки
(просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с
вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу
закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.
Дети расписывают и украшают яйца.
Педагог 3: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.
Пока расписанные на занятии яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами с символами.
Педагог 3: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру.
Звучит любая народная музыка
Педагог 3: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.
Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.
- Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
- Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
- Пестрое – от веснушек.
- С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
- С жёлтыми колосьями – для урожая.
- С домом – к новоселью.
- С дубовым листом – будешь сильным.
- С зайчиком – этот символ означает храбрость.
- С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
- Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.
Педагог 3: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.
Свои готовые работы дети подвешивают к пасхальному петушку в мешочках, заранее изготовленных мамами (связанных крючком, спицами; сплетенных в технике макраме).
Педагог 1: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.
Игра “Кострома”. После игры дети рассаживаются на стульчики.
Педагог 2: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?
Ответы детей.
– Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?
– О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?
Весна:
Есть сюрприз у меня
В честь торжественного дня.
Ближе детки подходите,
Да в корзинку посмотрите.
Испекла я куличи –
Как вкусны и горячи.
Куличи вы разбирайте,
Пасху дальше отмечайте.
Дети разбирают куличи.
Педагог 2: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.
Инструментальная музыка. Дети покидают зал.